Ссылки для упрощенного доступа

Никто не построит федерализм из Москвы


Алексей Навальный в Казани, 5 марта 2017 года
Алексей Навальный в Казани, 5 марта 2017 года

Во время посещения Казани Алексей Навальный сделал ряд заявлений на тему федерализма. Несмотря на изначальное наличие федералистских посылов в политической программе, его заявления по теме в татарстанской столице оставили больше вопросов, чем ответов: количество полномочий и налогов, остающихся в регионах, должны определять в Москве, а роль субъектов федерации менее важна, чем роль городов.

Главный вопрос – о договорных отношения Татарстана и Москвы, против которых выступил политик. Согласно собственному заявлению, "Навальный и так выступает за то, чтобы регионы получили больше полномочий. Никакие договоры будут не нужны, поскольку я считаю, что сюда [в Татарстан] нужно отдать больше денег и власти."

Что думает Навальный о договоре о раграничении полномочий между Татарстаном и Россией?
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:01:29 0:00


Это совершенно стандартный, к сожалению, подход всех федеральных политиков. Даже тех, кто считает себя сторонниками федерализма. Заключается он в том, что в Москве виднее, как лучше жить субъектам федерации, сколько полномочий или налогов должно быть в регионах. Если кому-то кажется, что надо сконцентрировать побольше финансов и полномочий в Москве – решить должен человек в Москве. Если же кажется, что нужно перераспределение в пользу регионов – то и это должно решаться в Москве.

Если регион лишён возможности отстаивать свои интересы, то это не федерация. Независимо от того, 30 или 50 % налогов в нём остаётся

В подобной позиции нет понимания того, что такое федерация. Что это не только вопрос о том, сколько денег/полномочий есть на том или другом уровне. Что это объединение субъектов, на интересах которых строится федерация. Субъектов, которые делегируют полномочия в федеральный центр, а не центр делегирует что-то в большей или меньшей степени в регионы.

Субъектов, которые могут (и должны) в том числе договариваться с федеральным центром. Потому что процесс обсуждения договора – это и есть процесс представления и отстаивания своих интересов субъектом федерации. Если регион лишён возможности отстаивать свои интересы, то это не федерация. Независимо от того, 30 или 50 % налогов в нём остаётся.

Из двух условных федеральных политиков, один из которых заявляет о намерении передать 30 % доходов в регионы, а второй – о намерении передать регионам 50 %, ни один не является сторонником федерализма. Федерализм – это когда жители региона передают в федеральный центр такие-то и такие-то полномочия, и столько-то процентов своих бюджетных доходов на обеспечение этих полномочий. Но не наоборот.

Второй спорный момент о федерализме – тезис о необходимости передачи денег и полномочий в первую очередь не на уровень регионов, а на уровень городов.

Процесс передачи "полномочий и денег" на муниципальный уровень всё же не связан с вопросом о федерализме

Муниципалитеты в России действительно полностью задушены в плане налоговых поступлений в местные бюджеты. И нет сомнений, что эта система неэффективна. Но процесс передачи "полномочий и денег" на муниципальный уровень всё же не связан с вопросом о федерализме. Процесс передачи полномочий и денег на муниципальный уровень невозможно представлять и альтернативой перераспределению средств от федерального центра к регионам.

Одна из основ федерализма – принцип субсидиарности. Этот принцип заключается в том, что на каждом уровне власти остаются те полномочия, которые наиболее целесообразно решать именно на этом уровне. И есть очень много вопросов, которые целесообразно решать именно на региональном уровне. Это не умаляет значения муниципального уровня власти. Но важнейшие субъекты региональной политики, особенно в федеративном государстве – это регионы.

74 % иностранных инвестиций в Татарстане в 2016 году пришлись на ОЭЗ “Алабуга”, которая не находится ни в Казани, ни в Челнах

То, что за инвестора должны конкурировать не Татарстан и Башкортостан, а Казань и Челны, опять же, может звучать достаточно интересно. Но в реальности 74 % иностранных инвестиций в Татарстане в 2016 году пришлись на ОЭЗ “Алабуга”, которая не находится ни в Казани, ни в Челнах, ни вообще ни в каком городе.

И это даже не затрагивая вопрос о том, что Татарстан – это исторически сложившаяся государственность, которую подменить группой из нескольких рядовых городов невозможно.

Вопрос о перераспределении бюджетных доходов и полномочий на муниципальный уровень стоит в Российской Федерации крайне остро. Но он не взаимозаменяем с вопросом о федерализме, он не является содержанием вопроса о федерализме. Города и муниципалитеты не являются субъектами федерации и не могут ими быть.

Для того, чтобы произошли нужные изменения в Татарстане, конечно необходимы изменения на федеральном уровне. Но ни одна федеральная политическая сила не сможет ни решить внутритатарстанские проблемы, ни тем более обеспечить республике соответствующее её интересам положение в системе федеративных отношений. Ключи к решению татарстанских проблем всегда будут в республике.

Высказанные в рубрике мнения отражают точку зрения автора

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости

XS
SM
MD
LG