Ссылки для упрощенного доступа

Светотени чувашской автономии


Виталий Станьял
Виталий Станьял

Известный чувашский краевед, публицист и педагог, председатель Центрального совета чувашских старейшин Виталий Станьял делится с читателями "Idel.Реалии" своими мыслями по поводу 100-летнего юбилея Чувашской Республики. Коммуна и колхозы, религия и керемы, власть и народ, язык и реформы ― в статье обозначены спорные точки современной чувашской истории и культуры.

Хотите сообщить новость или связаться нами?

Пишите или посылайте нам голосовые сообщения в WhatsApp.

"Камсем эпир, мĕнле йăхран эпир?

"Откуда мы, какого рода-племени?" Эта строчка из хрестоматийного стихотворения 1970 года, увы, до сих пор сохраняет свою актуальность. Гунны, шумеры, булгары, сувары, хазары, татары, русские... Кто из них сотворил чувашский народ и его государственность?

Были у чувашей времена политического и культурного расцвета, была руническая письменность, были эпохи тотального уничтожения народа


Начать, всё же, надо с древности. Без самоорганизации, без структурного управления не мог выжить ни один народ. Сказки о том, что у чувашей не было своего имени, не было государственного устройства до ХХ века, пренебрежение наследием Волжской Булгарии свидетельствуют лишь о профессиональной слабости или нечистоплотности современных историков. Были у чувашей времена политического и культурного расцвета, была руническая письменность, были эпохи тотального уничтожения народа.

Счёт современной чувашской автономии, конечно, начинается с послереволюционных 1920-х годов, с возникновения спора вокруг идеи самоопределения и государственности. Несчётное количество копий поломано в дискуссиях о Волжской Булгарии на съездах "Общества мелких народов Поволжья", Чувашского национального общества 1917-1918 годов в Симбирске (Ульяновске) и Казани, их филиалов в Уфе, Оренбурге, Самаре, Чебоксарах, Ядрине, Цивильске, Тетюшах, Бугульме, Златоусте, Курмыше, Козьмодемьянске, Буинске, Мариинском Посаде...

На всех собраниях и совещаниях кандидатов в Учредительное собрание России остро стоял вопрос о форме правления страной. Этот бурный процесс подробно освещался на страницах газеты "Хыпар", и очень жаль, что наши специалисты Владимир Клементьев и Сергей Щербаков не доверяют этим материалам.

Сегодня чувашский народ вполне жизнерадостен, трудится и даже размышляет о стратегии своего развития ― это уже доказательство большой истории и духовной силы. Так что, 100-летие автономии после глобальных потрясений в судьбе нации вполне законный и радостный праздник.

Минус коммуна

В истории становления автономии неисправимой ошибкой считаю затею с Чувашской трудовой коммуной. Ошибка не в том, что были разные мнения и несколько проектов государственности. Множество взглядов всегда есть и будет. Далеко не "несмышлёныши" строили планы культурной автономии и территориальной государственности, Татаро-Башкирской республики, Идель-Урала, Федерации Поволжья.

Если бы Ленин не постарался за нас, то Чувашский край остался бы невзрачной коммуной


Ошибка в том, что попавшие в национальное управление (Наркомнац РСФСР) на плечах социал-революционеров новоявленные чувашские коммунисты-эльменовцы отвергли более подготовленных специалистов, а сами не смогли усвоить ни уроков Парижской коммуны, ни азбуку Российской государственности. Из письма Сергея Коричева к своему шефу Даниилу Эльменю от 18 июня 1920 года: "В Политбюро ЦК имел беседу. При обсуждении проекта о Чувашской коммуне некоторые выступили против предоставления чувашам какой-либо административной единицы".

Если бы Ленин не постарался за нас, то Чувашский край остался бы невзрачной коммуной (наподобие Карельской коммуны или коммуны немцев Поволжья) и исчез бы с карты страны.

Родину Ильича ― русским

Острый вопрос ― в чём ошибочность проекта Даниила Эльменя. Об этом мне лично довелось беседовать с деятелями национального движения тех лет профессором Николаем Никольским и комиссаром Иоакимом Максимовым-Кошкинским, а с членом делегации в Москву, заведующим отделом облисполкома Василием Алексеевым ― даже обсуждать его рукопись воспоминаний о встречах с Лениным.

Чувашскую Республику со столицей в Симбирске, по словам Василия Алексеевича, Ленин продвинул бы, несмотря на возражения Эльменя. Да тут Калинин сказал, что родину Ильича желательно бы оставить за русской областью. Вождь не стал препираться.

Подробностей в письменных воспоминаниях и брошюрах не оказалось. Но надо понимать, что подробностями в то время распространяться не следовало, а это значит, что в печать они попасть никак не могли.

Реквием по "Большой Чувашии"

Позже нужда заставила вспомнить советы Ленина ― стали готовить документы о расширении области. На это ушло два года. Цитирую по изданию облисполкома ЧАО "К вопросу о расширении территории Чувашской Автономной Области и преобразовании её в Автономную Чувашскую Социалистическую Советскую Республику" (Чебоксары, 1924): "Вопрос об образовании Автономной Чувашской Социалистической Советской Республики с центром в г. Симбирске впервые был поднят В.И. Лениным на заседании Совета Народных Комиссаров, когда обсуждался вопрос об организации Чувашской области.

Своим гениальным оком ещё в 1920 году тов. Ленин предвидел, что молодая Область в проектируемых границах, представляя слишком маломощную в экономическом отношении административную единицу, не достигнет цели, ради чего она организуется... В правильности и жизненности соображений Владимира Ильича Ленина пришлось убедиться уже после недолгого горького опыта. Не прошло двух лет с образования Чувашской области, как для всех стало ясно и очевидно, что Чувашобласть в настоящих границах и условиях не может существовать" (предисловие от 1 декабря 1924 года).

Сейчас республика безудержно теряет даже те достигнутые в бессонных трудах достижения


Но поезд ушел. Идея "Большой Чувашии" под носом незадачливых чувашских политиков навсегда уплыла в небытие. Им, болеющим всей душой за счастливую долю родного народа, пришлось десятилетиями напрягаться из последних сил, чтобы наверстать упущенное. При самых худших экономических условиях они смогли поднять промышленность, поддержать крестьянство, наладить образование, печать, науку, культуру и искусство.

Их старания и успех намного превышают КПД современного правительства. Если точнее, сейчас республика безудержно теряет даже те достигнутые в бессонных трудах достижения.

Секрет Полишинеля

История развития Чувашии полностью исходит от истории страны СССР и соответствует её этапам. Великие ли прошедшие 100 лет? Великие, героические, славные. В этом сомнения не может быть. Все периоды окроплены слезами и кровью многих тысяч тружеников. На знамени Чувашской Республики три ордена. К 50-летию наградили орденом Октябрьской революции и вскоре присудили орден Дружбы народов. В 1935 году за заслуги в сельском хозяйстве, строительстве дорог, образовании и подготовке кадров, развитии культуры и искусства вручили орден Ленина.

Сбросивший после революции цепи рабства чувашский народ жаждал свободы и работы, грамоты и культуры, поверил Ленину и его декретам о мире и земле. Крестьяне надеялись вернуться к вековечному самоуправлению через народные хуралы, собрания и общественные советы (канашсем). С небывалым, с неповторимым энтузиазмом народ поднялся на трудовой и военный подвиг.

Не только из-за угроз наркома военмора Троцкого крестьянские сыны пошли на штурм Тюрлемы, Свияжска, Казани, не только из-за любви к комдиву Чапаеву освободили от белогвардейцев Уфу. Нет, они не хотели возвращать власть царю и помещикам. Не ради славы стояли насмерть под Москвой, Тулой и Сталинградом в 1941-1942-х годах, не ради медали за взятие города штурмовали Кёнигсберг и Берлин в 1945-м. Как пишет Владимир Путин в своей новой статье "75 лет Великой Победе: общая ответственность перед историей и будущем", только в ходе боёв за город Ржев и Ржевский выступ Красная армия потеряла, включая ранеными и пропавшими без вести, 1 миллион 342 тысячи 888 человек. Солдаты осознанно шли на погибель ради свободы Родины, единой для русских, татар, чувашей, башкир, удмуртов, марийцев, якутов, грузин, молдаван, белорусов, чеченцев... Вспомнишь, "и комок подкатывает к горлу", и слезы накатываются на глаза.

Много горя и нужды выпало из-за войн, засухи и града, общественных противостояний. Только сейчас начинают ставить памятники невинным жертвам Акрамовских и Абашевских крестьянских волнений. Весьма показателен здесь спор председателя ревтрибунала поэта Михаила Сеспеля с военкомом области Иваном Ефимовым. Поэт верил, что правдивое, честное слово сильней огнемётов, и был против жестоких расправ над простыми крестьянами, обманутыми богачами.

Повсеместный неурожайный, голодный 1921 год остался чёрной меткой в истории республики. Автор книги о той страшной трагедии Метри Юман обратился за помощью к Горькому и Крупской, имел беседу со Сталиным. Работницы московской фабрики "Трехгорная мануфактура", жители Чебоксарской улицы, детские дома и другие учреждения столицы протянули руку помощи чувашской деревне. Яснее ясного — не народы враждуют, воюет власть.

Всё это секрет Полишинеля.

Кто, если не чуваши?

Зловещий 1937 год тоже не случайно начался в Чебоксарах. На плечи терпеливого народа можно было без зазрения совести нагромоздить всю мировую "нечисть" и тяжкое бремя.

То же самое повторилось во время Великой Отечественной войны. До нищеты оголили и ослабили деревни. Прикрываясь лозунгом "Всё для фронта!", районные "броневики" на трагедиях женщин и детей катали себе жир и ордена.

Официальная история республики молчит о злодеяниях районного начальства, но эти вопиющие нарушения были не единичны, хотя народ и безмолвствовал. Для чего нужно было терпеть столько горя? Потому что другого не дано ― вопрос выбора Родины перед чувашами не стоял. Верность избранному пути и принятой присяге в самом сердце чувашского народа. Сталин не без основания подчёркивал это в беседе с югославскими дипломатами.

Считаю, республике не везло с самого начала и до последних лет с высшим руководством. Из череды первых лиц сведущие люди выделяют талантливых секретарей обкома Сергея Петрова, Семёна Ислюкова и президента Николая Фёдорова. Думаю, подмечено верно.

Про колхозы

О колхозах у меня сугубо личностное мнение. Я рос и учился в колхозной деревне. Колхоз организовали наши отцы, а потом они все разом встали в ряды защитников Родины и как один погибли в августе-сентябре 1942 года в затяжных боях с фашистами между Жиздрой и Окой в Ульяновском районе Калужской области.

До войны и после, вернувшись с фронта, долго руководил хозяйством раненый орденоносец, человек мудрого ума и строгой дисциплины Семён Ильин. Колхоз успешно выполнял все задания государственной поставки. Нас заставляли перевыполнять план за отстающих соседних два колхоза.

Районное начальство не имело совести — выгребали амбары и дворы вчистую. Но наш председатель находил способы спасать женщин и детей от голода. Не было бы нормальных колхозов, чувашские деревни в войну вымерли бы. Единоличники при всём старании жили не лучше колхозников. Пресловутое "колхозное рабство" исходило не от формы хозяйствования, а от государственной политики.

Где Керем?

Вести беседы и споры вокруг чувашской этнической религии официально никогда не разрешалось. Как только Иван Грозный покорил территорию чувашей, так и зарубили все священные места, сожгли керемы, живыми закопали в землю мучавуров, напрочь запретили говорить о старинной вере. Уже шестой век запрет продолжается, подпитываясь проповедями христианских и мусульманских идеологов, всяких сект и общин.

Как только Иван Грозный покорил территорию чувашей, так и зарубили все священные места, сожгли керемы, живыми закопали в землю мучавуров, напрочь запретили говорить о старинной вере


Тем не менее, этнорелигия в народе живёт и не мешает строить ни социализм, ни капитализм. В чувашской религии сардаш — вековая мудрость, философия гармонии и жизнеустройства, каноны всеобщей нравственности и морали, поэтому она и живуча, не нуждается в чьей-либо поддержке или особой структурной организации.

Моя давняя мечта ― построить чувашский керем в Чебоксарах. Даже при рьяном наступлении церкви на главных киреметях всегда поднимали керемы (храмы). В 1768 году немецкий учёный и путешественник Пётр Симон Паллас записал в своём дневнике "Путешествие по разным провинциям Российской империи": "У чуваш Алатырскаго уезда бывает в средине керемета деревянная хижина с дверью на восток, в которой едят жертву стоя; и для того поставлены там длинные и скатертями накрытые столы. В средине оной хижины воткнут в землю длинный сквозь кровлю проходящий шест, на котором вверху утверждено снизу плоское, а кверху острое железное кольцо".

В керемах хранились жертвенные предметы, посуда, ставни для свеч (чаталы), фигуры богов и предков, амулеты, приношения в виде лент и сурбанов (полотенца). Там же совершались священнодействия и чюклеме, осуществлялись браки и разводы, имянаречения и прощания с усопшими, наказания и помилования, проводы и встречи воинов. Керем был центром ямахата (чувашского "прихода"). Сегодня он может стать проекцией традиционной культуры и отличным туристическим объектом.

100 имён ― 100 великих дел

Галерея "100 имён" на сайте Национальной библиотеки Чувашской Республики, рассказывающая о знаменитых земляках, трудовых и боевых героях, артистах и художниках, писателях и учёных, спортсменах и руководителях, отражает взгляд советской историографии. Некоторые "безвеликодельные" лица в этой галерее находятся по недоразумению, в то время как борцы за национальную самобытность и светлую судьбу трудового народа всё ещё находятся в стане "врагов народа".

Я, например, в ряд выдающихся людей нации поставил бы экономиста и писателя Дмитрия Юмана, просветителя и переводчика Даниила Филимонова, педагога и математика Павла Миронова, революционерку, журналистку, организатора первого Союза чувашских женщин Агафию Гаврилову, учёного-механика Дюиса Ивлева, философа Антона Петрухина, литературоведа Михаила Сироткина

У чувашского народа знаменитых имён далеко не одна сотня. Только отмеченных Звездой Героя более ста человек, а сколько ещё неотмеченных героев, положивших труд и жизнь на алтарь Отчизны?!

Николаевские реформы

Любой праздник ― семейный ли, сельский или городской, республиканский тем более ― вызывает ажурный взгляд на будущее и даёт толчок ко многим размышлениям. Есть на что оглянуться чувашскому народу в этом году, ведь отмечаем 1125-летие Волжской Булгарии и 100-летие Чувашской автономии. Эти даты, прежде всего, должны дать урок национальным политикам, государственным управленцам. На них лежит главная ответственность за правильность выбранного пути, стратегию и тактику развития народа.

Сейчас в Чувашии переломный момент. Драматический уход из политики и жизни прежнего главы республики Михаила Игнатьева, который находился у власти десять лет, и возвращение команды первого президента Николая Фёдорова, депутатов Госдумы Анатолия Аксакова и Олега Николаева к руководству ― побуждают забыть о смутных временах и надеяться на новый рывок в развитии республики и народа.

Врио главы Чувашии Олег Николаев ― реальный претендент на пост лидера региона, но в его биографии тёмным пятном светится авторство поправок о добровольном изучении родных языков в законе об образовании РФ. Эти поправки оказались ударом под дых национальным республикам. Во время онлайн круглого стола, посвященного Дню чувашского языка, Олег Алексеевич объяснил, что если бы он не принял участие в работе над законопроектом, родные языки вообще перешли бы в разряд школьных факультативов. Но ни то, ни это решение национальное образование не спасает.

Политика наступления на родные языки лежит чёрной тенью на будущем малых народов России. Вообще-то, эта тень всё ещё тянется от имперской политики давних времён. Противостоять дурной тенденции может сильный, самостоятельный, образованный дипломат, как Иван Яковлев или Николай Фёдоров. Без твёрдого характера и глубокой веры в свой народ республику из экономической и культурной бедности не вытянуть. Хорошо бы ещё, чтобы новый "коронный вирус" не оказался сильнее наших руководителей.

Виталий Станьял

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.

Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG