Ссылки для упрощенного доступа

Поворот истории. Почему республики насторожились


Первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев. 12 марта 2020 года
Первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев. 12 марта 2020 года

Политолог Илнар Гарифуллин предлагает вспомнить события этой недели.

Интересующиеся политикой в стране на этой неделе пристально следили за предстоящими изменениями в Конституции РФ. К сожалению, только интересующиеся, так как основная масса народа остается безучастной к происходящим событиям. Причины здесь две. Это, с одной стороны, полная инфантильность основной массы населения, которую отучили быть гражданами страны и превратили в некое "народонаселение", мнения и интересов которого никто не учитывает. С другой стороны, никто так до сих пор и не объяснил, для чего все эти изменения. Даже политологи сидят и гадают, к чему весь этот поток мало связанных изменений, ведь многие их них просто бессмысленные (вроде обязательности индексаций пенсий). И обычному человеку не так просто разобраться с этой катавасией.

11 марта, Депутаты Госдумы в третьем, окончательном, чтении приняли поправки к Конституции. Среди них есть поправка о русском языке. "Государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации". 12 марта поправки были одобрены во всех региональных парламентах.

Если говорить откровенно, то мы имеем дело не только с отдельными поправками в Конституцию, в чем нас пытаются убедить провластные пропагандисты. Учитывая весь тот объем поправок, на выходе мы получим совершенно иную Конституцию, а значит, и страну. И слова, что завтра не будет как сегодня — это не пустой пафос. И тут к сожалению мои самые мрачные прогнозы вновь сбылись. По всем параметрам мы действительно в конце апреля проснемся уже в другой стране. Это не повод посыпать голову пеплом, это повод проанализировать, то что случилось за последние две недели и сделать правильные выводы из этой истории.

Это вскрыло все нарывы нашего общества. Я бы даже сказал, настал момент истины. Именно в такие моменты, как говорят в народе, все нечистоты (это еще мягко выражаясь) всплывают наружу.

И дело здесь не только в хамелеонах вроде Валентины Терешковой. В конце концов, поведениям таких людей мало кто удивился.

Гораздо более показательным оказались процессы происходящие в регионах. Обратите внимание, что в целом реакция на изменение Конституции в Москве оказалась куда более спокойной, чем в субъектах Федерации. Конечно, для народов России самым болезненным пунктом изменений стал пункт о введении понятия "государствообразующего народа". Для татар это усугубилось еще и переписными баталиями, совпавшими с этими процессами.

Если в самом начале с критикой этого пункта выступил и Фарид Мухаметшин, и спикер Госсобрания Курултая Константин Толкачев, то затем по мере наступления часа X тем слабее был слышан протест со стороны прямых представителей республик, который затем и вовсе сменился на неуверенное одобрение. Правда, одобрение звучало явно скрипя зубами. Поэтому отчетливо чувствовалась, что все эти "одобрямсы" идут по разнарядке из Центра. Но поведение чиновников всякого трезво мыслящего человека не удивило. Не принимая это сердцем, не соглашаясь с хамелеонством, к такому все же привыкаешь. Как привыкаешь к посленовогоднему повышению цен или платной медицине в "бесплатной" государственной больнице. Гораздо более важным здесь было поведение национальной интеллигенции, которая и является подлинной национальной элитой, а не те эта обслуга в "синих пиджачках", неизменно берущая под козырек, все что ей спустят "сверху".

ТАТАРСТАН

В Госсовете Татарстана изменения Конституции раскритиковали несколько человек, а двое из них — Ркаил Зайдулла и Рамиль Тухватуллин выступили против пункта о государствообразующем статусе русского народа. И только Ркаилу Зайдулле хватило решимости проголосовать против. История это точно запомнит, можете не сомневаться. В остальных национальных республиках за исключением, пожалуй, Якутии (тоже очень показательному демаршу), сопротивление изменению Конституции если и было, то отнюдь не под знаменами защиты национальных прав. Это тоже важно.

Зная ситуацию изнутри, могу уверенно сказать, что на ряд депутатов Госсовета Татарстана, а также известных общественных деятелей, шло колоссальное давление "сверху" с целью принудить их публично одобрить изменение в Конституцию. В итоге, как видим, никто не согласился. Сравним эту ситуацию с тем, как такой публичный каминг-аут совершили в большинстве национальных республик — Карачаево-Черкесии, Коми, Башкортостане и т.д. И эту роль в Казани на себя взял первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Раскритиковав государственную национальную политику в стране, он назвал ситуацию с лицензированием учебников по предметам на татарском языке "дискриминацией". Но тем не менее, призвал поддержать изменения в Конституции. Хотя кажется, в такой ситуации лучше бы промолчал, так как никакого толка от такого "политически целесообразного шага" нет и, надо сказать, не будет. Все эти письма от имени Госсовета со слезными мольбами к федеральному центру о необходимости срочных мер в защиту татарского языка — это будет пустой звук, так как после всего этих изменений в Конституции о правах народов можно будет забыть. Единственная логика здесь — это использовать письмо Госсовета Татарстана как еще один повод обратить внимание на эту проблему, но не более того. Это не означает, что надо прекращать борьбу. Эта борьба может принимать разные формы, а иногда даже и латентные. Но бороться нужно всегда, ведь только через борьбу и обретается субъектность.

Внесение понятия "государствообразующего" народа критиковал и муфтий Татарстана Камиль Самигуллин, и ряд других общественных деятелей. Не остался в стороне и Всемирный форум татарской молодежи. И приоткрывая завесу внутренней кухни этой организации, могу сказать, что инициатива на этот раз исходила от татарской молодежи из ненациональных субъектов Федерации. То есть, вопреки той чуши, транслируемой шовинистическими идеологами о том, что национальные вопросы волнуют только национальные республики, а в остальных регионах местным "инородцам" (теперь уже впору вспоминать термины времен царизма) вроде как глубоко фиолетово, теперь могу уверенно сказать, что это не так. В регионах наши соотечественники очень часто даже острее чувствуют те угрозы и те проблемы, о которых мы говорим.

БАШКОРТОСТАН

Что касается Башкортостана, то здесь мы наблюдали в целом гробовую тишину. Эту гробовую тишину два дня назад только прервал БОО "Башкорт", своим заявлением фактически сохранив лицо всей башкирской общественности, которая предпочла промолчать, а то и вовсе напрямую поддержать изменения, прямо противоречащие интересам нерусских народов нашей страны.

А где же наш уважаемый Курултай башкир? И где в это время прячутся члены этой организации, разного рода "этномиссионеры", которые с удовольствием будут обсасывать угрозу, якобы исходящую от татарского диктанта и конных скачек, но которые неожиданно "пропадают" в самый важный момент. От Курултая башкир выступил один актер Хурматулла Утяшев и, надо сказать, выступил весьма своебразно — поддержал изменение Конституции. Причем не просто поддержал, а одобрил пункт о русском языке как "языке государствообразующего народа". То есть член президиума главной башкирской организации (так они себя называют и с этим трудно поспорить) выступил за узаконивание дискриминации нерусских народов, в том числе башкир.

Прекрасно понимаю, что Курултай башкир — марионеточная организация, полностью зависимая от приказов из уфимского Белого Дома. Но ничто не мешало его рядовым членам выразить хотя бы личную позицию. Не мешало, но они ее не выразили. То есть перспектива потери каких-то материальных "плюшек" оказалась важней чести и интересов собственного народа, за который они так пекутся на словах, но не на деле.

Проще говоря, все эти "этномиссионеры", а откровенно говоря обыкновенные жулики и манипуляторы, смелы только когда дело касается нападения на татар. За это они снабжаются и бюджетами, и прикрытием от местного и московского начальства. Вот здесь-то им уготовано большое раздолье, здесь они готовы смелее разоблачать татарские заговоры. А вот подать свой голос в защиту Конституции, подлинных прав того же башкирского нарда, об интересах которого они якобы пекутся они не в состоянии. Ведь за такое можно и по "шапке" получить, да и от грантов и ценного административного ресурса могут лишить. А без этого они как рыба без воздуха. Довольно забавно прозвучала попытка одного из популярных башкирских анонимных телеграмм-каналов "отмазать" всех этих господ, мол, наверное, их мнения спросили, и они, наверное, не поддержали. Дорогие мои, если есть позиция, то она озвучивается вне зависимости от того, звонит вам СМИ или нет. Собственная позиция — она как совесть — либо она есть, и тогда ее проявляешь, либо ее нет. И как мы видим, в данном случае (впрочем каки всегда) ее не оказалось.

Эти изменения Конституции запустят за собой цепочку процессов, которые наши потомки будут изучать, как поворотные моменты в нашей неспокойной истории. И здесь очень важно наблюдать и фиксировать все, что происходит сейчас. Из этой мозаики и сложится картина, кто чего стоил в этой жизни, и кто чего заслужит в будущем.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.

Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG