Ссылки для упрощенного доступа

С предложением муфтия Татарстана согласились бы ультраправые в Европе


Глава Духовного управления мусульман Татарстана Камиль Самигуллин предложил признать ваххабизм экстремистской идеологией. Так совпало, что буквально одновременно с этим "Idel.Реалии" опубликовали материал о возможном влиянии Духовного управления мусульман Дагестана на татарстанское духовенство.

Напомним, в Дагестане ваххабизм под официальным запретом, хотя экс-глава этой республики Рамазан Абдулатипов в недавном интервью признавался, что законодательный запрет фактически ничего не смог сделать для противодействия распространению этого течения в регионе.

Возможный запрет ваххабизма уже окрестили борьбой с инакомыслием. В упомянутом материале "Idel.Реалии" представитель одной из неподконтрольных муфтияту мечетей Дагестана указывал на это.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Готово ли татарстанское духовенство конкурировать с дагестанским в Татарстане?

Инициативу татарстанского муфтия поддержал представитель Русской православной церкви.

― Наконец-то межрелигиозный совет России призвал к запрету ваххабизма, ― цитируют СМИ известного церковного деятеля, протоирея Всеволода Чаплина. Среди поддержавших оказался и эксперт Института национальной стратегии Раис Сулейманов.

КТО И ГДЕ ВЫСТУПАЛ ЗА ОТМЕНУ "ВАХХАБИЗМА"

"Idel.Реалии" решили изучить, кто и где в разное время выступал за запрет ваххабизма или салафизма в Европе.

ГЕРМАНИЯ. В начале 2017 года вице-канцлер Германии Зигмуд Габриэль выступил за полный запрет салафизма в стране. Он призвал закрыть все салафитские мечети, связав консервативное течение ислама с ИГ (запрещена в России), которое взяло ответственность за террористическую атаку на Рождественскую ярмарку в Берлине.

Однако усиление антимигрантской и ксенофобской риторики не привело к законодательному запрету консервативного мусульманского течения в стране, зато благодаря, в том числе и этому, евроскептическая ультраправая партия "Альтернатива для Германии" по итогам выборов 24 сентября 2017 года стала третьей по численности партией в Бундестаге.

Между тем в 2013 году Германия запретила деятельность трех салафистких организаций. Речь идет о "DawaFFM", "Islamische Audios" (Исламские аудио) и "An-Nussrah", последняя считается частью организации "Millatu Ibrahim". До запрета самого салафитского течения дело не дошло.

НИДЕРЛАНДЫ. Пару лет назад за запрет консервативных религиозных групп выступала Народаная партия за свободу и демократию (НПСД) Нидерландов. Но впоследствии представители власти высказались в пользу того, что такой запрет будет противоречить конституции страны. Более того запрет, по мнению критиков инициативы, мог коснуться не только мусульман, но и некоторых традиционных для этой страны ортодоксальных протестантских групп.

Мэр Гааги Йоциас ван Аартсен (Jozias van Aartsen), кстати, член той же НПСД, тогда выступил с резкой критикой инициативы. В частности, он заявил, что правительство не должно заниматься запретом фундаменталистских религиозных групп. Он отметил, что запрет приведет к тому, что представители салафитской общины будут маргинализованы.

АВСТРИЯ. Праворадикальная австрийская "Партия свободы" и вовсе вышла с инициативой законодательного запрета "фашистского ислама". В партии тогда пояснили, что закон против мусульманских экстремистских элементов должен быть таким же, как закон Австрии, принятый после Второй мировой войны, для запрета "Нацистской партии и нацисткой символики".

Усиление такой риторики привело не только к политическим дивидендам для упомянутой партии, но и к ужесточению поляризации австрийского общества. Ведь отторженной мусульманской молодежи ничего другого не остается, кроме как принять сторону тех, к кому политики приписывали их в ходе предвыборной популистской риторики. Так, согласно одному исследованию в австрийской столице, 85% молодых людей, соприкасающихся с работниками молодежной сферы, имеют иммигрантское происхождение, и 27% молодежи, исповедующей ислам, симпатизируют джихадизму, насилию и анти-западному мышлению. Между тем в Австрии также до законодательного запрета салафизма не дошло.

ФРАНЦИЯ. Президент Франции постоянно испытывает давление со стороны правых сил в вопросе отношения государства к салафитам. Недавние опросы общественного мнения, проведенные организацией Odoxa, показывают, что 88% опрошенных французов приветствовали бы запрет салафитского ислама.

Невозможно запретить идею, но можно наказать за ее воплощение, если она подрывает общественный порядок, законы, республику, основополагающие правила общества

Экс-премьер Франции Мануэль Вальс настоятельно потребовал запрета салафизма, однако нынешний премьер Эдуар Филипп не склонен прибегать к подобному шагу.

— Невозможно запретить идею, но можно наказать за ее воплощение, если она подрывает общественный порядок, законы, республику, основополагающие правила общества, — заявил французский премьер, выступая перед законодателями страны.

БОСНИЯ И ГЕРЦЕГОВИНА. В Боснии и Герцеговине СМИ активно обсуждают вопрос вероятной поддержки салафитских групп правительством страны. Вопрос стал актуальным после появления в Youtube ролика под названием Askeri Winter Camp 2018, в котором детей обучали исламу и тренировали.

Видео спровоцировало целую волну публикаций в местных СМИ. Заголовки боснийских и сербских газет пестрили пугающими названиям: "Ваххабиты обучают мальчиков воевать", "Военный лагерь для детей", "Военные тренируют юных боевиков".

Речь о запрете салафизма в стране пока не ведется.


Слова "салафизм" и "ваххабизм" в российских и европейских реалиях часто используются как синонимы, хотя изначально они представляли собой два разных течения. В российских регионах эти слова воспринимаются многими негативно из-за активной демонизации этих течений. Это случилось в том числе из-за пропаганды различных духовных управлений мусульман. Приверженцев обоих течений в исламе принято считать ортодоксальными группами. Путать эти два течения начали из-за активного взаимодействия их последователей между собой. Когда всё больше салафитов стали подвергаться репрессиям со стороны государственных властей, как, например, "Братья мусульмане", многие из них бежали в Саудовскую Аравию, где ваххабизм считается доминирующим движением. Там их включили в систему государственных религиозных властей, вследствие чего произошло взаимовлияние этих двух течений ислама. Законодательный запрет салафизма действует помимо российского Дагестана в Таджикистане.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG