Ссылки для упрощенного доступа

"В США за фальсификации можно надолго сесть"


Глава "Партии прогресса" в Татарстане Эльвира Дмитриева рассказала "Idel.Реалиям" о своей недавней поездке в США в рамках программы "Открытый мир", где россияне и американцы вот уже 25 лет обмениваются опытом. Дмитриева рассказала о самой программе, местном самоуправлении и недавно прошедших президентских выборах в США.

О ПРОГРАММЕ "ОТКРЫТЫЙ МИР"

– Мне очень повезло. "Ассоциация школ политических исследований" при Совете Европы номинировала меня для участия в программе и поездки в США для знакомства с муниципальным самоуправлением.

Напомним, 9 декабря 2014 года Министерство юстиции внесло эту организацию в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Они приглашают абсолютно всех, вне зависимости от политической или какой-то другой принадлежности. Иногда к ним и единороссы приезжают. Они читают гражданское просвещение для всех.

Я съездила в Москву на семинар в этом году. Я – либерал, но тогда поняла, что мало знаю про историю либерализма в России. Потом я поехала на семинар в Стокгольм, в Белград. И тогда уже можно было номинироваться от организации на программу "Открытый мир". Этой программе 25 лет уже. Она абсолютно бесплатная. Цель программы в том, чтобы американцы ездили в Россию, а россияне в США, и делились опытом. Это не только по местному самоуправлению, там разные программы – по выборам и т.д.

О СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ

– Я участвовала в программе Чикаго-Вашингтон, есть еще Вашингтон-Сент-Луис. Нам рассказывали о местном самоуправлении, о становлении американского федерализма. Местное самоуправление заключается в том, что нас возили к мэру маленького города, в пожарную часть, в библиотеку, в полицию. Это очень интересно. Там нам удалось не просто послушать лекции, а именно пообщаться с людьми.

Например, мы общались с федеральным судьей и присутствовали на судебном заседании. Мне показалось удивительным, как судья долгое время объяснял подсудимому, что если он признается и отказывается от суда присяжных (а так и было), то он лишается ряда прав. Судье было важно максимально четко объяснить это обвиняемому.

Мы были в прокуратуре города. Наша группа состояла где-то из 35 человек и мы задавали каждому, с кем встречались в рамках программы, вопросы о работе. Адвокат из Москвы спросила есть ли в США омбудсмен по защите предпринимателей от рейдерства. Прокурор не поняла вопроса и сказала, что нет смысла дублировать прокуратуру. Это было довольно смешно.

Государственные защитники они не просто "отбывают время в суде", они действительно защищают людей

Заканчивая судебный день, мы были у государственных защитников. Это общественная организация, не государственная. Это очень хорошая организация, они не просто "отбывают время в суде", они действительно защищают людей. Я спросила про зарплату, они сказали, что с их компетенциями они частной практикой зарабатывали в 10 раз больше – 600-700 тысяч долларов в год, но они хотят защищать людей. Видно было, что для людей это не просто работа, а настоящее призвание. Одна из адвокатов сказала, что для них главная задача – не дать человеку сесть в тюрьму и дать ему второй шанс. Это не какие-то отбросы судебной системы, это настоящие профессионалы, которые по своим убеждениям остаются работать в этой системе.

У них очень хороший офис с прекрасным видом на озеро Мичиган. Вообще, я заметила, что у общественных организацию у них очень красивые офисы.

О ПОЖАРНЫХ, ПОЛИЦИИ, ЦЕНЗУРЕ И БИБЛИОТЕКАХ

– В один из дней мы поехали в маленький город Уокиган – население 100 тысяч человек. И мы там сначала были в пожарном департаменте. Пожарный – это самая престижная и уважаемая профессия в США. Они не зависят от федералов, только от жителей. Многие пожарные работают десятилетиями, туда же вечерами их дети приходят после школы и проводят там время. У них есть еще и такие пожарные отделения, которые состоят из добровольцев.

Пожарный – это самая престижная и уважаемая профессия в США

В США пожарные не только тушат пожары, но также оказывают экстренную медицинскую помощь и привозят в больницы пострадавших. Формально, они выезжают на все случаи, как-то связанные с огнем и задымлениями.

В полиции сказали, что в их городе произошло за последние несколько лет всего пять убийств и это при населении в 100 тысяч. Мы спрашивали, конечно, и про оружие у гражданских, полицейские считают, что это правильно – люди должны иметь возможность защитить себя до приезда полиции. Также нам рассказали, что в полиции есть дружинники, только их не назначают – они сами вызываются. У нас вообще были специфические вопросы из российских реалий, которые иногда загоняли людей в тупик.

У нас были специфические вопросы из российских реалий, которые иногда загоняли людей в тупик

Известные американские журналисты выступали перед нами. Мы вопросы задавали. Мой вопрос был такой: "У нас в стране цензура. В случае если у вас было бы преследование журналиста или введение цензуры, то какие способы самоорганизации для защиты коллег вы бы выбрали и на что готовы были бы пойти лично вы?" В общем все четверо не поняли вопроса. Сказали, что были случаи когда кого-то не хотели пускать на пресс-конференцию, но он показал удостоверение, подошли другие журналисты и его пустили.

Вторая по престижности профессия в США – библиотекарь. Нас привели в большую библиотеку. Она нас очень поразила! Это довольно большое здание. Мы заходим и первым делом видим какие-то космические объекты и экспонаты – скафандр, еда и перчатка космонавта, такой-то кусок двигателя. Мы спросили для чего в библиотеке стоит экспозиция про космос, нам ответили, что администрация библиотеки таким образом решила привлечь людей и попросили у NASA некоторые экспонаты.

Вторая по престижности профессия в США – библиотекарь

В библиотеке огромный ассортимент детских книг, есть и те, которые наши библиотеки не покупают, боясь, что они как-то не так повлияют на ребенка. У них также есть проект, в рамках которого любой желающий может сдать в библиотеку свои книги, а там их выставят на продажу по одному доллару. На вырученные деньги в библиотеке обновляют выставки и интерактивные материалы.

Были мы также у мэра того города. Он много лет работал пожарным, а потом решил избраться мэром, его поддержали. Сейчас он подумывает снова избираться на следующий срок. Выборы мэров у них, кстати, прямые. Как и шефа полиции.

О ВЫБОРАХ В США

– Ближе к выборам мы посетили избирательный участок в пригороде Вашингтона, в штате Мэриленд. Там был человек, который нам рассказал о системе выборов. Рядом с участком там стояли агитаторы от демократической партии – у них нет дня тишины. Ты можешь агитировать, но не на участке. Когда ты туда входишь, у тебя даже на одежде не может быть символики – значков и всего такого. На участке в США проведена черта, переступая через которую агитации быть не может.

Когда мы туда приехали, там было предварительное голосование. Вся агитация сводилась к тому, что по городу стояли таблички, которые люди просто втыкают в газон у своего дома. Листовок в большом количестве по городу мы не видели, были какие-то местные выборы, но совсем немного. Вся агитация у них идет по ТВ в основном. Вид города не обезображен, вот о чем я. Кстати, спортивной агитации было очень много.

У них же не только выбирали президента, но и сенаторов. Я вот не знала, что сенаторы обновляются не все сразу, а каждые два года обновляется лишь их треть. Как нам объяснили, это делается для того, чтобы между ними не было слишком тесной связи.

В этот раз поднимался вопросы в некоторых штатах о легализации марихуаны

Когда в США проходят выборы, чтобы не занимать граждан в другое время, они часто поднимают и другие вопросы. Например, в этот раз поднимался вопросы в некоторых штатах о легализации марихуаны. Это что-то вроде референдума.

Нам рассказали организаторы, что им довольно долго пришлось договариваться, чтобы группу нашу пустили на избирательный участок. У них так не принято. Мужчину, который нас сопровождал мы замучили вопросами так, что, мне показалось, что он в какой-то момент испугался, что мы вбросим бюллетени (Смеется).

У них есть процедура предварительной регистрации для голосования. Когда они приходят на участок, то просто сообщают свою фамилию, место жительства, день и месяц рождения. Даже год не говорят. Если все это сходится, то им выдают бюллетени. Мы спросили, что так довольно просто можно обманут и проголосовать, например, за соседа. На что нам сказали, что это фальсификация и уголовное преступление. Они очень удивились.

Так довольно просто можно обманут и проголосовать, например, за соседа

Люди получают бюллетени в конверте. Когда они ставят отметку, то подходят к специальной машине и сканируют свой бюллетень, если они где-то не поставили галочку, то автомат спросит их уверены ли они, что не хотят проголосовать по этому вопросу. Мне очень понравилось, что у них там есть аппараты для голосования людей слабовидящих, не знающих грамоты, для глухих.

Там на участках все очень строго. Нас предупредили, что никакой съемки на участке просто быть не может. Даже на входе сказали выключить телефоны. При этом никаких серьезных нарушений на их участках просто быть не может. Во-первых, в США фальсификации – это очень серьезное уголовное преступление и за него можно надолго сесть. Во-вторых, аппарат для считывая бюллетеней не позволит много вбросить.

Аппарат для считывая бюллетеней не позволит много вбросить

Организаторы построили нам поездку так, что после того, как участки на выборах закрылись, мы поехали в бар. Они всегда голосуют за демократов. В баре были включены телевизоры и много людей наблюдали за тем, как подводятся итоги. Все довольно быстро считается, потому что в ручную считать не нужно – там стоят везде эти аппараты.

О ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ

– Как нам объяснили, все в штабе демократической партии работают на волонтерской основе и никто не получает никаких денег. Кроме того, у них вообще по стране 80% человек в той или иной степени – волонтеры, не только на выборах, а вообще. У них очень хорошо организована работа со СМИ и волонтерами. Даже на низшем уровне – мы, например, были и видели, как работает штаб кандидата в сенаторы от демократов в небольшом городе.

Мы были в Чикаго, а это очень демократичный город – там находится штаб-квартира партии. Там мы видели штаб кандидата в конгресс. Понятное дело, что все себя нахваливают, но есть одно, что мы слышали и от самих партийцев, и от преподавателей университета – образованные люди в США поддерживают именно демократов. Это такой интересный факт.

Демократы ведут активную агитацию от дома к дому. Республиканцы же больше показывают ролики на ТВ

Также в штабе утверждали, что именно представители их партии ведут наиболее активную агитацию от дома к дому. Республиканцы же больше показывают ролики на ТВ. Есть разница и в размере финансирования партии – у республиканцев это большие доноры, а у демократов – небольшие взносы от обычных людей. Средний чек – 27 долларов.

Интересно то, как демократы проводят низовую работу. Они берут специальный бланк и отправляются по домам. У граждан они спрашивают, за кого те собираются голосовать. Если человек за их кандидата, они ставят плюс, если нет – минус, а вот если сомневается, то задают ему несколько вопросов. Это такие якорные вопросы, которые могут помочь определиться человеку, какая партия ему ближе. Например, о легализации марихуаны, о ношении гражданами оружия, об отношении к меньшинствам. Они учитывают и такие показатели, как уровень образования, возраст, пол, семейное положение. Все это важно для агитации. Если человек сомневается, то к нему придут еще раз.

У них есть система, над которой мы немного посмеивались – у нас это считается незаконным. Дело в том, что, если человек по какой-то причине не может приехать на участок, но готов проголосовать – например, машина у него сломалась – то его привезет кто-то из представителей партии, за которую он хочет проголосовать. Это у них абсолютно нормально.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.​

XS
SM
MD
LG