Ссылки для упрощенного доступа

Лесополоса черная: города Поволжья уничтожают свои "зеленые легкие"


Лес Минобороны в Казани у РКБ. 18 февраля 2014 года
Лес Минобороны в Казани у РКБ. 18 февраля 2014 года

Ситуация с городскими лесами почти во всех регионах Поволжья за редким исключением плачевная: их правовой режим не соблюдается. Хотя леса в городах всё еще есть, их границы зачастую не установлены. А если нет границ, становится практически невозможным доказать, где лес, а где – "свободная от застройки территория", предназначенная местной властью для реализации инвестиционных проектов или возведения коттеджей.

Единственное, что отличает ситуацию в одних регионах и районах от других – это “зубастость” органов прокуратуры. В одних они через суд вынуждают местные власти проявлять заботу о лесе. В других – как будто ждут, когда заботиться станет уже не о чем.

БАШКОРТОСТАН

В иных регионах прокуроров даже не останавливают благие намерения местных властей, готовых выполнить необходимые действия по собственной инициативе.

К примеру, в ноябре 2015 года башкирский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с иском к администрации Уфы. Прокурор требовал обязать последнюю провести работы по определению границ уфимских городских лесов и постановке на государственный кадастровый учет.

В районном суде прокуратура потерпела фиаско, зато в Верховном суде Башкортостана её требования оказались удовлетворены

Это притом, что всего месяцем ранее управление земельных и имущественных отношений администрации Уфы объявила открытый конкурс, а в декабре 2015 года заключило контракт с ФГБУ "Рослесинфорг", срок исполнения которого истекает 25 декабря 2016 года. Предметом контракта было выполнение работ по лесоустройству, определению границ городских лесов и постановке на государственный кадастровый учет лесных участков, разработке лесохозяйственного регламента городских лесов, расположенных на территории Уфы. Правда, контракт распространялся на городские леса общей площадью 21594 га, а в прежнем лесохозяйственном регламенте указывалось, что по состоянию на 1 января 2014 года их было на 173 га больше.

В районном суде прокуратура потерпела фиаско, зато в Верховном суде Башкортостана её требования оказались удовлетворены. Судебная коллегия по административным делам Верховного суда сочла, что на момент рассмотрения дела администрацией Уфы не разрешены вопросы по охране, защите и использованию городских лесов.

УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

В Ульяновской области радикальное сокращение площади городских лесов наблюдается даже в Лесном плане. Согласно документу по состоянию на 1 января 2010 года в Ульяновской области было 3,2 тысяч га городских лесов. Их львиная доля – 2,9 тысяч га - находилась в Ульяновске. А на начало 2016 года городских лесов осталось 390 гектаров на всю область: 190 га – в Димитровграде, 160 га – в Барышском районе, 30 га – в Инзенском и 10 га – в Сурском. И нисколько – в столице (к счастью, в ней пока еще есть леса на землях лесного фонда – 0,8 тыс. га и обороны и безопасности – 2,5 тыс. га).

Вероятно, с целью сохранить последние крохи, ульяновский межрайонный природоохранный прокурор в прошлом году обратился в суд к иском к администрации Димитровграда. Надзорный орган требовал обязать администрацию произвести кадастровый учет и регистрацию права собственности на лесные участки, на которых расположены городские леса Димитровграда, а также вести в отношении последних государственный лесной реестр в пределах предоставленных полномочий. Димитровградский городской суд требования прокурора удовлетворил.

МАРИЙ ЭЛ

Судя по изданным в конце девяностых постановлениям, власти Марий Эл в то время относились к городским лесам с трепетом. К примеру, правительство республики в 1998 году в Постановлении №304 рекомендовало главам городских округов, муниципальных районов и поселений Марий Эл придать лесам в границах населенных пунктов (городским лесам) статус особо охраняемых природных территорий (ООПТ) местного значения. А в Постановлении мэра Йошкар-Олы №851 1999 года пяти городским лесным территориям был придан статус ООПТ. Это "Сосновая роща" площадью 402 га, “Дубовая роща” - 149 га, “Нагорный” – 53 га, “Сосновый бор”- 92 га, “Коллектив” - 105 га. Всего 801 гектар.

К 14 января сего года, как следует из Перечня ООПТ местного значения Республики Марий Эл, из этого списка особо охраняемыми остались только две йошкар-олинские территории, да и они существенно потеряли в площади. "Дубовую рощу" урезали до 135,9 га, "Сосновую" - до 346,4 га.

“Коллектив” и “Сосновый бор” лишились охранного статуса после включения в границы других муниципальных образований, "Нагорный" - находясь в пределах Йошкар-Олы.

В июне прошлого года столичная мэрия предприняла попытку лишить статуса ООПТ оставшиеся территории, издав акт об утрате силы постановления №851 1999 года. Этому под напором местных активистов помешала марийская межрайонная природоохранная прокуратура, добившаяся в суде признания данного акта недействующим с момента принятия.

УДМУРТИЯ

Городские леса Ижевска – это бывшие земли лесного фонда, официально переданные администрации города в целях осуществления их использования, охраны, защиты и воспроизводства. По данным Лесного плана их площадь по состоянию на 2010 год составляла 8,7 тысяч гектаров.

Создана территориальная единица* управления городскими лесами - Ижевское лесничество муниципального образования “город Ижевск”. Правда, обязательного приказа Рослесхоза об установлении границ Ижевского лесничества отыскать в сети Интернет не удалось.

* Термин лесничество используется в двух значениях. Первое и более привычное - административная структура. Второе - территориальная единица управления в области использания, охраны, защиты и воспроизводства лесов (проще говоря, территория определенной площади с установленными границами). Можно провести аналогию с кадастровым делением территорий. Единицами кадастрового деления являются кадастровые округа, районы, кварталы. А лесные территории делятся на лесничества, участковые лесничества, кварталы и выделы. Границы лесничеств (как территорий) устанавливает Рослесхоз.

У нас нет городского лесхоза. У нас нет лесоустройства. У нас нет лесных питомников – они ликвидированы.

В 2010 году администрация Ижевска утвердила лесохозяйственный регламент лесничества, в редакции которого за 2013 год общая площадь лесов составляла 7951 га – на 750 га меньше, чем в 2010 году. Судя по всему, ижевский лес уходит под застройку. Это подтверждает ландшафтный архитектор, член Совета по градостроительной деятельности при главе Удмуртской Республики Любовь Яковицкая, которая с 1993 по 2005 годы была главным дендрологом Ижевска.

- У нас нет городского лесхоза. У нас нет лесоустройства. У нас нет лесных питомников – они ликвидированы. Леса относятся к Управлению охраны природы Ижевска. В нем - полтора человека, которые якобы курируют все леса... За лесами у нас практически не ухаживают, они не обустраиваются, за ними никто не следит. Там ходить невозможно. В них страшно зайти. Я бы даже сказала, что [после передачи городу все леса] – это бомжи, без документов. Это всё не зафиксировано, не зарегистрировано. Это, как у нас говорится, свободные от застройки городские территории.

Яковицкая считает, что, когда лес находился в гослесфонде, за ним осуществлялся контроль. Городскую лесную территорию курировали около шести лесников. Они регулярно совершали обходы и знали все проблемы в каждом районе. Ввиду жестких наказаний захватить кусочек леса или срубить дерево было невозможно. Отводы земельных участков были запрещены.

- А сейчас у нас… Мы расширяем микрорайон Столичный (за счет леса – "Idel.Реалии"), в Ленинском районе Шунды расширяется, Радужный микрорайон расширяется, этот наш пресловутый Холмогоровский лес... (планы по застройке Холмогоровского леса, отделяющего жилые районы от Республиканской туберкулезной больницы, всколыхнули ижевскую общественность. С легкой руки местной власти в 2014 году 4 га леса были проданы татарстанской компании ООО "УК "ТрансТехСервис", предположительно планировавшей там построить торгово-развлекательный центр с прилегающей к нему автостоянкой на 1200 машиномест – "Idel.Реалии").

При этом прокуратура, по словам Яковицкой, в суды для защиты городских лесов не обращается.

САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ

Еще в 2009 году Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд удовлетворил заявление Министерства имущественных отношений Самарской области к Департаменту лесного хозяйства региона, фактически признав 8118 гектаров леса в границах городского округа землями населенных пунктов, не имеющими отношения к федеральной собственности. Однако городскими лесами, обеспеченными правовой защитой, после этого они не стали, считает председатель общественного движения "Зелёная лига" Сергей Симак.

Лес должен быть поставлен на кадастровый учет - именно как городской лес. Он должен быть принят на баланс муниципалитета.

- Этот правовой статус возникает не автоматически после передачи [лесов из федеральной собственности в муниципальную], а по результатам оформления, постановки на кадастр. И эта процедура до сих пор не завершена, - объясняет Симак. - Должно быть проведено межевание. Лес должен быть поставлен на кадастровый учет - именно как городской лес. Он должен быть принят на баланс муниципалитета.

Отсутствие официального оформления, по мнению Симака, привело к тому, что около трети леса, который область должна была передать администрации Самары в 2009 году, уже потеряна.

В прошлом году суды Самары и Тольятти удовлетворили требования городских прокуроров и обязали администрации городских округов провести работу по лесоустройству, разработать и утвердить лесохозяйственные регламенты городских лесничеств, поставить лесные участки на кадастровый учет и включить их в реестр муниципальной собственности.

Этой весной по итогам открытого конкурса Департамент градостроительства Самары заключил муниципальный контракт с ООО НПП "Компьютерные технологии" на выполнение кадастровых работ в отношении городских лесов. Однако уже в мае контракт был расторгнут. Работы вновь не выполнены.

- Сейчас у нас переходный период, - продолжает Сергей. - С 30 декабря ликвидируется Тольяттинское лесничество. Самарское лесничество уже ликвидировано (эти административные структуры после решения суда 2009 года продолжали временно управлять городскими лесами до момента создания соответствующих муниципальных подразделений — Н.Б.). Сотрудники лесничеств Минлесхоза, их большая часть - уже уволены. Остался только главный лесничий Тольяттинского лесничества. Он получил уведомление о сокращении с 30 декабря. Причем муниципальные структуры, которые должны обслуживать леса — еще в точности не определились, какими они будут, и как будут организованы. В Самаре вроде бы принято решение, но оно пока не окончательное. В Тольятти принимается решение: то ли это будет подразделение в рамках Департамента городского хозяйства, то ли в рамках Департамента управления имуществом. До весны, в лучшем случае до марта они будут созданы, и то — если повезет.

НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа и Арбитражный суд Нижегородской области в 2006 и 2007 годах признали недействительным право федеральной собственности на участки лесного фонда в границах Нижнего Новгорода площадью 3776 га и Дзержинска - 19341 га. В обоих случаях суды сочли спорные участки относящимися к городским лесам.

Приказом Рослесхоза от 26 декабря 2013 года №427 утверждены границы Нижегородского (городского) лесничества общей площадью 6996 га. Кроме того, в городе располагается Сормовское лесничество площадью 1733 га — пока только на его земли муниципалитет зарегистрировал право собственности. Все городские леса столицы области находятся в ведении МКУ "Лесопарковое хозяйство".

Председатель Совета общественного движения "Экологический центр "Дронт" Асхат Каюмов полагает, что в Нижнем Новгороде острых проблем с городскими лесами нет. Но они есть в Дзержинске, где "всё время пытаются куски городских лесов отдать под жилую застройку".

В самом деле, согласно лесохозяйственному регламенту Дзержинского городского лесничества его площадь сейчас составляет 15950 га — на 3391 га меньше первоначальной. На это обстоятельство указал нижегородский межрайонный природоохранный прокурор, предъявив иск в суде к местной администрации. Прокурор потребовал обязать последнюю произвести кадастровый учет лесных участков, причем первоначальной площадью в 19341 га, регистрацию права собственности на них и обеспечить установление границ лесничества в Рослесхозе. Весной суд эти требования удовлетворил.

В ходе постановки на кадастровый учет наверняка что-нибудь выкроят. В этом я более чем уверен.

Относительно благоприятная ситуация со столичными городскими лесами может отчасти объясняться их дополнительной защитой.

- Большая часть наиболее интересных вещей, которые могли бы представлять интерес для освоения - они в статусе ООПТ регионального значения находятся, поэтому туда просто не суются, - объясняет Каюмов. - Пока границы ООПТ устанавливали, город откусывал помаленьку. Было такое. Мы их задолбали: лес не лес - ругались. А когда границы установили, самые привлекательные для коттеджей в городе земли оказались под областной охраной. И область достаточно жестко за этим следит. А все остальное... город видит: леса и леса - их же нельзя никуда под застройку. Но в ходе постановки на кадастровый учет наверняка что-нибудь выкроят. В этом я более чем уверен.

ТАТАРСТАН

Самые крупные лесные массивы в черте населенных пунктов в Татарстане приходятся на Казань. Их общая площадь в столице превышает 8,5 тысяч гектаров. В них входят леса на бывших землях лесного фонда — около 3,5 тысяч га, обороны и безопасности — примерно 1,5 тысяч га, городской лес "Лебяжье" со статусом ООПТ местного значения - свыше 3,5 тысяч га, а также отдельные лесные массивы.

В отличие от Нижнего Новгорода, Самары и Дзержинска, здесь суды не выносили решений, которые бы разом лишили федералов права собственности на их лесные земли в черте города. Но когда возникает спор об отдельных лесных участках, которыми исполнительный комитет Казани распоряжается по своему усмотрению, суды общей юрисдикции, как правило, встают на сторону местной администрации.

Когда возникает спор об отдельных лесных участках, которыми исполнительный комитет Казани распоряжается по своему усмотрению, суды общей юрисдикции, как правило, встают на сторону местной администрации

Однако последняя ни один гектар леса не поставила на кадастровый учёт как городские леса. В отношении них она не проводила лесоустройство. Городское лесничество (как территория) не создано, как и не создан специализированный муниципальный орган для управления лесами. Лесохозяйственные регламенты не утверждены — вместо них на все территории, кроме ООПТ, распространяется действие градостроительных регламентов. Леса постепенно застраиваются.

После представления казанского межрайонного природоохранного прокурора территория "Лебяжье" в основном поставлена на кадастровый учет, правда, как "ООПТ - городской лесопарк "Лебяжье", а не городской лес*. Казанский филиал ФГБУ "Рослесинфорг" разработал проект лесохозяйственного регламента ООПТ, но информации о его утверждении или обсуждении нигде в открытом доступе нет.

* Принципиальная разница между городским лесом и ООПТ местного значения в Казани заключается в режиме использования территории. Правовой режим городского леса определен Лесным кодексом, режим ООПТ местного значения устанавливает городская администрация. Как следствие, в ООПТ "Лебяжье" допускается запрещенное в городских лесах капитальное строительство, самое грандиозное из которых - грядущая высокоскоростная железнодорожная магистраль "Москва- Казань". Кроме того, исполком Казани вправе произвольно менять границы ООПТ, в то время как изменение границ городского леса, приводящее к сокращению его площади, согласно Лесному кодексу, запрещено. Несоответствие режима ООПТ "Лебяжье" лесному законодательству надзорные органы, видимо, предпочитают не замечать.

Пока прокуроры пытались защищать городские леса лишь в Лениногорском районе республики. Так в 2013-2014 гг. суды удовлетворили требования лениногорского городского прокурора и обязали администрации Лениногорска, Зеленорощинского, Керлигачского, Нижнечершилинское сельских поселений провести лесоустройство муниципальных лесов, разработать и утвердить лесохозяйственные регламенты. Но, судя по отсутствию опубликованных документов, решения судов остались неисполненными.

В августе этого года уже татарский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с требованием обязать администрацию Лениногорска разработать лесохозяйственный регламент городских лесов и поставить их на кадастровый учет в течение года с момента вступления решения в законную силу. В ноябре Лениногорский городской суд требования прокурора удовлетворил. А на днях последний планирует подать еще два аналогичных заявления - в Альметьевский и Бугульминский городские суды.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.​

XS
SM
MD
LG