Ссылки для упрощенного доступа

Призыв-2017: Есть ли еще дедовщина?


На военную службу этой весной хотят рекрутировать минимум 4 тыс. татарстанцев
На военную службу этой весной хотят рекрутировать минимум 4 тыс. татарстанцев

Отслуживший в армии Азат Хуснутдинов говорит, что дедовщина там так и не искоренена. А еще, по его словам, досыта наесться в армии почти никогда не удаётся, мусульманам приходится употреблять свинину, с родителями связаться получается только тайком. В то же время представитель Татвоенкомата Дмитрий Гурылев уверяет, что всё хорошо.

Военный комиссар Татарстана Сергей Погодин заявил, что этой весной из республики на военную службу будет призвано как минимум 4 тысячи парней. По его словам, муниципальные образования Татарстана наладили связь с 46 военными частями – в 2017 году 1500 призывников будут проходить службу именно в этих частях.

Пресс-конференция с руководством комиссариата, организованная 31 марта ИА "Татар-информ", больше была похожа на агитацию молодежи пойти служить в армию. Кроме всего прочего, было сказано, что те, кто отслужил, могут претендовать на льготное поступление в высшие учебные заведения.

Военный комиссариат заявил, что этой весной начнет свою работу федеральный проект "Позвони маме". Призывники будут обеспечены банковскими карточками, куда каждый месяц будет перечисляться 2000 рублей (сироты будут получать по 3000 рублей).

Уже на протяжении около 10 лет Татарстан обеспечивает своих призывников сотовыми телефонами, чтобы парни могли держать связь с родителями. Представители республики регулярно посещают военные части, где проходят службу ребята из Татарстана.

Как на самом деле обстоят дела в сегодняшней российской армии? Есть ли возможность общаться с родителями? Исчезла ли дедовщина? Предоставляется ли мусульманам альтернативная вместо свинины еда?

Азат Хуснутдинов
Азат Хуснутдинов

В поисках ответов на эти вопросы радио Азатлык поговорило с Азатом Хуснутдиновым, который вернулся из армии 16 декабря прошлого года. Сейчас он заочно учится на юридическом отделении Казанского исследовательского технического университета.

Азат родом из Рыбнослободского района Татарстана. Учебку прошел в Тольятти, служил в военной части №5561, что в Нижнекамске. По его словам, ему повезло, что он остался служить в республике, но сложности всё же были.

– Как бы ты описал отношение к призывникам, которые только что прибыли на службу?

– Поначалу я не понимал до конца, куда я всё-таки попал. Постепенно начал скучать по дому, родителям, по старшей сестре. Немного послужив, обзаведясь друзьями, познакомившись с офицерами, стал привыкать. В самом начале очень грустно – скучаешь по дому. Но родителям я об этом не говорил – уверял, что всё отлично. Наверное, самое сложное в прохождении службы – это тоска по дому.

В учебке отношение было хорошее. Никто не унижал. Ребята, поступившие на службу до нас, помогали, относились к нам нормально.

– Это в Тольятти. А в Нижнекамске?

– Там большинство призывников было из Татарстана, многие – татары. Сразу же подружились. Не обижали.

– Вокруг военной службы возникают разные новости, в том числе, говорят и о дедовщине. Якобы у новичков, у тех, кто помягче, требуют денег. Время от времени среди призывников случаются самоубийства, приходят новости о гибели солдат. Что ты можешь сказать по этому поводу?

– Нельзя сказать, что дедовщины нет. Многое зависит от тебя самого, от того, как ты себя проявишь. Нельзя чересчур хвалиться, но и бояться тоже нельзя. Как себя поставишь, так твой год и пройдёт. С первого взгляда понятно, что человек собой представляет. Если держишь себя достойно, с тобой многие стремятся подружиться.

– А каково отношение к тем парням, которые ведут себя мягко?

– По-разному. И полы заставляют мыть, и другое... Были случаи, когда мы из жалости защищали таких. Нельзя сказать, что всё хорошо. Среди тех, кто начал служить до нас, были и те, кто держал себя дерзко, и те, кто вёл себя нормально. Всё зависит от конкретного человека. Мы с сослуживцами друг друга в обиду не давали.

Азат Хуснутдинов (справа)
Азат Хуснутдинов (справа)

– Офицеры в курсе о взаимоотношениях между солдатами?

– Да. С этим всё строго. Постоянно всё проверяют.

– Как с едой?

– В Тольятти досыта не наедался. Там нас кормили три раза в день. В 8 утра – завтрак, в 14:00 – обед, в 20:00 – ужин. Между завтраком и обедом особенно хотелось кушать, но приходилось терпеть.

Когда приехали из Тольятти в Нижнекамск, выходили на дежурство в город – там тайком покупали в магазинах еду и наедались.

– Чем кормят?

– По утрам, в основном, каша. На обед – два блюда, на ужин – картошка, но чаще давали капусту. Мяса почти не видели. Если попадётся два маленьких кусочка – хорошо. В Нижнекамске кормили невкусно. Не знаю как другим – мне не нравилось.

– Наверняка среди сослуживцев были и практикующие мусульмане. Что за мясо дают?

– Бывает, что и свинину дают, но в основном, говядину. Повар уверял, что говядина.

В Тольятти были парни из Дагестана, они читали намаз. Наши татары из Татарстана тоже все мусульмане, но они намаз не читали. Молящиеся спрашивали разрешения у командира, он не возражал. В основном, намазы читали по утрам и вечерам. Они кушали только говядину, к сосискам не притрагивались. В Нижнекамске тоже были призывники с Кавказа, из Дагестана, но я не видел, чтобы они читали намаз.

– Как складывались отношения между представителями разных национальностей?

– Какого-то деления не было, у нас всё было хорошо. В Нижнекамске в нашем батальоне было всего 100 солдат. Все дружили.

– Говоришь, что еду покупали в магазине. А деньги откуда?

– У всех призывников есть банковские карточки. Родители помогали, постоянно переводили на карту деньги.

Сколько приходилось тратить в месяц?

– В город выходили четыре раза в неделю, каждый раз еду покупали рублей на 200. В основном, брали выпечку: шаурму, треугольники. Иногда тайком проносили это в военную часть и кушали там. Если узнавали – еду отнимали.

– Как держали связь с родителями и родственниками?

– Телефон приходилось прятать. Разговаривать с родственниками не разрешалось. Но тайком позвонить и поговорить с родными всё же возможно. Спустя три-четыре месяца с родителями говорил почти каждый день. Я и в свою деревню три-четыре раза смог съездить. С офицерами был в хороших отношениях – отпускали.

– Считаешь ли ты, что тебе повезло, что ты проходил службу в Татарстане?

– Служба – она везде служба. Одна и та же армия. Конечно, я рад тому, что остался в Татарстане. Сначала хотел, чтобы отправили далеко, но затем понял, как хорошо, что служил недалеко от дома.

– Как ты относишься к тому, чтобы татарстанские парни служили только в Татарстане?

– Армия везде армия. Будь то Татарстан или Дальний Восток – те же казармы, офицеры, тот же устав. Мне кажется, разницы нет.

"ГОЛОДНЫХ СОЛДАТ НЕТ"

Дмитрий Гурылев
Дмитрий Гурылев

​Начальник отдела подготовки и призыва граждан на военную службу Военного комиссариата Татарстана Дмитрий Гурылев, комментируя вопрос о голодных солдатах, заявил следующее: "Не говорите ерунды. Мы живем в XXI веке. Голодных солдат нет".

В интервью радио Азатлык Гурылёв заявил, что проблема свинины в российской армии полностью решена: "Сейчас в армии питание организовано по принципу шведского стола. На выбор предлагается, как минимум, два блюда. Если есть свинина, значит, наряду с ней можно выбрать либо курицу, либо говядину. Возможность выбора есть во многих военных частях. Считаю, что это выдуманная проблема".

Гурылев считает, что в тех частях, с которыми сотрудничают муниципальные районы Татарстана, проблем вообще нет.

"Если возникают какие-либо вопросы, представители органов власти тут же туда едут и выясняют причины. В последние два-три года о проблемах вообще ничего не слышно. Я даже не помню, когда в последний раз отправлялся что-то выяснять. Сейчас срок службы сократили до одного года. Ответственность командиров возросла. Внеуставных отношений нет", – заявил Гурылев, отвечая на вопрос о дедовщине.

2,5 тысячи татарстанских парней, которые пойдут служить в результате нынешнего весеннего призыва, службу будут проходить в военных частях, с которыми сотрудничают районы и города Татарстана.

* * * *

Между тем, в российской армии продолжают гибнуть призывники.

  • 12 марта 2017 года в селе Бикбай Октябрьского района Пермского края был похоронен проходивший военную службу Денис Хамидуллин. По словам родных, у Дениса вымогали деньги, и поэтому он совершил самоубийство. По другой версии он был убит. Ведётся следствие.
  • Ильнар Закиров также был призван из Пермского края. Во время прохождения службы в Хабаровском крае он покончил с собой.
  • О смерти Руслана Айдарханова из села Арслан Челябинской области стало известно 3 сентября 2011 года. Он служил в гарнизоне Елань Свердловской области. Родственники не верят официальной версии о том, что он повесился – на теле погибшего были многочисленные раны.
  • В 2010 году во время службы погиб призывник из Татарстана Ильшат Усманов.
  • На военную службу этой весной хотят рекрутировать минимум 4 тыс. татарстанцев.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.​

XS
SM
MD
LG