Ссылки для упрощенного доступа

Метшин — наш президент?


Когда случается нечто подобное нынешнему уголовному делу в отношении экс-главы Управления образования Казани, то обычно говорят, что происходящее, мол, "бросает тень на руководство". А вот колумнист "Idel.Реалии" Марина Юдкевич полагает, что крайне любопытные события вокруг этого уголовного дела, напротив, победно высвечивают особый, несокрушимый статус руководства Казани и лично её мэра.

Первыми информацию о возбуждении в отношении начальника ГУО Ильнара Хидиятова уголовного дела о крупной взятке опубликовали "Idel.Реалии" — немедленно после того, как получили её из источника, близкого к правоохранительным органам. И этот факт сам по себе является первым в ряду любопытных событий вокруг этого дела.

Потому что (прошу поверить моему журналистскому опыту) "Idel.Реалии" — уж точно последнее издание, которому в обычных обстоятельствах слили бы столь "горячую" новость. Изданию, объявленному "иностранным агентом" и упоминаемому во всех ведомственных списках СМИ исключительно с отметкой "не давать аккредитации" — и вдруг раскрыть информацию, дискредитирующую власти столицы Татарстана?!

Да ещё учитывая, о чём идет речь — о безопасности в школах и детсадах Казани, куда после взятки чиновнику, судя по фабуле этого уголовного дела, вместо более современных и дорогих металлодетекторов поставили более дешевые. И оно бы ещё не такая большая беда, если проблема только в несоответствии стоимости — но что-то ведь подсказывает, что когда главное условие поставки — взятка, тогда и качество поставленного товара вряд ли станут проверять очень уж дотошно…

Тем более, если вспомнить нашумевшую на всю Россию историю про ученика элитной гимназии Казани, который в мае этого года взял в заложники одноклассников и учительницу, придя в класс с пистолетом и ножом … Уж не те ли металлодетекторы там стояли?..

Словом, история про чиновничий навар на безопасности детей, да ещё с подобным бэкграундом, кажется, имела все шансы надолго стать главной темой практически всех татарстанских СМИ. И, само собой, поднять престиж правоохранителей. Ах, что за громкие вышли бы статьи, будь подозреваемый хоть глава любого другого муниципалитета, хоть целый министр!..

Да только в данном случае это повышение престижа правоохранителей могло случиться лишь за счет понижения престижа мэрии Казани и, главное, самого мэра. Тут-то и выяснилось, что для практически всех татарстанских СМИ престиж мэра Ильсура Метшина — это святое.

Информацию о ставленнике Метшина может довести до татарстанцев разве что "иностранный агент"!


С уверенностью предполагаю (основываясь, опять же, на богатом опыте), что дело было так. Вначале информация ушла в государственные (Татмедиа) и ведущие окологосударственные издания Татарстана — и те ответили дружным молчанием. Правоохранители поняли этот довольно верный знак того, что и само "делу Хидиятова" вскоре будет тихонько прикрыто. А давно известно, что шанс избежать столь бесславного результата проведенного расследования — это всё-таки предать его гласности… В общем, правоохранители осознали: информацию о крупном взяточнике — ставленнике Ильсура Метшина может довести до татарстанцев ну разве что "иностранный агент"!

В течение двух суток эту "горячую" информацию со ссылкой на "Idel.Реалии" решились опубликовать только независимый "Казанский репортер" и татарстанский выпуск федерального издания "Версия". Позднее, когда пресс-служба казанской мэрии заявила, что Ильнар Хидиятов уже 30 сентября уволен, мелкие информации об этом уголовном деле встречались там и сям, но полноценного текста о нём, который был бы виден на сайте какого-либо татарстанского СМИ дольше получаса, так и не появилось.

Как хорошо вы знаете Ильсура Метшина?

Как хорошо вы знаете Ильсура Метшина?

ПРОЙДИТЕ ТЕСТ

Второе примечательное обстоятельство вокруг этого дела — поиски его главного фигуранта.

Как сообщал источник "Idel.Реалии", следствие было намерено задержать Ильнара Хидиятова для допроса 2 октября (в день возбуждения уголовного дела в отношении него), однако обнаружить чиновника не смогло — "он скрылся".

Тут, опять же, представим, как такие мероприятия происходят обычно. Итак, гражданина, в отношении которого уже возбуждено уголовное дело, надо задержать для допроса. День 2 октября — будний, значит, мероприятия развертываются по месту службы; тем более что инкриминируемое фигуранту преступление непосредственно связано с его должностью, и передача взятки, как предполагается, происходила непосредственно на его рабочем месте...

Ну а как иначе-то — на днях не остановились ведь силовики перед обыском целого Минпромторга Татарстана по похожему делу о распиле госконтрактов!

Но как выглядят эти мероприятия, когда речь заходит не о татарстанском министерстве, а о мэрии Казани? Позже следователь рассказала, как: никаких парализующих обысков — оперативники, по её словам, наносили визиты и в дом к чиновнику, и на работу, но нигде его не нашли, а телефон г-на Хидиятова, вот незадача, был отключен... (Сам-то Ильнар Хидиятов потом объяснил все проще некуда: был, мол, в Москве с целью поддержки казанского учителя в конкурсе "Учитель года", а как узнал из статьи "Idel.Реалии", что его разыскивают правоохранительные органы, так сразу и вышел с ними на связь.)

То есть, представьте, приходят в мэрию сотрудники правоохранительных органов, показывают удостоверения — извольте, мол, сообщить, где в настоящий момент находится гражданин начальник управления, в отношении которого возбуждено уголовное дело, до 12-ти лет лишения свободы?..

Секретарша заходит в кабинет к большому начальству и пересказывает ему заданный вопрос. Большое начальство, пренебрежительно поморщившись, бросает: скажи, чтоб шли они на …

Не, ну а как иначе мог выглядеть визит правоохранителей, если по ходу визита они не получили даже ответа, что искомый подозреваемый находится в официальной командировке в Москве?.. Это с правоохранителями в мэрии Казани, считай, ещё гуманно обошлись, что подозреваемый всё-таки вышел на связь!

Если вышеизложенные примечательные обстоятельства ещё не убедили читателя в особом положении руководства Казани, то вот ещё одно: решение суда о мере пресечения для Ильнара Хидиятова (домашний арест).

Как говорят опытные адвокаты, по вменяемой ему статье фигуранту обычно действительно светит "мера пресечения, не связанная с содержанием под стражей"… Но это — если фигурант, что называется, "активно сотрудничает со следствием". Хидиятов же за собой никакой вины не признает.

Следствие требует помещения фигуранта в СИЗО. И даже не ограничивается обычной формальной скороговоркой "в противном случае может скрыться и оказывать давление на свидетелей", а приводит пример уже имевшего место давления. А мнение следствия даже без таких конкретных примеров для наших судов является определяющим в ста случаях из ста…Но случай, когда речь идет о руководителе мэрии Казани, видно, уникальный — сто первый из ста.

Тут можно вспомнить ещё историю с замруководителя исполкома Казани Иваном Кузнецовым.

Два года назад он стал главным фигурантом возбужденного с подачи УФСБ по РТ уголовного дела о покушении на вымогательство крупной взятки. Но оперативные мероприятия по этому делу, начавшись очень активно, завершились очень странно: посредник был задержан, когда он уже сел в автомобиль, чтобы везти взятку главному фигуранту — и тот оказался "за скобками" дела… Так все неприятности для Ивана Кузнецова ограничились многочасовым допросом и последующим увольнением "по собственному"…

Однако бытует мнение, что тот многочасовой допрос Кузнецова, едва ни не со студенческой скамьи назначенного на солидную должность в мэрии Казани, мог стать потенциальным источником ещё больших неприятностей для главного руководства столицы Татарстана. "Все, что было нужно, от него получили, — объяснял мне тогда информированный собеседник. — Информацию из него выжали. Знаете, как врач при эндоскопии видит организм изнутри через маленькое отверстие? Так вот этот человек на допросе мог быть использован как такое маленькое отверстие, через которое много можно увидеть. Он, учитывая биографию, не боец, так что, думаю, как только ему популярно разъяснили возможные перспективы уголовного дела, согласился все рассказать и показать. Полученная от него информация ляжет в досье куда более крупных фигур. Ну а будет ли это досье когда-либо использовано — это уже вопрос политический"...

Что ж, в этом смысле изучение руководителя одной из ведущих структур руководства Казани — управления образования — пополнит копилку знаний эндоскопистов из СУ СКР.

Однако то, как тогда смогли вывести топ-управленца Казани из разрабатывавшегося самим УФСБ и уже готового, казалось, уголовного дела — много говорит об особом влиянии столичной мэрии. И как видно из нынешнего дела, структура СКР может оказаться не более удачливым в противостоянии с этим специфическим влиянием.

Недаром люди информированные утверждают, что у Ильсура Метшина с федеральной властью (в лице администрации президента РФ) — особый, скажем так, личный контракт, и что там он уже с 2010 года значится основным следующим претендентом на должность главы Татарстана…

Бойтесь равнодушия — оно убивает.​ Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG