Ссылки для упрощенного доступа

"Акт агрессии". В плакате с надписью "9 wая" эксперты из Казани разглядели "реабилитацию нацизма"


Плакат "Нет войне" у Вечного огня, в котором эксперт-психолог нашла "обесценивание действий Красной армии и памятной даты (Дня Победы)"
Плакат "Нет войне" у Вечного огня, в котором эксперт-психолог нашла "обесценивание действий Красной армии и памятной даты (Дня Победы)"
В отношении активистки из Казани Зульфии Ситдиковой, которую минувшим летом обвинили в "дискредитации" армии, возбудили ещё одно уголовное дело — на этот раз по статье о "реабилитации нацизма". Соответствующее решение следователь Антон Лысов принял после ознакомления с заключением комплексной психолого-лингвистической судебной экспертизы, которое подписали лингвист Екатерина Палеха и психолог Анастасия Касимова. Как уже рассказывали "Idel.Реалии", уголовное преследование Ситдиковой с самого начала строилось на их трактовках двух коротких лозунгов — "Нет войне" и "9 waя". В судебной экспертизе, которую изучил журналист "Idel.Реалии", лингвист и психолог вновь обращаются к ассоциациям, которые вызывают у них лозунги с антивоенных плакатов. При этом они настаивают лишь на тех ассоциациях, которые вызывают негатив и помогают силовикам обвинить активистку в совершении преступлений. В постановлении о возбуждении нового уголовного дела в то же время фигурирует лишь один плакат — "9 waя".

Как родилось дело о "дискредитации"

"Idel.Реалии" уже рассказывали историю 46-летней казанской активистки Зульфии Ситдиковой, которую преследуют с прошлого года. В 2022-м её оштрафовали за "дискредитацию" армии из-за кофты с надписью "No war", в которой она пришла на концерт Олега Газманова. Позже — в течение 2022-2023 гг. — активистку несколько раз задерживали и обыскивали.


Плакат с наклеенным на него лозунгом "9 waя" (буква "М" в слове была перевёрнута) у Ситдиковой изъяли 28 апреля в парке Урицкого. Ни уголовное, ни административное дело полицейские тогда возбуждать не стали, но 18 июля стало известно о привлечении женщины к ответственности по статье 280.3 УК РФ — "Дискредитация Вооруженных сил РФ".

В деле фигурировали два эпизода. Первый — из-за плаката "9 waя", второй — "Нет войне", который разместили у Вечного огня в казанском Парке Победы. У правоохранительных органов нет достоверных сведений о том, кто принес этот плакат в парк, а позднее распространил фотографии в соцсетях, но тем не менее в этом обвиняют Ситдикову.

Возбуждение уголовного дела стало возможным благодаря заключению специалистов — лингвиста Екатерины Палехи и психолога Анастасии Касимовой из Казанского межрегионального центра экспертиз. Именно они нашли в двух лозунгах, помимо прочего, "признаки негативной оценки деятельности вооруженных сил СССР" и "унижение части и достоинства ветеранов Великой Отечественной войны".

По словам Зульфии Ситдиковой, она и представить не могла, что экспертам удастся "выжать" из ее уголовного дела о "дискредитации" армии ещё одну статью УК РФ.

Откуда взялась "реабилитация нацизма"?

Теперь речь идёт о комплексной психолого-лингвистической судебной экспертизе. Её проведение, несмотря на возражения адвоката Ситдиковой, следствие поручило тому же самому учреждению, а руководство Центра доверило экспертизу Касимовой и Палехе.

По её итогам новое уголовное дело в отношении Ситдиковой 24 октября возбудил старший следователь первого отдела по расследованию особо важных дел следственного управления СКР по РТ Антон Лысов. Как убедился корреспондент "Idel.Реалии", в соответствующее постановление перекочевали формулировки из заключения специалистов. Только теперь они служат обоснованием для возбуждения уголовного дела по статье о "реабилитации нацизма".

Повторяя за Палехой и Касимовой, Лысов пишет, что в материалах дела содержатся признаки "негативной оценки деятельности вооружённых сил СССР", "негативной оценки дней воинской славы и памятных дат", "информации, направленной на создание отрицательной эмоциональной оценки и отрицательной смысловой установки, негативного стереотипа в отношении представителей Красной армии", "обесценивание дня воинской славы и памятной даты", "унижение чести и достоинства ветеранов Великой Отечественной войны и оскорбление памяти погибших в ходе неё представителей Красной армии".

Во всём этом, заключает следователь, усматриваются признаки преступления, предусмотренного ч.3 ст. 354.1 УК РФ ("Распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, а равно осквернение символов воинской славы России, оскорбление памяти защитников Отечества либо унижение чести и достоинства ветерана ВОВ, совершенные публично").

Максимальная санкция по этой части статьи 354.1 УК РФ — три года лишения свободы.

Лингвиста привлекли лишь "смерть" и "кровь"

Заключение комплексной психолого-лингвистической экспертизы по делу Зульфии Ситдиковой датировано ещё 12 октября. Оно занимает 50 листов и содержит довольно продолжительную вводную часть, где Палеха и Касимова подробно рассказывают о методиках, определении понятий и приводят списки использованной литературы.


Перейдём к исследовательской части, в которой эксперты пытаются объяснить, что не так с лозунгами "9 wая" и "Нет войне". Первой это делает лингвист Палеха. По ее мнению, смешивая слово "мая" с английским словом war ("война"), автор слогана "9 wая" "использует приём воздействия — прямое сравнение (уравнение понятий) через графическую игру".

"Уравнение дня почитания Великой Победы, а также всех героев войны, погибших на фронте, с войной является прямым указанием на авторскую негативную оценку и 9 Мая, и события, которому праздник был посвящен. Такое каламбурное использование русской и англоязычной лексем может свидетельствовать об отрицании автором фактов использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов РФ и ее граждан, поддержания мира и безопасности: то есть "в 1941-1945 гг. российские военные вершили "Войну". <...> Акцент со смысла праздника как утверждения мира на Земле переносится на то, что это празднование "войны", — утверждает Екатерина Палеха.

Лингвист также обращается к Русскому ассоциативному словарю 2002 года, чтобы доказать, что Ситдикова использует слово "война" в негативном контексте. Выглядит это так:

"Реакции и частоты на стимул "война":

  • мир — 92
  • миров — 51
  • и мир — 41
  • смерть — 28
  • Отечественная — 18
  • страшная — 17
  • ужас — 14
  • мировая — 13
  • жестокая — 12
  • горе — 9
  • народная — 9
  • кровь — 7
  • страх — 7".

Число напротив каждого из слов показывает, как часто слово "война" ассоциируется с каждым из них. Первые три места занимают слова с корнем "мир", только на четвертой строчке располагается "смерть", а сразу за ней, замыкая первую пятёрку, идёт прилагательное "Отечественная". В то же время Палеха трактует список по-своему (слова "смерть" и "кровь" выделила в тексте заключения именно она).

"Как видно, в ассоциативном словаре, созданном группой ученых, ассоциативная пара "смерть" входит в пятерку наиболее частых реакций респондентов на стимул "война", то есть достаточно часто война ассоциируется именно со смертью", — заключает лингвист.

О том, что куда более частую связку с "войной" образует "мир", Палеха не пишет.

Эксперт Екатерина Палеха
Эксперт Екатерина Палеха
Дальше эксперт допускает следующие утверждения:


"Автор спорного сообщения не даёт обоснования указанной негативной оценки и не дает каких-либо смысловых уточнений. Действия Красной армии СССР расцениваются как война, агрессия, нападение, несущее смерть".

То есть Ситдикова, с одной стороны, как признает сама Палеха, не даёт никаких подсказок, как понимать лозунг на плакате, с другой — якобы расценивает действия Красной армии исключительно негативно.

Великая отечественная спецоперация

Психолог Анастасия Касимова акцентирует внимание на том, что плакаты с лозунгами "9 waя" и "Нет войне" были "размещены" "у мемориалов, знаменующих собой память о павших героях" "в преддверии 9 мая" (в случае с первым плакатом, напомним, задержание произошло ещё 28 апреля). Это обстоятельство, по мнению Касимовой, "детерминирует:
  • обесценивание действий Красной армии и памятной даты (Дня Победы);
  • создание негативного стереотипа в отношении её представителей (вели войну, т.е. не защищали свою Родину от захватчика, а выступали агрессорами);
  • перенос отрицательной эмоциональной оценки и отрицательной смысловой установки, негативного стереотипа на действующую армию — ВС РФ (вели войну тогда, вели войну сейчас)".

Мысль о том, что войной нельзя называть даже Великую Отечественную войну, проходит у Касимовой лейтмотивом через весь её текст.

Например, далее эксперт пишет:

  • "Действия Красной армии СССР (ВОВ в 1941-1945 гг.) и ВС РФ (СВО в 2022-2023 гг.) автор называет войной";
  • "...автором в отношении "Красной армии СССР" и "ВС РФ" используется такая дискредитирующая тактика, как создание образа убийцы";
  • "Цель <...> — дискредитация ВС РФ (ведут не спецоперацию, а, как и их предшественники — войну)".

Размещение плакатов с антивоенными лозунгами вблизи мемориалов Касимова называет "актом агрессии", который якобы "включает в себя проявления унижения чести и достоинства ветеранов Великой Отечественной войны и оскорбления погибших в ходе неё представителей Красной армии".

"Автор текста, представляющий ветеранов Великой Отечественной войны и погибших в ходе неё, как тех, кто не защищал свою родину от захватчика ценой собственной жизни, а, напротив, вершил войну, презирает, бесславит их, а также переносит формируемый образ на их последователей (действующую армию), в т.ч. принимающих участие в настоящее время в СВО, тем самым предопределяет у адресата негативный способ и стиль мышления о "ВС РФ", — подытоживает Касимова.

"Было бы странно, если бы была надпись "Да войне"

Сама Зульфия Ситдикова считает экспертизу по своему делу "бредовой". По ее словам, если бы не нужные силовикам выводы экспертов, никакого уголовного дела против неё не было бы.

На первом допросе после возбуждения в отношении неё дела о "реабилитации нацизма" Ситдикова дала свою трактовку лежащему у Вечного огня плакату "Нет войне". Следователь продемонстрировал ей скриншот, приложенный к протоколу осмотра, и спросил, что на нём изображено.

— В Парке Победы изображен Вечный огонь, на фоне которого надпись "Нет войне". Это нормальная надпись для Вечного огня, надо похвалить такого человека, кто оставил эту надпись. Было бы странно, если бы около Вечного огня была надпись "Да войне". Парк Победы и "Нет войне" — это нормально. Мы жили с этим лозунгом всю жизнь, "Нет войне", "Нет фашизму". 9 мая всегда был священным праздником, — прокомментировала Ситдикова.

Ранее "Idel.Реалии" рассказывали, что опрошенные независимые эксперты — социолог, лингвист и юрист — не увидели никакого криминала в плакатах, авторство которых следствие приписывает Ситдиковой.

Так, социолог и колумнист "Idel.Реалии" Искандер Ясавеев отмечал, что он бы "рассматривал плакат с лозунгом "9 WАЯ" как актуальное напоминание об изначальном значении этой даты".

— 9 мая — это дата окончания страшной войны, принесшей неисчислимые бедствия и страдания людям, а не просто День Победы. Это очень тяжелый день, действительно, "праздник со слезами". А сейчас празднование Победы полностью вытесняет понимание, какой бедой была та война, — объяснил свою точку зрения Ясавеев.

В то же время к работе Палехи и Касимовой у всех независимых специалистов, напротив, возникли серьёзные вопросы. Например, лингвист Татьяна Шахматова заявила, что работа этих специалисток напоминает "что-то вроде игры в ассоциации или вольное лирическое эссе", а не профессиональные тексты.

Корреспондент "Idel.Реалии" в ходе небольшого расследования связался с Палехой, которая имела несколько аккаунтов в соцсетях и собственный сайт-визитку, и попытался заказать у неё экспертизу. Короткой переписки оказалось достаточно, чтобы выяснить: Палеха в своей работе руководствуется двойными стандартами.

После того, как ей была описана ситуация, аналогичная той, в которой оказалась Зульфия Ситдикова, лингвист заявила, что "дискредитацию" армии тут можно "притянуть только за уши".


Вскоре после выхода статьи, в которой фигурировала эта переписка, Палеха удалила аккаунты в соцсетях и сайт-визитку.

Психолог Анастасия Касимова оказалась куда менее публичным человеком, чем её напарница по экспертизам. Единственное, что бросается в глаза в случае с ней, — это обилие "научных работ" на тему "мусульманского экстремизма". До полномасштабного вторжения России в Украину и Палеха, и Касимова специализировались главным образом на "экстремистских" делах.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG