Ссылки для упрощенного доступа

Зрелище как безусловная ценность. Путин решил, что парад важнее предосторожности


Владимир Путин во время онлайн-встречи с министром обороны Сергеем Шойгу отдал приказ о начале подготовки к проведению парада 24 июня 2020 года в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Мне в принципе чужда путинская идея парадов в честь окончания войны, а особенно — идея проведения такого парада 24 июня. Пандемия COVID-19 показывает единство мира, общность угроз и трудностей, возникающих перед человечеством. Что будет демонстрировать парад в условиях коронавирусной инфекции? Мощь нашего оружия перед бывшими союзниками? Память о погибших? Значение Победы антигитлеровской коалиции над нацизмом?

Но разве демонстрация военной силы имеет какое-то внятное отношение к горю и смыслу исторических событий? Решение о проведении парада высвечивает стремление Владимира Путина любой ценой проводить "большие события", демонстрирующие величие России, российских властей и армии.

Путинский приказ о проведении парада касается не только Москвы, но и других российских городов. Попробуйте представить, какая гигантская машина, затрагивающая сотни тысяч, если не миллионы людей, сейчас приводится в движение и какое количество ресурсов, столь дефицитных в условиях "коронакризиса", будет потрачено. В любом случае при подготовке и проведении парада будет непосредственно взаимодействовать множество участников: военнослужащих, чиновников, работников городских служб, врачей, зрителей, включая ветеранов.

Опыт заболевших врачей и медсестер показывает, что при всех мерах предосторожности полностью исключить риск заражения коронавирусом при контакте с больными нельзя. Его исключает лишь полное отсутствие сближения.

С моей точки зрения, риск здоровьем и жизнью людей, возникающий во время подготовки и проведения парада, неприемлем. В этом отношении заключительные слова Путина во время разговора с Сергеем Шойгу: "жизнь, здоровье, безопасность людей — для нас главная, безусловная ценность" представляются неискренними и циничными. Если бы это было так, российские власти отказались бы от всех массовых мероприятий до окончания эпидемии. В очередной раз мы видим, как слова Путина расходятся с его делами.

Одна из самых интересных и значимых работ, посвященных памяти о сталинских репрессиях — книга Александра Эткинда — называется "Кривое горе". Эткинд пишет: "Культурные жанры памяти в России… демонстрируют необычные и, может быть, даже извращенные — кривые — формы горя по прошлому, которые связаны с подобными же способами понимания настоящего".

По аналогии с "кривым горем" о репрессиях я бы назвал путинские празднования победы извращенной, "кривой" памятью о войне, а в этом году — еще и непосредственно опасной. Есть какая-то ужасающая параллель между войной с десятками миллионами погибших, наплевательским отношением советского командования к жизням солдат, холодом, голодом, вшами и болезнями на передовых,брошенными непохороненными телами солдат, миллионами пленных, оставшихся без всякой помощи из-за отказа СССР присоединиться к Женевской конвенции, и решением Путина продемонстрировать военную мощь во время пандемии.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.

Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG