Ссылки для упрощенного доступа

Религиозная книга за 100 тысяч. Суд оштрафовал муфтия за "Избранные хадисы"


Муфтий Мордовии Заки Айзатуллин
Муфтий Мордовии Заки Айзатуллин

Пролетарский районный суд города Саранска признал виновным муфтия Мордовии Заки хазрата Айзатуллина в распространении экстремистской литературы и оштрафовал на 100 тысяч рублей муфтият и на 2 тысячи рублей самого муфтия. Решение было вынесено в пятницу, 23 октября. Суд обвинил Заки Айзатуллина в том, что он продавал запрещенные книги "Избранные хадисы" Мухаммада Юсуфа Кандехлави в мечети "Ускудар".

Книгу у муфтия Мордовии Заки Айзатуллина нашли в ходе обыска 7 июля, рассказал Idel.Реалии адвокат Марат Ашимов, обыск был произведен в рамках уголовного дела по "Таблиги Джамаат" (деятельность этой религиозной организации запрещена судом в Казахстане, России, Узбекистане, Китае и Таджикистане — ред.)

За две недели до этого в нескольких регионах Поволжья — Саратовской, Нижегородской, Пензенской и Ульяновской областях в один день прошли обыски и задержания якобы членов общества "Таблиги Джамаат". Через две недели такие же обыски прошли и в Мордовии. Были обысканы дома нескольких прихожан мечети "Ускудар" в Саранске. Один из них — это родной племянник муфтия Айса Айзатуллин. В рамках дела об участии Айсы в этом обществе прошел обыск и в мечети "Ускудар" в Саранске. В ходе обыска в офисе муфтия, который находится в отдельно стоящем здании на территории мечети, под столом было обнаружено пять книг, одна из которых "Избранные хадисы" авторства Мухаммада Юсуфа Кандехлави. В апреле 2017 года решением Кировского районного суда Уфы эта книга была признана экстремистской. Но Заки Зайнуллин дал пояснения в суде, что приобретена она была в 2012 году в Казани, т.е. еще до того, как она была признана экстремистской официально. С тех пор эта книга лежала, и о ней никто не вспоминал, тем более не продавал.

Здание, в котором была обнаружена книга, это двухэтажное здание, на первом этаже которого находятся подсобные помещения и туалет, на втором — офис муфтия.

—​ Причем, лестница эта очень крутая, уходит практически под крышу, так что доступ в офис затруднен, говорит адвокат.

По словам Марата Ашимова, представляющего интересы муфтия, 28 июля в рамках уголовного дела об участии Айсы Айзатуллина в обществе "Таблиги Джамаат", был допрошен Заки Айзатуллин, где ему говорили, что он занимался распространением этой книги, т.е. продавал.

Заки хазрат ответил, что он ничего не продавал и даже забыл о существовании этих книг. Его стали запугивать, морально давить, говорить, что поднимут старые дела, пытались психологически склонить к тому, что он должен согласиться с обвинениями, что якобы он хранил эти книги с целью их продавать. Я присутствовал при этом допросе. Однако Заки хазрат сказал, что он этим не занимался. В дальнейшем это дело передали в прокуратуру, она завела административное дело в отношении как духовного управления, так и в отношении Заки Айзатуллина как муфтия.

Адвокаты Марат Ашимов и Анатолий Пчелинцев
Адвокаты Марат Ашимов и Анатолий Пчелинцев

Марат Ашимов отмечает, что из материалов дела они узнали, что на следующий день после допроса Заки Айзатуллина был допрошен некий Дамир Утешев 1994 года рождения — якобы в ноябре 2019 года он приобрел у Заки Айзатуллина эту книгу, в феврале 2020 года узнал, что она экстремистская, порвал ее и выкинул, при этом никому не сообщив — ни в правоохранительные органы, ни муфтию.

И в июле 2020 года его приглашают для дачи показаний в качестве свидетеля по этой книге. Т.е. через полгода сотрудники ФСБ как-то узнали, что у него была эта книга, — удивляется адвокат.

По его словам, это и стало один из фактов дела распространения запрещенной литературы.

—​ В ходе заседания суда были допрошены многочисленные прихожане мечети, наши аксакалы, юристы — все те, кто имеет отношение к мечети "Ускудар". Все в один голос говорили, что они этого молодого человека никогда не видели и не знают, в мечеть он не ходил. Они пояснили, что Заки хазрат является муфтием уже 20 лет, он занимается благотворительностью, он всегда взаимодействует с государственными органами, имеет многочисленные награды и грамоты от муфтиев и министерств.

По словам адвоката, сам Утешев на судебные заседаниях так ни разу и не появился. Всего прошло три заседания суда. Но был допрошен сотрудник Центра по борьбе с экстремизмом, проводивший обыск.

Он также подтвердил, что книга лежала не на видном месте, он нашел ее под столом. Свидетели также пояснили, что офисное помещение муфтия находится на втором этаже, закрывается на ключ, который есть только у муфтия и юриста, и посторонние лица не имеют доступ к этому кабинету. И чужой человек не мог туда прийти, взять или купить книгу.

В ходе судебного заседания также был допрошен Айса Айзатуллин — племянник муфтия, в отношении которого было возбуждено уголовное дело в участии в деятельности организации "Таблиги Джамаат". Его обвиняют в том, что он был руководителем мордовского отделения этой организации.

—​ Сначала в рамках этого уголовного дела он дал показания о том, что эти книги открыто продавались в мечети. Якобы, он видел, как они продаются. Но в ходе судебного заседания Айса пояснил, что он дал эти показания под давлением, где его запугивали психологическим давлением и угрозами изнасилования. Якобы, если он не даст показания против своего дяди, то в тюрьме его изнасилуют и унизят и т.д. Он человек очень спокойный, его можно понять, он очень испугался. При этом в суде он открыто заявил о давлении и даже назвал фамилии тех, кто его принуждал давать такие показания, каким образом его запугивали, что от него требовали и т.д. И он сказал, что никаких книг его дядя не продавал ни в мечети, ни в офисе. И он не был свидетелем продажи книг.

Дамир Утешев, который свидетельствовал против муфтия, все-таки появился на последнем заседании суда и был допрошен.

—​ Его доставили на суд. Это молодой парень, очень загадочный. Ни на один вопрос он открыто не ответил — в 2017 году закончил университет, потом якобы год служил по контракту, где именно, не пояснил, сказал лишь, что войсковая часть находится в Саранске. Он рассказывал вещи, которые не стыкуются. Якобы, он приобрел эту книгу в прошлом году после джума-намаза, якобы, он поднялся в офис к муфтию и купил там книгу. Однако, как пояснил Заки Айзатуллин, после пятничного намаза к нему в офис всегда поднимаются активисты, наиболее близкие муфтию прихожане и бизнесмены, где они пьют чай и общаются. Т.е. такого, чтобы после завершения пятничного намаза Заки хазрат остался один, пошел в офис с незнакомым ему человеком и продавал ему книги, невозможно.

Помимо Марат Ашимова Заки Айзатуллина защищал еще один известный адвокат — Анатолий Пчелинцев. Пчелинцев является почетным адвокатом России, старшим партнером адвокатского бюро "Славянский правовой центр", главным редактором журнала "Религия и право", доктором юридических наук и членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ.

По словам Ашимова, Анатолий Пчелинцев очень эмоционально выступил на суде — он обратил внимание, что статья, по которой обвиняют муфтия, гласит о массовом распространении книг, а суд фактически имеет сомнительный факт продажи одной книги, который не подпадает под определение массовости.

—​ Т.е. массовость — это даже не два, и не три экземпляра, а множественное число. Если перейти к букве закона, даже если он продал одну книгу, то состава преступления нет.

—​ Судья нас не прерывал, давал выступить свидетелям, спокойно вел процесс, а вот прокурор за три процесса задал один-единственный вопрос одному свидетелю. Т.е. прокурор полностью отстранился от дела — либо ему этот процесс не был интересен, либо он уже заранее знал его исход. Т.е. никакой состязательности сторон не было.

Несмотря на показания всех свидетелей, суд все-таки признал виновным и юрлицо — муфтият, и лично муфти Заки хазрата Айзатуллина, но назначил минимальное наказание, предусматриваемое этой статьей.

По словам Ашимова, данное решение будет обжаловано в Верховном суде Мордовии.

—​ Есть смысл дойти до Конституционного суда, для того чтобы выяснить, насколько применима правоприменительная практика о массовости, чтобы выяснить формулировки.

Что касается задержанных по делу участия в обществе "Таблиги Джамаат", то под стражу никого не взяли. Среди задержанных есть религиозный деятель из Средней Елюзани Фавзи Бикмаев, который считается лидером общества.

Никто из них не отрицает, что они друг с другом общались, проводили сафары, т.е. выезжали в другие деревни с проповедями. Но Фавзи говорит, что он вышел из состава этой организации еще в 2008 году, когда она еще не была запрещена. Якобы, у них в 2008 году был съезд где-то в Саратове, где он заявил, что не согласен с их позицией и с 2008 года он как духовный наставник небольшими группами из 4-5 человек выезжали в сафары", рассказывает Ашимов.

По его словам, те, кого обвиняют в участии в этой организации из Ульяновской области, отрицают то, что состояли в какой-то экстремистской организации, говорят, что никогда даже не слышали о таком названии.

Да, они общались, но к этой организации никакого отношения не имеют. И Фавзи Бикмаев говорит о том, что никакого отношения к этой организации не имеет.

По его словам, три мусульманина из Мордовии, которых также обвиняют в участии в этой организации, "испугались до ужаса", и признались во всех страшных грехах — о том, что "тут была у них супер-организация, все было засекречено, законспирировано, как в шпионских книгах".

Это такие простые наивные ребята, их сделали обвиняемыми в этом деле. А статья эта не легкая (УК РФ Статья 282.2), за участие можно получить до 6 лет, за организацию — до 10 лет. Им грозят реальные сроки, — говорит он.

Именно по этой статье были обвинены Свидетели Иеговы, последователи которой получили реальные сроки.

— В 99 процентах случаев судов над Свидетелями Иеговы, которых судили по той же статье, дали реальные сроки. Был всего один случай штрафа, но этот приговор обжаловали и в результате его заменили тремя годами лишения свободы. Что будет с нашими ребятами, пока неизвестно, следствие идет.

"Таблиги Джамаат" — международное религиозное движение, организованное в 1926 году в Индии Мауланой Мухаммадом Кендехлеви. Главной целью движения считается духовное преобразование в исламе посредством работы участников на уровне широких масс людей и обращения к мусульманам вне зависимости от их социального и экономического статуса с целью приблизить их к религиозной практике ислама, указанной пророком Мухаммадом. Программа "очищения сердец" является направлением суфитского мистико-аскетического течения в исламе. Суть программы — призыв единоверцев к любви Аллаху, ограничению в мирской жизни (исключение светских праздников, просмотр телепередач, развлекательных фильмов, музыки, обязательное ношение женщинами никаба и др.). В 2009 году Верховный суд России признал экстремистской и запретил деятельность международной религиозной организации "Таблиги Джамаат" на территории РФ.

Оригинал публикации на татарском языке: Радио Азатлык

Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG