Ссылки для упрощенного доступа

"Губернатор становится профессией повышенного риска"


Константин Калачев
Константин Калачев

Вчера — отставка премьера Татарстана Ильдара Халикова, сегодня — задержание и отставка главы Удмуртии Александра Соловьева. Хорошо знающий реалии Поволжья московский политолог Константин Калачев полагает, что эти отставки нельзя назвать неожиданными. Намного интереснее, кто (и почему) придет им на смену.

— За два дня в поволжских республиках произошли два резонансных события. В Татарстане ушел в отставку премьер-министр Ильдар Халиков, а в Удмуртии задержали главу республики Александра Соловьева. Вас какое из событий больше удивило?

— Ни одно. Во всяком случае они предсказуемы. Халиков несколько лет проработал премьером. Ротация рано или поздно неизбежна. Насколько понимаю, в случае с его отставкой главенствуют личные мотивы. Претензий со стороны президента Татарстана к нему нет. Интрига в другом. В том, кто придет ему на смену. Понятно, что назначение надо будет согласовывать в Москве, и очевидно, что есть те, кто считает, что Татарстан слишком самостоятелен. Есть интерес к активам республики и к тому, чтобы республика вела себя более системно и лояльно. Начать с того, что это последняя территория, где сохраняется должность президента. Можно еще вспомнить последнее заявление Минниханова о перераспределении доходов регионов, которое для кого-то может быть раздражителем. Его самостоятельность может вызывать недовольство. Дальше возникает простой вопрос: какое влияние Москва окажет на назначение нового премьера? Будет ли он слугой двух господ? В любом случае, он будет заниматься отношениями с федеральным центром, поэтому отношения с федеральным центром важны. И не станет ли новый премьер когда-нибудь преемником Минниханова? Тогда, когда республика откажется от президенства…

— Кстати о преемнике. В Татарстане давно ходят слухи, что Минниханов ищет себе смену. Но считается, что это его личное дело, и интерес Москвы не прослеживается…

— Минниханов имеет полное право самому себе преемника выбрать. Но вы же понимаете, что Москве нужен человек, прежде всего, зависимый от нее.

— То есть фактор Москвы не учитывать нельзя?

— Нельзя. По поводу Соловьева также ничего удивительного. Он был не самым сильным главой. Досиживал срок. С предыдущим главой Александром Волковым он находился в конфликте. Видимо интересы личного обогащения взяли верх над общественными. То, что он мог стать жертвой борьбы с коррупцией, лично для меня было очевидно. Ему 67 лет. В этом возрасте часто человек думает не о том, как вписать себя в историю республики, а о том, как на пребывании в должности главы заработать на старость. Здесь также самое интересное в том, кто будет следующим. Сюрприз не в том, что кто-то ушел, а кого-то задержали. Сюрпризы будут при назначениях.

— Может так быть, что дело дорожников не более чем повод, а на самом деле Соловьев чем-то разозлил Москву?

— Мне кажется, что ситуацию в республике Соловьев полностью не контролировал, и претензии копились давно. Начиная с его вхождения в должность, когда в 2015 году был сорван отопительный сезон. Кроме того, его кадровая политика оставляла желать лучшего и вызывала вопросы, и у него были проблемы с тем, чтобы поставить своего человека на пост главы Ижевска.

А республика важная, там куется щит страны.

— Но ведь при всем при том Соловьев человек путинской команды? Он же занял пост главы в 2014 году. Или это совпадение?

— Да, конечно, но Соловьев был фигурой переходного периода. В республике был выражен запрос на обновление, Волкова было пора менять, он пересидел, и вопрос в том, насколько преемник реализовал ожидания. Видимо, не полностью.

Здесь вот еще какой момент.

Политической карьерой Соловьев обязан Волкову, но наследие Волкова он пересмотрел, линию преемственности разрушил. Он начинал в Удмуртавтодоре с самых низовых должностей. И прекрасно знал, как на дорогах зарабатываются и пилятся деньги. Думаю, что в республике где есть серьезная проблема с мостами и дорогами и низкий уровень социального самочувствия, зарабатывать на дорожных строителях как-то даже некрасиво.

И потом. Антикоррупционная компания не прекращалась. Неприкосновенных нет. Очевидно, что задержания продолжатся. Тем более на фоне митингов и требований усилить борьбу с коррупцией. Так что Соловьев просто попал под раздачу.

Вот когда настоящих тяжеловесов сносит, тогда удивляешься.

— Неужели протесты 26 марта сыграли роль?

— Некоторые считают, что это задержание — попытка перехвата повестки. Я так не думаю. Но митинги также влияют, как влияет всё. Потому что есть в обществе запрос на честность и справедливость, на борьбу со злоупотреблениями. Кстати, народ наш не так кровожаден, как принято думать. По данным исследований, наш народ на самом деле требует в первую очередь возмещения ущерба, а не голову чиновника на блюде.

— Задержание и отставка Соловьева — это сигнал другим поволжским главам?

—Это всегда сигнал всем губернаторам. Профессия повышенного риска, я бы сказал. Губернатор становится профессией повышенного риска.

— Кого вы рассматриваете в качестве преемников Соловьева?

— Они есть. Версии прозвучали. Позвонил журналист из Ижевска. Ждут завтра представления Бречалова (Путин назначил Александра Бречалова, сопредседателя Центрального штаба ОНФ и.о. главы Удмуртии – "Idel.Реалии"). ОНФ – кузница кадров. Политическое в таком случае будет назначение, в полном соответствии с антикоррупционной повесткой и необходимостью встряхнуть региональные элиты. Но... предположим, что возможны варианты

Мне больше интересно, какую роль сыграет Кириенко в новом назначении. Республика ему не чужая, он был полпредом ПФО, территорию хорошо знает. Сыграет – не сыграет, варяг – не варяг? Это неблагодарное дело гадать, кого назначат. Мы будем растолковывать назначение. Но думаю, у человека со стороны шансы есть.

— А в Татарстане у человека со стороны шансы есть стать премьером?

— В случае с Татарстаном интересен национальный фактор. Кто он будет, татарин, русский, свой или кто-то стороны? Если кто-то со стороны это будет, конечно, поражение Минниханова. Потому что искать нужно на своей скамейке запасных.

— Возвращаясь к кровожадности народа и возмещению. Отставки Халикова клиенты татарстанских банков требовали месяц. Решение как будто запоздало…

— Это решение принималось не под давлением. Как раз все эти митинги задержали его уход. Он бы и раньше ушел. Думаю, что к проблемам с банками он имеет весьма опосредованное отношение. С таким же успехом обманутые вкладчики Подмосковья могут требовать отставки Медведева или Путина. Но удар по Халикову вообще-то был ударом по Минниханову. Хотя проблемы банка — это проблемы банка.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.​

XS
SM
MD
LG