Ссылки для упрощенного доступа

Волжский природоохранный прокурор посоветовал бизнесу "закладывать риски"


Тимур Нагуманов и Вениамин Селифанов
Тимур Нагуманов и Вениамин Селифанов

Как бороться с незаконными проверками и нарушениями контролирующих органов, как упростить процедуру сдачи экологической отчетности, куда податься пострадавшему от действий госорганов предпринимателю —​ Волжский межрегиональный природоохранный прокурор и бизнес-омбудсмен обсудили наболевшие вопросы с татарстанскими предпринимателями.

Встреча Вениамина Селифанова и Тимура Нагуманова с представителями бизнеса состоялась во вторник, 19 декабря, в резиденции креативных индустрий "Штаб". Как указывалось в пресс-релизе, на встрече планировали обсудить сложные и системные вопросы, связанные с экологическим регулированием, по которым требуется разъяснение природоохранного ведомства. Однако затронуть успели меньше половины.

ИОСИФ ЛИВШИЦ: "В ЦТУ ОРГАНИЗОВАНА ПРЕСТУПНАЯ ГРУППИРОВКА"

Об особенностях регионального наезда на предприятие со стороны официальных экологов собравшимся поведал директор компании "Буревестник" Иосиф Лившиц.

2 декабря прошлого года, рассказывал он, на территорию его предприятия приехало Центральное территориальное управление Минэкологии РТ во главе с замначальника Исмагиловым.

На месте сотрудники ЦТУ произвели обмер территории. А затем составили акт о том, что предприятие в момент проверки допустило несанкционированный сброс отходов 4 класса опасности на площади более 74 соток.

Никакого административного расследования, утверждает предприниматель, не было, но через десять дней он по почте получил протокол об административном правонарушении, подписанный Исмагиловым.

Далее ЦТУ наложило на предприятие штраф в 100 тысяч рублей, издало постановление о необходимости проведения рекультивации и насчитало ущерб, которое предприятие якобы нанесло природе, в размере 19 миллионов рублей.

Лившиц подал жалобу начальнику ЦТУ Ильхаму Сабирову — безрезультатно. Затем подал заявление в Советский районный суд, чтобы оспорить стотысячный штраф. Но суд ему отказал, а Верховный суд РТ оставил решение нижестоящей инстанции в силе.

Следом в суд пошло уже ЦТУ — для возмещения вреда, нанесенного предприятием окружающей природной среде, в размере 19 миллионов рублей. Финансовую деятельность предприятия парализовало.

Тогда Лившиц обратился к уполномоченной по правам человека в Республике Татарстан Сарие Сабурской, а та перенаправила его к Тимуру Нагуманову. Параллельно бизнесмен написал заявление в Казанскую межрайонную природоохранную прокуратуру.

— Нашли огромные нарушения, которые министерство экологии допустило, назначая проверку нашего предприятия. Они вообще не имели права приходить, потому что никакой жалобы не было, никакого плана проверки не было, — объявил Лившиц.

Иосиф Лившиц
Иосиф Лившиц

Вмешательство Нагуманова и прокуратуры изменило ход процесса. Суд пришел к выводу, что никакого ущерба природе нанесено не было.

— В Центральном территориальном управлении сложилась устойчивая организованная Сабировым преступная группировка, которая крышует незаконные карьеры, незаконные свалки, — поделился своим мнением Лившиц. Предприниматель подал заявление о преступлении в следственный комитет. Теперь ждет ответа.

Сабиров, к слову, в ЦТУ уже не работает.

А контролирующие органы замучили Лившица проверками. В этом году к бизнесмену, по его словам, приходили уже 11 раз, в том числе трижды из административно-технической инспекции. Остановить проверки удалось лишь после обращения к прокурору города.

КоАП ПОДМЕНЯЕТ СОБОЙ 294-Й ЗАКОН

— Сегодня работа ведется колоссальная прокуратурой по снижению количества проверок плановых, внеплановых, - взял слово модератор дискуссии Тимур Нагуманов. — Но фактически — мы провели исследование в этом году делового климата в Татарстане, опросили почти пять тысяч предпринимателей — 59% из них сказали, что за последний год проверка в их отношении была. Если сравнить это с количеством предпринимателей в Татарстане, то получается, что примерно сто тысяч предпринимателей было так или иначе проверено. Потому что предпринимателям вообще нет разницы, по 294-му (федеральный закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля — "Idel.Реалии") их пришли проверять или по КоАПу.

КоАП сегодня подменяет собой 294-й закон, отметил бизнес-омбулдсмен. При этом если 294-й закон обеспечивает защиту прав предпринимателей, в том числе позволяет получить консультацию госоргана, предписание, предупреждение, то когда госорганы ведут проверки по КоАПу, "получается игра в одни ворота".

Вениамин Селифанов согласился с Нагумановым в том, что 294-й закон не должен подменяться административными расследованиями. В Татарстане в этом плане есть проблемы, как и в других поднадзорных его ведомству субъектах, признал прокурор. Но проблемы эти, на его взгляд, несистемные:

— Из ста тысяч проверяемых мы выявили по республике две тысячи нарушений закона. Для республики это немного.

При этом механизм защиты предпринимателей, считает он, работает. Это и институт уполномоченного по правам предпринимателей, и надзорные органы.

Но данный механизм работает не сам по себе — за свои права надо бороться, заметил Селифанов. И порекомендовал бизнесменам обращаться в Казанскую межрайонную природоохранную прокуратуру.

"ВЫ СЕБЕ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ, СКОЛЬКО МЫ ПИШЕМ ОТЧЕТОВ!"

Надежда Сергеева
Надежда Сергеева

Надежда Сергеева, эколог компании "Сувар" подняла вопрос о формировании единой базы экологической отчетности для статистического отчета "2-ТП Отходы", отчета по малому бизнесу и отчета за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку данные в них пересекаются. И предложила привязать сроки сдачи данных отчетов (15 января, 1 февраля, 10 марта) к одному — сдаче бухгалтерской отчетности.

Вся экологическая отчетность, объясняла Сергеева, формируется на базе бухгалтерской отчетности, а коррекция годовых бухгалтерских отчетов обычно происходит вплоть до марта.

В результате могут возникнуть несоответствия между поданными ранее данными в отчетах и годовыми бухгалтерскими показателями.

— Таким образом формируются нестыковки, которые органы власти характеризуют как некорректное составление данных или сокрытие данных, - посетовала сотрудница "Сувара". — При подаче отчета о негативном воздействии на окружающую среду и отчета о неизменности процесса это может быть даже наказуемо в пятикратном размере.

— Совершенно справедливое высказывание, — согласился Селифанов. — Вы себе не представляете, сколько мы отчетов пишем! Но в то же время мы все прекрасно понимаем, что без статистической отчетности невозможны ни краткосрочные, ни долгосрочные анализы, планирование. Насколько они соответствуют действительности, не соответствуют — это второе.

— Мы следим за соблюдением законов, мы не планируем законы, но, если нас спросят, мы вас поддержим, — все-таки обнадежил эколога Селифанов, согласившись, что отчетность следовало бы упростить.

— Бухгалтерия не дает материалы для сдачи экологической отчетности! Я вам как бывший финансовый директор предприятия [говорю], — поддержал Сергееву бизнес-омбудсмен. — Ну не дает бухгалтерия к 15 января эти данные! Бухгалтерия в лучшем случае баланс закрывает в марте.

"НЕ СОВСЕМ БИЗНЕСОВЫЙ ВОПРОС"

Рустем Даминов
Рустем Даминов

Рустем Даминов из компании "Экология Поволжья" сначала поинтересовался тем, как бороться с застройкой леса на Дубравной, но Нагуманов тему закрыл, так как вопрос "не совсем бизнесовый". Селифанов тем не менее поручил казанскому межрайонному природоохранному прокурору Альберту Хабирову разобраться и через СМИ проинформировать о результатах.

Второй вопрос касался сферы деятельности предприятия — это утилизация вторсырья и сбор промышленных отходов.

— У нас порядка тысячи клиентов, и все они сталкиваются с трудностями, когда [Рос]природнадзор запрашивает у них конечную инстанцию. Таким образом мы вынуждены в договорах прописывать, кому мы эти отходы отдадим. Хотя у нас их порядка 300-400 видов, и в процессе накопления может и поставщик услуг поменяться.

— Я понимаю, о чем вы говорите, — остановил предпринимателя прокурор. — Вам нужно изменить форму договора. Фактически кто-то вмешивается в вашу производственную деятельность. А вы работаете непосредственно с человеком, который пользуется вашими услугами, и этот договор абсолютно произвольный должен быть между вами.

Для этого случая Селифанов предложил обсуждать вопрос не в общем, а клиентам предприятия, чьи права могут оказаться нарушены, обращаться в прокуратуру. И там уже прорабатывать конкретную ситуацию.

Последний вопрос адресовал Селифанову оператор по обращению с отходами, напомнив о сложностях и дополнительных затратах, которые возникли у операторов в результате перевода обязанности внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду с "производителя" отходов на операторов (полигоны — "Idel.Реалии").

В этой сфере происходят практически революционные изменения, заметил прокурор, чтобы ситуация нормализовалась, нужно время. А пока "надо закладывать риски".

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG