То есть море-то, конечно, Ваттовое. A если еще точнее, то это часть Северного моря, ограниченная цепью Фризских островов. Является, пожалуй, одним из самых капризных морей в мире. Очень может случиться так, что, когда вы придете на берег (предвкушая, наконец, долгожданную встречу), моря просто не окажется на месте. Отливы здесь так сильны, что на их пике без воды остаются 46 тыс. кв. км - практически целая Нижняя Саксония.
— А ты знаешь, что с купаниями там не все так просто? — спросила меня знакомая, которой я рассказала, что в отпуск мы едем на берег немецкого Северного моря. — Там очень сильные отливы, море уходит на километры вглубь. В отлив не рекомендуется находиться в воде — может утянуть в море.
Мы всё-таки поехали. И первое, что увидели, выйдя вечером на пляж — табличку. Температура воды, воздуха, отлив сегодня тогда-то, прилив — тогда-то. Время купания — с 8:20 до 9:15.
Ну вот. Я не могу в 8:20 — я в это время ещё сплю. В дальнейшем время купания всё время сдвигалось, но я в него так и не попала...
А море действительно уходит на километры, оставляя после себя лужицы и лечебную грязь. Вода в лужицах настолько кишит разными организмами, что иногда кажется, будто она кипит. А чайки там — толстые, жирные, размеров с доброго гуся! Налетит на тебя такая клянчить горбушку — отдашь добровольно.
Около 10 тыс. видов живых существ живут в Ваттовом море. В среднем в год над этой областью пролетает от десяти до двенадцати миллионов перелетных птиц: здесь находится важная для них остановка на пути от Южной Африки вдоль атлантического побережья до Северной Сибири или Канады, информирует UNESCO.
Плюс к этому море "включено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в Нидерландах и в Германии как одна из последних масштабных природных экосистем приливной зоны, в которых естественные процессы продолжают функционировать в значительной степени без вмешательства человека".
В один из дней наблюдала на пляже парочку из Индии. Девушка в порыве бессильного отчаяния молотила кулачками широкую грудь своего двухметрового спутника, а он обнимал её, казалось, не замечая ударов, и бормотал: "Where are you going to swim, darling, there is no water here!"
И я прямо увидела её, изнывающую от жары в своей Калькутте, мечтающую окунуться в холодные воды Северного моря и настоявшую на том, чтобы поехать в свадебное путешествие именно на Северное! И пролетевшую тысячи километров и часовые пояса, чтобы увидеть, что моря-то и нет! А вместо холодных вод из развлечений — грязь... Дa поваляться на песке, да прогулка на лошадях... Это ли не облом?
В отлив туристы любят пешком гулять по Ваттам, добираясь даже до соседних островов почти посуху. Почти — потому что в некоторых местах путь, бывает, преграждаeт что-то вроде ручьев, через которые приходится перебираться вброд. Поэтому одежда путешественника по Ваттам выглядит странно на первый взгляд: это футболка, которая спасает от ветра и солнца, плавки и кроги.
Но Bатты коварны. Пуститься в путь без провожатого новичку опасно. Есть болотистые места, забредешь в них — затянет, назад не выберешься. Поэтому рекомендованные "тропы" помечены снопами: и лошадям, и людям очень рекомендуется оставаться в их зоне.
Но самое коварное, пожалуй, то, что прилив начинается исподволь. Это не волна, которая, как цунами, идет с моря на берег. Это ручьи - только что вполне мелкие и безобидные, они начинают разливаться, становиться полнее и сильнее. Они могут отрезать путь, сбить с ног. Для горе-путников в Ватте стоят спасательные вышки, в год спасатели собирают с них около сорока человек. Для пострадавших (порезал ногу ракушкой — не смог идти дальше) спасение бесплатно, попавшим в беду по своей беспечности придется выложить 7 тыс. евро. При приливе в самом глубоком месте — 3,5 метра, а до берега может быть далеко. Поэтому тому, кто неправильно рассчитал время и опоздал, нечего и думать выбраться самому.
Другое любимое развлечение туристов в отлив — поездка на дрожках на соседний остров. В городке есть несколько фирм, занимающихся таким извозом. Как правило, это семейный бизнес с вековой историей. Например, семья Брютт, которая более ста лет назад доставляла почту верхом с близлежащего острова Нойверк. В 1885 году им пришла в голову идея запрячь лошадей в дрожки и так перевезти мешки с письмами. Идея пришлась по вкусу людям — и с тех пор каждый день в летний период от 46 до 60 дрожек с путешественниками и туристами переправляются с материка на остров и обратно.
Любят отдыхающие и порт города Куксхафена, называется он очень романтично: "Старая любовь". По легенде, еще в 18 веке провожали отсюда своих парней девушки в море — и здесь же встречали иx по возвращении. Возвращались из сурового моря не все, тем тревожнее было ожидание и тем радостнее встреча.
Смотрел в эту даль в свое время и Генрих Гейне.
"На верфи Куксхафена
Есть прелестный городок
Он называется "Старая любовь"
Там я оставил свою ненаглядную."
Так он начал свою утерянную впоследствии "Морскую поэму", которую написал в 1823 году под влиянием многонедельного отдыха на курорте Куксхафена.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", может не совпадать с позицией редакции.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.