Ссылки для упрощенного доступа

Еще один "дротик" в историю засыпки. Равиль Зиганшин взялся за новую реку 


Карта реки Сулица. Как было и как стало.
Карта реки Сулица. Как было и как стало.

Природоохранная прокуратура вчера проиграла суд в Верхнем Услоне. Надзорное ведомство пыталось отменить решение о межевании нескольких участков на реке Сулица, доказав, что территория попадает на водный фонд, а он не может принадлежать никому, кроме России. Однако доказательств в суде не хватило. Компания депутата Госсовета Татарстана ООО "Свияга" продолжит работы на участке. О хронологии засыпке, истории проблемы и суде — в репортаже "Idel.Реалии".

Река Сулица проходит недалеко от горнолыжного курорта Казань и Свияжского заказника. Река небольшая — ее длина всего 47 км, а площадь водосборного бассейна 517 км². Начинается река у деревни Майдан и недалеко от деревни Медведково впадает в Свиягу. Сулица — памятник природы республиканского значения.

Река пусть и небольшая, но своенравная — переодически она разливается и подтапливает деревни, расположенные вдоль русла. Есть версия, что именно из-за характера реки ее и назвали так — Сулица (разновидность метательного оружия, дротик/копье).

О реке мало что известно рядовому жителю республики, но рыбаки знают, что там в реке много рыбы — плотвы, окуня, язя. Местные хвалились, что на сеть и щуку в десять килограмм поймать можно. Любители же тихой охоты облюбовали это место, но на всякий случай на форумах предупреждают — много комаров и кровососущих мух.

"КТО В ПРАВЕ ТАК ИЗДЕВАТЬСЯ?"

Май 2014 года. Местный житель села Медведково разместил на сайте "Народного контроля" (сервис взаимодействия граждан, исполнительными органами и органами местного самоуправления) заявку о нарушениях — "Засыпано естественное русло реки Сулицы". В подписи сказано: ""На снимках видно какое было русло раньше и как его теперь засыпали. Кто в праве так издеваться?".

Через месяц исполком Верхнеуслонского района Татарстана ответил гражданину. "Сообщаем, что отделом охраны водных объектов Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, отделом архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района Татарстан разрешение на строительство насыпи через Сулица не выдавалось. В настоящее время застройщик не установлен", — значится в ответе.

Это вызвало негодование у заявителя и еще нескольких неравнодушных. Они прямо в заявке стали спрашивать как это возможно, подсказывая, чьи "уши" могли торчать из-под водной глади.

Потребовался год, чтобы заявитель получил новый ответ от исполкома района: "Исполнительным комитетом Верхнеуслонского муниципального района направленно заявление в Казанскую межрайонную природоохранную прокуратуру о проверке законности действий виновных лиц в нарушении природоохранного и водного законодательства".

"Я житель деревни Медведково, подтверждаю, что указанные работы велись с использованием строительной техники, которая выезжала с территории ГСОК "Казань" (Горнолыжный комплекс — ред.). Учитывая наличие усиленной охраны на данном объекте, выяснить, кто вел строительные работы вполне возможно", — написал пользователь Ильяс. М.

Прошел еще год и исполком отчитался, приложив фотографию: "Уважаемый пользователь портала государственных и муниципальных услуг! Благодарим Вас за обращение и сообщаем, что русло реки Сулица расчищено." На фото чистый берег.

"Естественное русло реки не восстановлено! Оно пущено по искусственному каналу в обход деревни Медведково"! — остался недоволен ответом местных чиновников Ильяс М. Но статус заявки уже изменили на "решена" и про Сулицу забыли на следующие несколько лет.

"ОБКАТАННЫЕ СХЕМЫ"

Новый виток история получила после того, как жители деревни Медведково обратились к татарстанским защитникам Волги.

Конфликт и история противостояния активистов и компании ПСО "Казань", которая принадлежит депутату Госсовета Равиль Зиганшину, начались несколько лет назад. Тогда экологи заявили, что еще в 2011 году власти незаконно размежевали акваторию Куйбышевского водохранилища. Тогда же ПСО "Казань" в нарушение лицензии добывала строительный песок в границе водоохранных зон. Уже на следующий год участки продали под строительство домов. Только после того, как активисты привлекли внимание жителей, республиканских и федеральный СМИ, власти услышали их. Компания депутата приостановила свою работу на территории.

После обращения к активистам, а именно к журналистке и одной из лидеров активистов Юлие Файзрахмановой, удалось выяснить подробности засыпки Сулицы. Фирма Равиля Зиганшин — ООО "Свияга" — начала скупать участки вокруг деревни Медведково еще в 2015-2016 годах. "По обкатанной в Зеленодольском районе схеме в состав сформированных местным муниципалитетом земельных участков вошел водный фонд: Куйбышевское водохранилище, примыкающее в Свияжскому заказнику, и река Сулица — памятник природы республиканского значения", — пишет Файзрахманова в своей публикации.

"Обкатанной" схемой активисты называют феномен, сложившийся в последние годы в Татарстане, когда местные власти вносят часть водного фонда в участки, продают его с торгов, а потом компания, купившая участки, намывает на воду землю, тем самым увеличивая площадь участка до указанных в кадастре. Таким образом намыли большое количество суши на Волге, но часть активистам и прокуратуре удалось отбить через суд.

В конце прошлого года надзорное ведомство оспаривало то, как в 2011 году акватория Куйбышевского водохранилища Волги была размежевана исполкомом района. Напомним, что выделенные участки, в том числе находящиеся под водой, были поставлены на кадастровый учет и в 2012 году проданы под строительство элитного жилья. Владельцем стало ООО "Тигран", на тот момент принадлежавшее через цепочку фирм Светлане Зиганшиной — супруге владельца ПСО "Казань" депутата Госсовета Равиля Зиганшина.

Намывом суши на участке с 2011 года занималась именно строительная компания — ПСО "Казань". За это время компания успела засыпать песком около 600 га Волги. Летом 2014 года в результате гражданских акций засыпка была остановлена. Позднее инициативная группа добилась приостановки лицензии у ПСО "Казань", обратив внимание Минприроды России на то, что компания осуществляет добычу строительного песка в границе водоохранных зон. Отметим, что в сентябре этого года ПСО "Казань" отказалось от кассационной жалобы на решение о прекращении лицензии, хотя дошла в судах до Арбитражного суда Поволжского округа.

"ФОРМИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ С ЗАНЯТИЕМ АКВАТОРИИ"

Поводом для обращения местных жителей к активистам стало то, что зимой этого года засыпку стали вести с удвоенной силой. "Уже почти исчезли под привезенным песком прибрежные мелководья, приобретенные ООО "Свияга" под видом суши", — пишет Файзрахманова.

"С января 2017 г.ода работает до 20 единиц техники, в том числе в темное время суток. По всей видимости, они стремятся по льду сформировать из песка карты намыва, в соответствии с границами приобретенных участков, чтобы весной домыть сушу с помощью земснарядов", — указывается в коллективном письме активистов и жителей деревни Медведково в Минэкологии Татарстана.

Обращений с начала года было много — в Казанскую природоохранную прокуратуру, в управление Росприроднадзора по РТ и в Россельхознадзор.

В итоге, Росприроднадзор подтвердил (в ответе от 1 марта 2017 года), что на участке ведутся работы в районе островных территорий в месте впадения Сулицы в Свиягу. В своем ответе ведомство еще раз подтверждает, что участки принадлежат ООО "Свияга", а компания ООО "Гранд-Проект" проводит на участке работы. "Кроме того, ООО "Свияга" получено решение о предоставлении водного объекта в пользование на производство дноуглубительных работ в данном районе", — отмечают в Росприроднадзоре.

После нескольких выездных проверок разных ведомств, Казанская межрайонная природоохранная прокуратура решила обратиться в суд.

"Факт формирования данных земельных участков с занятием акватории Куйбышевского водохранилища и памятника природы реки Сулица подтвердился, в связи с чем, прокуратурой в суд предъявлено исковое заявление в целях освобождения земель водного фонда", — указано в одном из ответов прокуратуры.

Дело передали в суд, а он в свою очередь постановил пока прекратить все земляные работы на участке.

ФОТО ЗАСЫПКА: 18 марта 2017, уже после введения предписания суда об остановке работ.

"МЫ СЧИТАЕМ СВОИ ДОВОДЫ ДОСТАТОЧНЫМИ"

16 марта в Верхнем Услоне начался суд. Истец — природоохранная прокуратура, ответчики — исполком района и ООО "Свияга". В качестве третьих лиц несколько ведомств. На первом заседании решено было отложить дело — один из ответчиков в суд не явился.

Вчера, 24 марта, началось второе заседание. На него не только пришли все стороны, но и приехали активисты из Казани и Верхнего Услона. Представители Росимущества и Росреестра на суд не явились, но отправили свои отзывы на иск, где указали, что согласны с требованиями прокуратуры и просят удовлетворить их в полном объеме.

Прокуратура просила суд признать результаты межевания земли незаконными, так как в них попали водные объекты. Таким образом, нарушены имущественные права России. При этом прокуратура попросила во второй части исковых требований провести исполкомом и ООО "Свияга" новое межевание после отмены судом прежних данных.

— Вы просите изменить участки — исключить из них земли водного фонда. Может просто снять? — интересуется судья.

— Мы не хотим оспаривать право собственности, — отвечает ему прокурор.

— Но не легче ли вам снять участки с кадастрового учета?

— Нет. Мы не хотим нарушать Конституцию, — вновь отвечает прокурор, имея ввиду неприкосновенность права собственности.

Представители компании и исполкома требования прокуратуры не поддержали. Отметим, что они не стали опровергать, что в участки попал водный фонд — они вовсе об этом не говорили. Все, на чем строилась их линия защиты — это указывать на недостаточность доказательной базы прокуратуры. Это заметил и судья — он три раза спрашивал у прокуратуры о проведении экспертизы.

— Вы хотите экспертизы? — в третий раз спрашивает судья у представителя прокуратуры.

— Мы считаем свои доводы достаточными, — отвечает помощник прокурора. — Если вы хотите, можно провести.

— Вы понимаете, что я сегодня могу вынести решение? Суду ничего не нужно. Мне ничего не нужно. Почему вы приходите в суд не подготовленными? Все это нужно вам, а не мне, — чуть повышая голос, говорит судья. — Вы считаете, что у вас все подготовлено?

— Да, — отвечает представитель прокуратуры.

— Тогда исследую [письменные доказательства] и в совещательную? — уже улыбаясь, интересуется судья.

— Да.

Дело в том, что прокуратура предоставила в качестве доказательства один весомый документ — ответ Росреестра на запрос с просительной запиской, где указывается, что участки "частично накладываются на водный фонд".

Исследовав письменные доказательства и дав вновь высказать свои позиции сторонам, судья на двадцать минут удалился в совещательную комнату. Вернувшись, он зачитал решение — в удовлетворении иска прокуратуры отказать.

Уже после заседания представитель прокуратуры заявил, что не считает доказательства, предоставленные им, недостаточными — "мы не хотели умолять достоинство Россрееста, предоставившего ответ на запрос". Будет ли обжаловать решение суда надзорное ведомство пока не ясно — решать этот вопрос будет руководство прокуратуры, но активисты уже рассматривают другие способы остановить засыпку реки.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.

XS
SM
MD
LG