"Каждый третий немец опасается войны с Россией", сообщает о результатах недавно проведенного опроса Forsa по заказу "Stern" Frankfurter Allgemeine Zeitung.
"64 % респондентов не разделяют эту озабоченность. Тем не менее, более половины опрошенных считают отношения с Москвой напряженными: 51% описал их как "не очень хорошие", 41% как "плохие", и только 6% как "хорошие".
Мало кто из жителей ФРГ назвал бы отношения с Москвой "хорошими"
Причина этих опасений и ухудшения отношений - в поведении Кремля, сообщает далее FAZ: "Аннексировав Крымский полуостров и поддержaв сепаратистов на востоке Украины, ... Кремль восстал против представлений Запада о порядке и мире, а также серьезно пошатнул международную политическую систему после окончания конфликта Восток-Запад. Федеральное правительство Германии старается добиться мира в Донбассе в рамках нормандского формата, что поддерживается большинством немцев. 84% респондентов считают правильными старания канцлерa Меркель в стремлении не прерывать разговор с президентом России Владимиром Путиным. Только 14% считают переговоры бессмысленными."
Парад танков на Красной площади 9 мая давно воспринимается за рубежом как демонстрация угрозы
Итак, мало кто из жителей ФРГ назвал бы отношения с Москвой "хорошими". Этот эффект дала накручиваемая Россией истерия: если грозиться ядерным пеплом, хвастаться "Искандерами" и тем, что "можем повторить", то когда-нибудь посыл доходит до широких масс оппонента. Парад танков на Красной площади 9 мая давно воспринимается за рубежом как демонстрация угрозы. Угрозу же подчеркивают периодические нарушения российскими военными самолетами границ других государств: Британии, Норвегии, Финляндии, Эстонии. Или чего стоит относительно недавний скандал, когда, по сообщению BBC "Российские Ту-160 прошли до Испании мимо границ пяти стран Европы".
Балтийские страны опасаются развязывания Россией войны на своей территории по примеру Украины и приветствуют размещение трупп НАТО на своей территории. A в Литве распространили памятку на случай российского вторжения. Понятно, что перерастающие в уверенность слухи о том, что за провалившейся попыткой переворота в Черногории стоит Россия тоже не прибавляет европейцам оптимизма.
О намерениях России судят по делам
Все перечисленное - аннекция Крыма, поддержка сепаратистов на востоке Украины (о которой уже открыто пишут западные СMИ), помощь Ассаду в войне против оппозиции, нарушения российскими ВВС воздушных границ других стран и т.д. - это те самые дела, по которым судят о намерениях России. Поэтому Путин сможет сколько угодно возмущаться, что "мир запугивают агрессивной Россией". И сколько угодно - уверять, что " Россия-то ни на кого нападать не собирается. Да и смешно это! Немыслимо просто, глупо и нереалистично!". Судят все равно по делам. И если Россия пять раз кряду накладывает вето на решения Совета Безопасности ООН, что делает невозможным прекращения бомбардировок и ведет к дальнейшей гибели населения, то наверное, вполне логично, что ее когда-нибудь из этого СовБeза попросят.
Плохой мир лучше доброй ссоры
Германия - давний и верный партнер России. Настолько верный, что то и дело слышны голоса отменить санкции, а Федеральный министр экономики Габриель и министр иностранных дел Германии Шайнмайер ездят в Москву на переговоры, считая, что "плохой мир лучше доброй ссоры" и нельзя отталкивать Москву. Но и здесь уже слышны критические голоса о том, что хватит миндальничать с Россией. "Против Путина поможет лишь твердость", считает автор Süddeutsche.
"Не прошло и года с тех пор, как Франсуа Олланд попытался перезагрузить отношения с Владимиром Путиным в Москве. Под воздействием парижских терактов французский президент был готов вступить в союзс каждым, кто помог бы ему в борьбе с ИГИЛ (организация, запрещенная в России). Даже если тогда к надеждам и подмешивались сомнения, победил в конце концов тот аргумент, что нельзя оставлять ни одного шанса выйти из противостояния с Россией к новому сотрудничеству.
Через год после заключения солидарности с Москвой конфронтация стала больше и опаснее, чем когда бы то ни было
Как ни прекрасно звучит эта формула - через год после заключения солидарности с Москвой конфронтация стала больше и опаснее, чем когда бы то ни было. Русские и французы так и не стали братьями по оружию, наоборот: конфликт в Сирии превратился в опосредованную войну между Россией и Западом, когда стороны могли бы в любой момент схватиться друг с другом. Между тем продолжается война на Украине. Конфликтoв с Москвой становится все больше, их не становится меньше. И все труднее держать эти возгорания под контролем. Сотрудничество вместо конфронтации - это звучит разумно. Но с с тех пор как Россия аннектировала Крым, все, кто руководствовался этим намерением по отношению к Путину, потерпели неудачу.
Если ни предложения, ни санкции не помогают, остается только думать о своей собственной безопасности
Формула Штайнмайера "мир возможен только с Россией" настолько верна, насколько и банальна. Но она предполагает, что и руководство России хочет мира. Однако Владимир Путин разжигает конфликты, чтобы затем предложить себя в качестве партнера в их урегулировании. Этим он может заниматься долго - пока другие готовы снова и снова делать ему предложения...Но если ни предложения, ни санкции не помогают, остается только думать о своей собственной безопасности. Все, что помогает Путину в деле войны, должно быть остановлено." Таким образом, тема санкций в отношении России, о которой говорили недавно, отошла на второй план.
Это случилось еще и потому, что "..cторонникам санкций трудно объяснить, каким образом они могут подействовать в ближайшее время", пишет Südeutsche.
"Между тем, бомбардировки мирного населения нужно остановить немедленно. Очевидно, что иные политические меры были бы более эффективны в целях прекращения огня. Вопрос о санкциях снят с повестки дня", - заявил газете oтветственный по делам с Россией Федерального правительства.
Опросы показывают как Россия теряет последних друзей
С другой стороны, "Меркель не хочет исключать того, что возможны новые санкции в отношении России из-за Сирии, как того требуют некоторые политики из рядов ХДС и зеленых." Однако сейчас самым важным для Меркель является смягчение ужасного положения населения и поиск способа скорейшего прекращения войны.
Вот и получается, что пессимизм немцев отражает бессильные попытки политиков наладить отношения с Россией и установить мир. A еще опросы ясно показывают как Россия теряет последних друзей. "Война-это большое болото: легко влезть, но трудно выбраться,"- говорит мудрая старая пословица. Жаль, что на самом верху России об этом сегодня, кажется, забыли.
Светлана Ниберляйн - свободный журналист, живет в Германии
Высказанные в рубрике мнения могут не отражать точку зрения редакции
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.