Ссылки для упрощенного доступа

"Make Chuvashiya great again — Осушить это болото!"


В конце прошлого года в Чувашии появилось региональное отделение федерального движения "Весна" — молодежного демократического движения. Их цель — объединение молодежи под знаменем свободы и равноправия. Накануне в Чебоксарском государственном педагогическом университете задержали активистку движения Анастасию Васильеву. Васильева пришла на занятия. Ее пригласила для беседы проректор по воспитательной работе, а через несколько минут активистка позвонила своим коллегам уже из отделения полиции № 1, которое располагается рядом с вузом. Отпустили ее через пять часов.

В Чувашии активисты немного отошли от стандартов федералов. В республике стремятся к положительным изменениям и устраивают запоминающиеся акции — пикеты "Бессмертный ГУЛАГ" о репрессированных в республике, расклейку объявлений о пропаже Ильдара Дадина из колонии, опросы в День Конституции или "продажу" прохожим экстремистских репостов. "Idel.Реалии" поговорили с федеральным координатором "Весны" в Чувашии Семеном Кочкиным о том, почему именно это движение появилось в республике, какие проблемы они намерены решать и как принимают "новобранцев".

— Насколько мне известно, Чувашия оказалась одним из первых регионов, где после Санкт-Петербурга появилось свое отделение "Весны". Расскажите немного о самом движении и о истории его создания в Чувашии.

— Я хотел начать оппозиционную активность и искал организации, у которых были бы такие же взгляды как и у меня. Тогда я нашел, что у нас есть "Яблоко", ПАРНАС, есть правозащитная организация "Щит и меч". Всем им я написал. Это было года два назад. Мне тогда ответил Дмитрий Семенов, теперь координатор "Открытой России", а тогда член ПАРНАСа. Я пришел к ним, познакомился с ребятами и мы сделали что-то вроде молодежного отделения ПАРНАСа. "Что-то вроде", потому что членами партии мы не были.

Потом вся эта система начала разваливаться и стало не так интересно. О "Весне" я знал, но не хотел никаких конфликтов или противоречий с ними. Спустя какое-то время наши общие знакомые сказали, что в Питере не против, если в Чувашии появится свое отделение "Весны". Мы списались, они нам объяснили что и как. С тех пор мы стали устраивать какие-то акции и кампании.

Семен Кочкин
Семен Кочкин

— Отделение существует с начала января. Это так?

— На самом деле зарегистрировали мы движение не на днях, а гораздо раньше. Больше месяца пост о том, что нас зарегистрировали лежал в отложенных записях в группе. Как-то мы стеснялись немного. Вот мы теперь координаторы — это как-то нагло что ли. Уже когда появились какие-то результаты, мы решили, что пора о себе заявить.

Мы провели первую акцию… Наверное можно говорить, что тогда мы и создали отделение. Это был в день памяти репрессированных. Мы провели акцию "Бессмертный ГУЛАГ" 18 октября, получается, что с этого дня мы существуем. Нужно провести три акции, в которых бы участвовало как минимум три человека, тогда и отделение считается официальным.

— Это обязательное условие?

— Да, конечно. Чтобы стать членом движения, нужно учавствовать в трех акциях. У нас есть сторонники, те люди которые нас поддерживают, участвуют в наших акциях, но у них нет трех акций и они пока не имеют права голоса.

— А почему все так?

— На самом деле звучит как-то странно, но у нас часто проходят акции.

— Я, как и другой сторонний человек, может что-то не то подумать. На секту немного похоже.

— Ну да, но на самом деле сейчас наверное любое общественное движение воспринимается как секта. Любая организация — это секта. Почему такое условие? Наверное для того, чтобы был дополнительный стимул участвовать в акциях. Люди начинают участвовать в акциях, как мне кажется, когда идут за движухой или какой-то личностью. Вот они смотрят, они делают хорошие вещи, я вот тоже вроде бы хочу. Одно дело просто потусить, а другое дело поучаствовать в трех акциях: собрать подписи у незнакомых людей, общаться с ними или встать в пикет. Это же не так легко как кажется, на первый взгляд.

— Нет, это так, конечно. Я тут подумала, что любой бюджетник получается может вступить в вашу организацию.

— На самом деле, да.

— Я о том, что часто на провластные акции именно их и сгоняют.

— Нет-нет, три акции — это три акции "Весны", конечно, а не любые.

Активисты движения "Весна"
Активисты движения "Весна"

— Лозунг "Весны" — "Свобода. Равноправие. Адекватность". У вас такой же или вы его изменили?

— У нас лозунг "Make Chuvashiya great again", он не утвержден пока — мы скорее так шутим. Мы не хотим скатываться в крайности. Многие протестные организации скатываются в них, они становятся очень прямолинейными — без самоиронии. Это проблема. Мы очень боимся скатиться в неадекватность и работаем, чтобы все было хорошо.

— У регионального отделения, как у федерального, есть форма для принятия в члены движения?

— Да. У нас есть рабочие органы, они, как и координаторы, избираемы. Есть у нас такая должность — ответственный секретарь. С человеком, который заполняет форму на вступление в движение, списывается секретарь, потом они встречаются и он зовет будущего члена движения поучаствовать в трех акциях. Если он делает это, то потом на собрании мы его принимаем.

У нас для сторонников есть чат в Телеграме. Люди начинают общаться уже там, без вступления в движение. У нас не было такого, чтобы к нам вступали какие-то люди из властных структур, чтобы следить за нами. Мы вполне открыты. Любой человек может зайти к нам, заполнить форму, вступить в чатик, общаться с нами, видеть о чем мы говорим со своими сторонниками. Не так сложно стать частью движения, на самом деле.

Одна из акций активистов — расклейка объявлений о пропаже Ильдара Дадина из колонии
Одна из акций активистов — расклейка объявлений о пропаже Ильдара Дадина из колонии

— В сети есть материал о членах федерального движения. Он представляет собой форму — ответы на вопросы. Там сказано, что каждый член движения должен соответствовать трем критериям: читать умные книжки в детстве, несколько часов провести в отделении полиции и дружить или быть членом когда-то молодежного "Яблока".

— Это в Питере только. Потому что, когда там создавалось движение "Весна", это были ребята, которых выгнали из "Яблока". Они там что-то поругались. Григорий Явлинский приехал и выгнал всех членов "Молодежного Яблока". Вообщем, классическая яблочная история. Ребята в итоге потом создали "Весну".

У нас нет такого, что провести время в отделении полиции или быть членом "Яблока". Это в Питере, может быть. Но и то сейчас там есть координаторы, которые сейчас не соответствуют этому принципу. Все потому что они вступают в движение сейчас и не застали того "Молодежного Яблока". Они уже второе поколение "Весны".

— А где-то еще по регионам есть отделение?

— Есть в Оренбурге. Хотели сделать в Удмуртии, но что-то пошло не так и вообщем-то не получилось. Отделение в целом открываются, в Москве скоро будет. На Сахалине есть отделение, в Воронеже, но география не такая большая.

В федеральном округе мы одни, и меня удивляет почему так. Партийные бренды, у которых есть проекты, не зовут молодых, у них нет открытости такой как в "Весне". Что с ними не так? Почему нет отделения в Казани или еще где-то, я не понимаю.

Активисты с Алексеем Навальным
Активисты с Алексеем Навальным

— Вот вы говорите, что ваше движение более открытое, чем разные проекты, в том числе партий. Но при этом вы пришли из ПАРНАСА, питерцы из "Яблока".

— Да, у нас очень много разных людей. У нас в отделении есть анархисты, левые, либертарианцы, либералы и другие. Наша идеология — это демократия и адекватность. Нет такого, что раз ты подписан на Навального, то какой-то ты плохой, а есть ты не подписан на "Яблоко", то ты — хороший человек. Все разные, но не кардинально — у всех одни и те же ценности. Лидеры разные, может быть, но сейчас ведь история в нашей стране или республике. Вопрос ведь не в том, кто лучше или хуже, а в том, что у нас общие проблемы. Никто не понимает как в этом во всем разобраться и что можно сделать. Вопрос кто тебе ближе — это очень здорово, очень мило, но ключ не в этом.

— Что предлагает "Весна" именно в Чувашии? Где этот ключ, что нужно сделать?

— Сейчас мы разрабатываем проект, разрабатываем сайт и делаем мобильное приложение. Оно будет уже в ближайшее время. Это получается правозащитный и одновременно не совсем такой проект. Это для защиты интересов обычных людей, всех жителей Чувашии. На этом сайте и в приложении будет пока 60 типовых заявлений. Кроме самих заявлений мы будем контролировать и ответы администрации. Если они во время не ответят, то согласно закону, мы накатаем на них еще одно заявление — тогда их оштрафуют.

Им придется что-то сделать — закрывать наш проект или делать ремонты домов и дорог

Обычно такие проекты узко ориентированы — на ЖКХ или на ямы на дорогах. Мы возьмем сразу все, что можно, регулярно пополняя сервис новыми заявлениями. Можно будет и открытое письмо написать. Вы представляете, что у каждого студента, бюджетника и любого гражданина будет одинаковое влияние на власть. Не сделать или не ответить у них не получится — иначе им будут приходить штрафы. Им придется что-то сделать — закрывать наш проект или делать ремонты домов и дорог.

Недавно появилась новость о том, что администрации Чебоксар выделили какие-то гигантские деньги на то, чтобы провести благоустройство города. Так что наш проект будет как раз в тему. Отмазки у них не будет.

— Будет очень хорошо, если это будет на практике работать. РосЯма до сих пор работает? (РосЯма — это автоматизированный российский интернет-сервис отправки жалоб на дорожные ямы со значительной долей пользовательской активности; интернет-проект, созданный командой Алексея Навального (Фонд борьбы с коррупцией) для борьбы с дефектами дорожного покрытия — "Idel.Реалии")​

— Да, у них большие проблемы. В ГИБДД не приходят письма из этого сервиса — там нашли путь какой-то, чтобы не отвечать им. Но это федеральная история, может быть на региональном уровне все будет иначе. Думаю, они не посмеют так сделать.

— В Татарстане есть государственный сервис, называется "Народный контроль". На сколько я знаю, он довольно неплохо работает и тысячи людей им пользуются. В Чувашии есть что-то похожее?

— Что-то похожее было. Вообще хорошо, когда власть сама придумывает такие способы, а может даже можно это институтами назвать. Проблема в том, что за год это приложение в Чувашии скачало не больше ста-трехсот человек. Чтобы зарегистрироваться в нем нужно войти с логином и паролем госуслуг. Это просто не удобно — нужно зарегистрироваться, дождаться, сходить на почту.

— В Татарстане просто надо зарегистрироваться на сайте самих республиканских госуслуг и все.

— Нет, у нас не так. Просто наша администрация не хочет развивать этот сервис. Не хочет работать, на самом деле. Вы просто представляете: они сделают приложение, благодаря которому им нужно будет больше работать. Кому это нужно?

Мы просто немножко злее, чем госформат

Ну и в чем принципиальное различие между нашим и их сервисом — их ничем с точки зрения закона не подкреплено. То есть им пришло обращение на их сервис, они съездили, посмотрели, что-то сделали и отчитались перед гражданином. А у нас им придется давать ответ, а не отписку, мы постараемся даже в отписке найти юридическое несоответствие. А если ответа не будет — будет штраф. Мы просто немножко злее, чем госформат.

Нужно, конечно, признать, что есть какие-то вещи, которые у них получатся лучше. Например, дизайн. Или они смогут решать проблемы быстрее, когда нам нужно будет придумывать письмо и искать закон, а они могут просто позвонить и все решится.

— У федеральной "Весны" одна из главных целей — смена власти в стране. А что у вас?

— "Make Chuvashiya great again — Осушить это болото!" Не то, чтобы мы Трампа поддерживаем, но лозунг интересный. Нам, как движению, кажется, что у той элиты, которая сейчас в Чувашии в органах исполнительной и законодательной власти, очень низкий уровень образования. Не то, что мы тут академики, но мы понимаем, что то, что происходит — это ужасно. Мы хотим не просто смены власти, но качественной ее смены. Наши активисты все стремятся учиться, даже те, кто закончил учебу, идут учиться дальше. Я вот тоже сейчас коплю деньги на продолжение обучения в магистратуре.

Смена власти — это что-то глобальное и хорошее. Мы очень хотим, чтобы пришли люди образованные и демократических взглядов

Конечно, все мы ждем смены власти, но я не представляю, что вот мы, чувашское отделение, выйдем и власть сменится. Это, конечно, не так. Но смена власти — это что-то глобальное и хорошее. Мы очень хотим, чтобы пришли люди образованные и демократических взглядов. Мы не хотим, чтобы они были какими-то страшными кровавыми ребятами. Сейчас мы остановились на том, чтобы контролировать ту власть, которой располагаем.

Мы хотим также очень серьезно заняться проверкой госзакупок в Чувашии. И еще, то что мы хотим сделать — это заняться диссернетом в Чувашии. Мы посмотрели то, что публикует сам проект Диссернет, и былы поражены, что наше высшее руководство просто украли свои работы.

— В федеральном движении написано, что приход к власти — это цель. У вас тоже так?

— Наше движение в Чувашии не стремиться к власти. Мы не хотим выиграть на выборах. Отдельные наши активисты, если захотят могут участвовать в каких-то выборах, но не само движение. То же не понятно, почему на нас так косо смотрят федеральные СМИ. Мы же милые ребята, которые хотят этот мир сделать чуточку лучше.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.​

XS
SM
MD
LG