Корреспонденты "Idel.Реалий" изучили статистику Управления судебного департамента в Татарстане за последние пять лет и выяснили, что за это время количество разрешений на прослушку, выданных районными (городскими) судами республики, выросло в три с половиной раза. В целом, общее число разрешений достигло почти 120 тысяч. Кто, для чего и сколько "слушает" в Татарстане – в нашем материале.
Прослушка телефонных переговоров получила законодательное обоснование еще в СССР, в 1990 году, – тогда был принят закон "О внесении изменений и дополнений в Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик". Ранее прослушка регламентировалась лишь секретными инструкциями.
Срок для прослушивания телефонных разговоров был ограничен шестью месяцами
По закону, принятому в 1990 году, прослушивать телефонные разговоры можно было лишь в том случае, если было соответствующее постановление органа дознания или следователя, которое санкционировал либо прокурор, либо суд. Для того, чтобы получить санкцию на прослушку, должны были быть достаточные основания – особо значимые для расследования уголовного дела. Кроме того, прослушка могла проводиться и в тех случаях, если существовала угроза насильственных действий, вымогательства или других противоправных действий в отношении свидетелей или потерпевших, если они давали на это согласие, и была санкция прокурора или суда. Срок для прослушивания телефонных разговоров был ограничен шестью месяцами.
В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
После распада Союза закон отменен не был, но отсутствие в российском уголовно-процессуальном законодательстве процедуры прослушивания делало невозможным его применение. В результате этого, право на прослушку закрепили за органами внутренних дел и ФСБ в соответствующих федеральных законах. Позже такую возможность получили и другие органы.
По закону получить разрешение на прослушку могут МВД, ФСБ, таможенная служба, служба внешней разведки, ФСИН и федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности
В Конституции сказано, что "каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права разрешается только на основании судебного решения". Однако в той же Конституции говорится, что "права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства".
В российском законодательстве два закона регулируют ограничение прав и свобод граждан в части прослушки. Первый – ФЗ "О федеральной службе безопасности" и второй – ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (ОРД). По обоим законам прослушка может вестись только с санкции суда. Если суд первой инстанции по какой-либо причине отказывает правоохранительным органам в праве на прослушку, они имеют право обратиться в вышестоящий суд.
По закону получить разрешение на прослушку может целый ряд оперативных подразделений разных правоохранительных органов – МВД, ФСБ, таможенная служба, служба внешней разведки, ФСИН и федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
В законе об ОРД сказано, что прослушка телефонов "проводится с использованием оперативно-технических сил и средств органов ФСБ и органов внутренних дел". Оба закона содержат нормы, согласно которым могут быть приняты меры о прослушивании телефонных разговоров только при наличии информации:
– о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно;
– о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно;
– о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
В течение 48 часов после начала прослушивания орган, его осуществляющий, обязан получить судебное разрешение
Здесь, однако, не говорится о конкретных предполагаемых преступлениях, к которым может быть причастно лицо, в отношении которого ведется прослушка. Согласно закону, прослушивание разговоров может вестись только в отношении тех лиц, которых подозревают или обвиняют в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях.
По закону, также есть случаи, когда органы следствия могут установить прослушку и без ордера суда. Это касается случаев, "которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации". В этом случае есть условие, согласно которому запрос должен быть представлен суду в течение суток. Кроме того, в законе сказано, что в течение 48 часов после начала прослушивания орган, его осуществляющий, обязан получить судебное разрешение.
Максимальный срок прослушивания – полгода. Для его продления необходимо новое судебное заседание. Если же правоохранительные органы не нашли в материалах прослушки повода для возбуждения дела или информации в рамках расследуемого дела, то она хранится на протяжении года, а потом уничтожается.
За последние девять лет не менее девяти миллионов человек, проживающих в России, "могли подвергаться прослушиванию только на основании судебного решения"
В мае этого года международная правозащитная группа "Агора" выпустила доклад "Россия под наблюдением". В нем авторы указали на то, что правоохранительные органы не обязаны предъявлять операторам связи разрешение на прослушку, тем самым "обладают прямым доступом ко всем мобильным телефонным переговорам и данным, касающимся сообщений".
Кроме того, авторы доклада Павел Чиков и Дамир Гайнутдинов отметили, что суд, выдавший разрешение на прослушку, не может проконтролировать его исполнение. "Он [суд] не ставится в известность о результатах прослушки и не обладает полномочиями по рассмотрению того, были ли соблюдены требования решения, разрешающего прослушку", – уточнили авторы.
В докладе "Агоры" приведена статистика рассмотренных ходатайств о контроле и записи телефонных и иных переговоров, а также ограничении тайны переписки, которую предоставляет Судебный департамент при Верховном суде России. Так, за прошедшие девять лет – с 2007 по 2015 годы – суды общей юрисдикции рассмотрели 4 659 325 таких ходатайств, 96,96% которых были удовлетворены.
"От года к году число запросов увеличивается, причем наибольшие темпы роста показывают запросы, подающиеся в рамках оперативно-розыскных мероприятий, то есть без (до) возбуждения уголовного дела", – уточнили авторы доклада. Они подсчитали, что за последние девять лет не менее девяти миллионов человек, проживающих в России, "могли подвергаться прослушиванию только на основании судебного решения".
В ТАТАРСТАНЕ
"Idel.Реалии" изучили статистику, предоставленную Управлением судебного департамента в Татарстане, и выяснили, что с 2011 года по I квартал 2016-го количество разрешений на прослушку достигло 118 тысяч.
Отметим, что уже к 2013 году количество разрешений на проверку звонков и переписки татарстанцев выросло в два раза по сравнению с 2011 годом. Пять лет назад разрешений суда по обоим законам превысило девять тысяч, а в 2013-м достигло 18 тысяч. По итогам 2015 года количество разрешений на прослушку выросло до 32 тысяч, что в три с половиной раза больше, чем в 2011 году.
К 2013 году количество разрешений на проверку звонков и переписки татарстанцев выросло в два раза по сравнению с 2011 годом
За первое полугодие этого года районными (городскими) судами Татарстана выдано почти 15 с половиной тысяч разрешений на прослушку и запись телефонных переговоров, а также на переписку: как почтовую, так и электронную, в том числе в мессенджерах и соцсетях.
Правоохранительные органы при обращении в суд с запросом на проверку телефонных разговоров и переписки получают положительное решение в 99% случаев. А количество отказов по закону об ОРД – стремится к нулю. Незначительный процент отказов (чуть более одного процента) отмечается лишь в контексте следственных действий, а не по закону об ОРД.
За пять лет – с 2011 по 2015 годы – правоохранительные органы получили 173 разрешения на прослушку телефонов несовершеннолетних. Зачастую, такие разрешения выдаются в случае, если ребенок потерялся. Максимальное количество разрешений на прослушку несовершеннолетних получено в 2014 году – 94 разрешения.
Отметим, что приведенная Управлением судебного департамента в РТ статистика не совсем полная. Подобные дела рассматриваются и в Верховном суде Татарстана – эту информацию "Idel.Реалиям" подтвердили в пресс-службе суда. Однако в статистику эта информация не попадает, так как является "секретным делопроизводством".
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.