8 марта в России традиционно отмечается Международный женский день. Праздник был учрежден в 1910 году по инициативе немецкой феминистки и коммунистки Клары Цеткин, которая высказала идею на Второй Международной социалистической женской конференции, проходившей в Копенгагене 27 августа. За более чем столетие день борьбы женщин за свои права трансформировался в праздник тюльпанов и женственности, а его политическая роль подверглась забвению. Корреспондент "Idel.Реалии" побеседовала с активисткой Самарско-тольяттинской феминистской группы Элиной Драгуновой — о роли праздника 8 марта, современных проблемах женщин и дискриминации в отношении мужчин.
— Элина, чем занимается Самарско-тольяттинская феминистская группа? Какова в ней твоя роль?
— Наша группа — это неформальное объединение. В нем активно участвуют несколько женщин, раньше в составе был мужчина. Лично я занимаюсь в том числе информационной стороной. Создавала группу "ВКонтакте" и чат, где мы общаемся, некоторое время вела закрытое самарское сообщество по теме феминизма, сама читаю и распространяю интересные сообществу материалы из интернета.
У нас, как и во всех фем-организациях, все на равных, то есть горизонтальная демократия. Кто хочет, может выдвинуть инициативу, предложить свои идеи для совместной активности. Мы смотрим фильмы, обсуждаем их. Организуем феминистские группы роста самосознания, где говорим об актуальных лично для нас проблемах. Проводим ридинг-группы: это чтение фем-статей и литературы, также с обсуждением. Собираемся вместе, проводим мозговые штурмы, что-то придумываем. Делаем акции, участвуем в выставках, читаем лекции и организуем дискуссии на феминистские темы.
Самое значимое, что мы делали за последние несколько лет — это проект в формате документального театра "Своя чужая". Его можно больше отнести к жанру социального искусства, чем к чему-то художественному. Это несколько спектаклей на темы, касающиеся, я бы сказала, всего женского, в том числе, тех тем, которые обычно не затрагиваются, либо мало затрагиваются в прессе. Последний спектакль был посвящен теме домашнего насилия. Проект открытый, мы собираем истории женщин и свои собственные, перерабатываем их в художественном ключе, затем рассказываем их со сцены. Каждая — не обязательно участница группы — может принять участие со своей историей. Спектакли мы показывали в Санкт-Петербурге на фестивале феминистского искусства "Рёбра Евы", в Москве в музее "Гараж" и на фестивале "Медиаудар", в Самаре на разных площадках. Судя по общению со зрителями после спектаклей, их темы оказались очень острыми, в чем-то шокирующими, волнующими, затрагивающими действительно важные для людей проблемы.
— Занимаетесь ли вы оказанием правовой поддержки?
У нас в Самаре до сих пор нет кризисного центра и приюта для женщин, оказавшихся в сложной ситуации. Нет убежища, куда человек может пойти.
— Конкретно наша группа нет. Но мы поможем с информацией. Есть такой проект — "Знание остановит гендерное насилие". Мы в нем участвуем больше как слушатели и зрители. Его делают Анастасия Бабичева, Татьяна Пуш и Татьяна Лощинина. Проект этот российско-американский, он посвящен темам гендерного насилия, насилия над детьми и пожилыми людьми, и касается и акторов насильственных действий, и тех, кто пострадал. Авторы популяризируют всю информацию, которая может помочь человеку, попавшему в ситуацию сексуального, физического, психологического, экономического насилия в семье. В рамках проекта было много мероприятий на тему гендерного насилия, в том числе, в виде информационного листка и разработки создан план по выходу из сложившейся ситуации, в котором есть разные варианты и пути решения проблемы — в зависимости от того, в какую ситуацию попала женщина. Активисты предоставляют консультации и при необходимости дают контакты нужных специалистов.
К слову, у нас в Самаре до сих пор нет кризисного центра и приюта для женщин, оказавшихся в сложной ситуации. Нет убежища, куда человек может пойти. В то же время, есть определенные психологические и социальные нормы, по которым в городе с населением в полтора миллиона человек должно быть хотя бы несколько таких мест. Ситуация общая для России, за исключением двух столиц. Там приюты для женщин, в том числе, с детьми, все-таки есть. Эти же организации, часть из них, оказывают помощь пострадавшим от сексуального насилия в партнерских отношениях, в семье или вне ее. Только за несколько минут в интернете находится не меньше 5 московских и несколько петербургских кризисных центров, в том числе, государственных муниципальных, есть они и в других регионах.
— Как так вышло, что праздник, сыгравший большую роль для феминистского движения, День борьбы женщин за свои права, стал просто поводом для подарка и неостроумных сексистских шуток?
— Нужно сказать, что история возникновения праздника началась в середине XIX века. Тогда в Нью-Йорке прошла крупнейшая демонстрация женщин-текстильщиц, которая поразила общество. Демонстрантки требовали равной оплаты труда, улучшения условий труда женщин, которые тогда были чудовищными, а также запрета детского труда, который активно эксплуатировался. Общество шокировала не только сама акция — ведь прежде в истории не было столь масштабных женских протестов, но и жестокость, с которой ее разгоняли. После этого протесты продолжились, уже не только в США.
До распространения феминистских идей в обществе ситуация была такова, что женщины вообще не имели прав на своих детей. Мужчина мог их отобрать, и мать в такой ситуации ничего не могла поделать.
В 1910 году на Второй Международной социалистической женской конференции, проходившей в Копенгагене 27 августа, по инициативе Клары Цеткин был учрежден Международный женский день — день солидарности женщин в борьбе за эмансипацию (то есть освобождение в широком смысле). Эта дата касалась не только женщин, но и прав человека вообще, в том числе и прав детей. До распространения феминистских идей в обществе ситуация была такова, что женщины вообще не имели прав на своих детей. Мужчина мог их отобрать, и мать в такой ситуации ничего не могла поделать. Борьба касалась экономических, социальных и трудовых прав, прав женщины в браке, права женщин на образование, и, один из главных пунктов — избирательных прав. Мне очень нравится лозунг российскиой женской демонстрации 1917 года: "Без участия женщин избирательное право не всеобщее".
Интересно, что Россия до революции в отличие от Европы жила по юлианскому календарю, и Международный женский день у нас приходился на 23 февраля по старому стилю. 23 февраля 1917 года на улицы Петрограда вышли женщины, возмущенные невозможностью отоварить хлебные карточки. Некоторые стихийные митинги перешли в массовые стачки и демонстрации. Закончилось это, как известно, свержением самодержавия. Таким образом, именно Международный женский день 1917 года явился спусковым крючком, приведшим к Февральской, а затем к Октябрьской революции.
Россия до революции в отличие от Европы жила по юлианскому календарю, и Международный женский день у нас приходился на 23 февраля по старому стилю
Примерно до середины 1930-х годов праздник имел свое первоначальное значение, которое впоследствии начало забываться. С этого момента риторика стала постепенно меняться: в ней становилось всё больше официоза и пропаганды. Уже начиная с 1970-х он превратился в праздник цветочника в России. Всё было перевернуто с ног на голову благодаря государственной пропаганде.
Большевистская и затем советская власть сильно влияла на образ женщины и ее место в обществе. РСФСР стала первым государством мира, узаконившим прерывание беременности — в 1920 году. С 1936 по 1955 год в СССР действовал запрет на аборты (за исключением абортов по медицинским показаниям), из-за чего эта процедура ушла в нелегальную сферу. Была высокая женская смертность из-за этого. Не забываем, что контрацепции как таковой не было.
Декретного отпуска в СССР в том виде, который нам доступен сейчас, долго не было. Отпуск по уходу за ребенком, к примеру, в 1944 году был увеличен до 77 дней. Но были, хоть и не всегда, детские сады, были годы, когда повсеместно появились ясли.
Еще в конце 41-го года вводится налог на бездетность, в 1944 году — ряд мер, поощряющих многодетность, было учреждено почетное звание "Мать-героиня". Гендерные различия больше не критикуются, а напротив, поощряются: образу защитника Родины (в мужском обличии) противопоставляется образ заботливой жены и матери — хранительницы домашнего очага. Уже с конца 1970-х годов в советских школах мальчики начинают массово поздравлять одноклассниц, окончательно деполитизируя праздник, ведь девочка просто в силу своего возраста не может быть борцом за свои права.
В этот день большинство россиянок, как всегда, будут ждать от мужчин вовсе не равноправия, а подарков и внимания
На сегодня праздник 8 Марта превратился в фарс. В этот день большинство россиянок, как всегда, будут ждать от мужчин вовсе не равноправия, а подарков и внимания. А 9 марта со спокойной душой подвергнутся привычной бытовой и экономической дискриминации, воспринимая ее как должное. Нынешняя Россия стала одной из самых патриархальных стран мира, законы не соблюдаются, происходит откат назад. Несмотря на то, что феминистское движение в России разворачивается и обретает силу, зачастую СМИ намеренно создают извращенный образ того, что касается феминистских идей и понятий о гендере. Мы, в свою очередь, боремся за отмену декриминализации домашнего насилия, а нынешняя ситуация с постоянным наступлением РПЦ на репродуктивные права и то, что церковь вообще может на что-то влиять в политическом плане, полностью противоречит Конституции РФ, которая закрепляет за Россией статус светского государства.
— Почему для РПЦ так важно влиять на политику и продвигать свое видение прав человека? В чем их выгода, на твой взгляд?
— Выгода в том, чтобы влиять на умы людей и законодательную сферу, показывать свою силу. Демонстрировать, что при желании духовенство может буквально залезть нам в трусы и делать все, что захочется. То есть, выгода и цель — в самой власти. РПЦ демонстрирует, что ее достаточно, чтобы лезть в наши личные дела.
— На твой взгляд, каковы три самых масштабных проблемы общества, с которыми сталкиваются женщины?
— Первое место занимает дискриминация в трудовой сфере. До сих пор в России не отменен список из 456 профессий, запрещенных для женщин. Миф об "эмоциональности" женщин на самом деле вредит бизнесу не меньше, чем многие другие.
Мой личный пример дискриминации: когда я работала в самарском представительстве одной московской компании, меня долгое время отказывались трудоустраивать официально. Бухгалтер долго отказывалась оформлять документы. Около полугода мне пришлось добиваться оформления по трудовой книжке. Когда я забеременела, моя московская начальница утроила колоссальный скандал. С большим трудом мне удалось связаться с ее руководством, и только благодаря этому я получила какие-то выплаты в связи с беременностью и родами.
РПЦ демонстрирует, что ее достаточно, чтобы лезть в наши личные дела.
До сих пор есть случаи, когда уже беременных женщин увольняют с работы. Это незаконно. Хотя выплаты пособий осуществляет государство, а не компания, работодатели по инерции считают, что делать для женщины в декретном отпуске ничего не нужно. Часто от недавно родивших молодых мам требуют, чтобы они в срочном порядке выходили на работу под угрозой потери должности.
Есть так называемый "стеклянный потолок" для женщин во множестве профессий, когда женщина не может подняться в своей компании или даже сфере выше определенной должности или звания.
Есть сферы, в которых в России не запрещено работать женщинам, но они считаются традиционно мужскими. То есть женщине практически невозможно стать профессионалкой в этой профессии. Самый яркий пример: сравните количество космонавток в истории нашей космической отрасли и число американских астронавток.
При этом чаще всего профессии, которые считаются традиционно женскими, оплачиваются ниже всего. Плюс ко всему женщины получают за одинаковую работу меньшую зарплату, чем мужчины. Профсоюзы защищают работодателей.
Давайте попробуем представить — сможет ли в России женщина стать президентом. И если да — то когда это сможет произойти. Представили? Думаю, теперь стало более понятно, что такое стеклянный потолок, традиционно мужские сферы и профессии и есть ли у нас дискриминация в трудовой сфере, а главное — в наших головах. По доле женщин в парламенте Россия находится на сотом месте в мире. Если женщин и зовут во власть — то для декорации, "чтобы было".
По доле женщин в парламенте Россия находится на сотом месте в мире
Вторая проблема — всё, что касается репродуктивных прав. Кажется, что сейчас мы уже совсем недалеко от того момента, когда аборты по ОМС либо полностью запретят, либо сделают их лицензирование для клиник настолько сложным, что не только хирургические, но и медикаментозные аборты станут большой проблемой. Если всё будет продолжаться в том же ключе, станет сложно даже просто купить таблетированные препараты.
При этом на уровне регионов давно распространена практика акций по временным отказам от абортов на один или несколько дней. В эти "Дни без абортов" женщины (не будем забывать — налогоплательщицы!), приходящие в клиники, не могут получить эту услугу по ОМС. Дни без абортов проводятся по несколько раз в год в Самарской, Ярославской и Воронежской областях, на Камчатке, в Чебоксарах и в Приморском крае. В одной из поликлиник Ростова-на-Дону операции по прерыванию беременности в честь Пасхи не делают целых десять дней, уже не один год подряд. А ведь это может быть критично в связи со сроком беременности. Нередко такие акции напрямую связаны с деятельностью РПЦ — так, в том же Ярославле при местной епархии создан отдел по благотворительности, социальному служению и взаимодействию с медицинскими учреждениями.
Почти все женщины сталкиваются с репродуктивным давлением. Они должны выйти замуж и родить детей. И желательно побольше. А государство в этом практически не помогает. Нет нормальной системы детских садов, по-настоящему бесплатного образования и адекватной финансовой помощи семьям и матерям-одиночкам. Нет возможности сделать так, чтобы ребенок получал алименты с отца. В ситуации, когда семья распадается, мужчины чаще всего либо не платят алименты вообще, либо отчисляют небольшие суммы с официальной зарплаты, которая обычно равна прожиточному минимуму. И эти же мужчины, выйдя на пенсию, могут требовать для себя алименты на содержание со своего ребенка, который подчас даже не знает, как выглядит его отец. По закону это возможно. В России суд вполне может признать право престарелого отца, который всю жизнь уклонялся от участия в жизни ребенка, на получение алиментов от своей взрослой дочери или сына.
Россия — уникальная страна: у нас более 70% отцов, оставивших своих детей, отказываются от выплаты алиментов.
Россия — уникальная страна: у нас более 70% отцов, оставивших своих детей, отказываются от выплаты алиментов
Третья проблема, на мой взгляд — внешняя и внутрення мизогиния. Ненависть, которая в последнее время так культивируется в обществе, очень сильно проявляется в виде мизогинии — дегуманизации женщин, завышенной критики и требованиях по отношению к женщинам. Из-за этого возникает так называемый социальный стокгольмский синдром. Женщина может ненавидеть себя всю жизнь, считать себя недостаточно женственной и т.п., пытаться соответствовать каким-то стандартам, которые в действительности могут быть ей совсем не нужны для счастья.
Большинство СМИ и реклама транслируют сексистские стереотипы, девочкам с детства говорят, что они должны думать, как себя вести, как одеваться, где что можно и нужно брить и красить, а где нет, что является их жизненным предназначением — всё это накладывает определенный отпечаток на идентификацию себя как женщины, и, в том числе создает определенные проблемы в отношении женщины к профессии, к себе самой, в отношениях в семье.
— Как ты думаешь, есть ли дискриминация в отношении мужчин? 19 ноября отмечается так называемый Международный мужской день, но о нем мало кто знает…
— Мне кажется, это пока праздник без большой истории. Мы живем в патриархальном мире, и женщины не просто так придумали свой праздник. Они боролись за свои права очень долго, через тюрьмы, отдавали за это свои жизни, многое потеряли. Те наши права, которые у нас есть, возможность учиться и работать, путешествовать и выходить из дома самостоятельно, иметь право наследования, иметь права на своих детей, даже получать хотя бы 200 рублей в месяц от государства в качестве пособия на ребенка — пусть они несовершенны, но они есть, и это в том числе заслуга женского движения. Честно говоря, я вообще ничего не знаю про мужской день, и едва ли он сравним с днем борьбы женщин за свои права.
Армия должна быть контрактной, чтобы туда могли идти и мужчины, и женщины
Дискриминация в отношении мужчин есть, но не такая жесткая. Конечно, мужчины тоже могут бороться за свои права и организовывать праздники в честь этого. В России мужчин призывают в армию в обязательном порядке, и я не вижу какого-то мощного антивоенного движения, которое с этим боролось бы. Существуют комитеты солдатских матерей, которые тоже полностью состоят из женщин… Если эта проблема волнует мужчин, им следует бороться за свои права, но они просто идут в армию. Представители мужского движения кричат о том, что женщин тоже следует отправлять воевать. Но не думаю, что вопрос решается таким образом. Армия должна быть контрактной, чтобы туда могли идти и мужчины, и женщины, которые действительно хотят служить в армии как профессионалы и получать за это деньги. Армия либо должна быть профессиональной, либо должна вообще отсутствовать.
— Есть истории, героини которых используют свои права и идеи феминизма в личных целях, к примеру, шантажируя мужчин тем, что публично обвинят их в насилии. Как разграничить права и злоупотребление правами?
— Крайности есть везде. Это неизбежно. Всегда будут какие-то злоупотребления в любом общественном явлении, однако масштабы харрасмента, домогательств на работе и сексуального насилия вряд ли сравнятся с количеством случаев злоупотребления. Есть статистика по ложным и реальным обвинениям в сексуальном насилии. Как правило, злоупотребляющие — это мужчины, привилегированный класс, и лишь единицы из них действительно страдают. Мужчины насилуют женщин, детей, других мужчин. Не думаю, что я должна переживать за них. Для сравнения, мыши тоже пока не отстаивают права кошек.
Если брать нашумевшую историю Дианы Шурыгиной, конечно, это медиакампания, на которой все заработали. Но изнасилование несовершеннолетней девушки со стороны двух парней было, это факт, установленный судом. Это нонсенс, конечно: насильники делают имя на изнасиловании. Я не обвиняю ни в чем жертву, потому что если об этом не говорить, преступники так и будут оставаться безнаказанными. В мире давно существует концепция согласия, согласно которой человек, будучи в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, не может дать адекватного согласия на секс. Это давно является общепринятым. В российском обществе ни дети, ни молодежь, ни многие взрослые не понимают, что означает слово "согласие". Не всегда понимают, что "нет" значит "нет". Это вопрос личных границ и понимания, что с определенного возраста наступает ответственность за свои действия, в том числе и уголовная. Для многих молодых людей сейчас заняться сексом — как будто бутерброд съесть. Нет, это не так. И пока люди будут сидеть у телевизора и обвинять жертву, обеляя преступника, так и будет происходить.
Для многих молодых людей сейчас заняться сексом — как будто бутерброд съесть
Нужно учить мальчиков и парней не насиловать, нужно объяснять всем подросткам, что значит согласие — тогда количество преступлений в сексуальной сфере неизбежно снизится.
— Возвращаясь к вечному вопросу, возможно ли все-таки равенство между мужчинами и женщинами?
— Равные права и равенство — это разные вещи. Мы не одинаковы и никогда не будем одинаковыми. Равенство невозможно, но возможно равенство прав. Когда мы сами распоряжаемся своим телом, сами выбираем, кем нам работать и так далее. Есть такой слоган на английском "Feminism is a radical notion that women are people" (англ. "Феминизм — это радикальное понятие о том, что женщины — люди" — прим. ред.). На любой вопрос о дискриминации легко ответить, если отзеркалить проблемную ситуацию и поставить мужчину на место женщины, и наоборот. Если после перестановки понимаешь, что что-то не так, значит, речь идет именно о дискриминации, о нарушении прав.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.