Ссылки для упрощенного доступа

"Сделаем Челны площадкой, где молодежь могла бы проводить митинги!"


"Реальные люди 2.0": Рузиль Мингалимов
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:21:57 0:00

В рамках проекта Реальные люди 2.0 мы беседуем с гостями о важнейших событиях, которые влияют на нашу жизнь. Этот выпуск мы решили посвятить активизму в Татарстане. Поводом для беседы стали участившиеся случаи травли активистов и журналистов в татарстанских телеграм-каналах. Но поговорили мы не только об этом. Гостем в студии был депутат Горсовета Набережных Челнов и правозащитник Рузиль Миргалимов. В видеоверсии представлена вся беседа целиком, а в текстом — только выдержки.

— Вся страна была свидетелем того, что происходило в вашей карьере совсем недавно. Речь идет о том, что вас исключили из "Единой России" и вы стали активистом "Открытой России". В этой связи у нас возник вопрос — в чем отличие первой от второй?

— Во-первых, надо сказать, что "Открытая Россия" — это образовательный проект, это общественное движение, которое не выдает никаких членских билетов. "Единая Россия" — это все-таки партия, у которой есть члены, платящие взносы. Нужно понимать, что в тех или иных проектах образовательного характера, которые проводит "Открытая Россия", человек сам решает участвовать в них или нет. А что касается карьеры, которую вы отметили, это был 2016 год, тогда я в интернете увидел, что есть проект "Открытая Россия", который по сути дела молодым политикам, желающим что-то сделать полезное для своего города, своего округа, оказывает информационную и юридическую поддержку.

Тогда я был уже избран депутатом Городского совета. И моему пути становления депутатом сопутствовало несколько таких моментов. До этого я работал на телеканале "Челны-ТВ", вел пять лет на татарском языке новости. То есть был уже узнаваемым лицом в городе. Люди доверяли, это раз. До этого организовывал медийные проекты и даже общественные проекты. Речь об организации летних лагерей, например, Всероссийского летнего лагеря "МедиаМир". Это для начинающих журналистов. Работал с общественными организациями. Когда мы проводили различные мероприятия городского характера, и в то же время работал уже тогда в университете преподавателем. Курировал студенческое радио. Радио у нас вещало не только на радио, но и в интернете. Соответственно, к нам приходили общественники всего города и мы через интернет связывались с общественниками и Республики Татарстан, и России.

— Когда случился этот перелом? Когда вы решили обратиться к "Открытой России", будучи, как я понимаю, "Единой России"?

— Я бы не сказал, что это был перелом. Это взбудоражило общество. Мы понимаем, как так может получиться в маленьком провинциальном городке, тем более в Республике Татарстан. То, что члеовек, который делает карьеру, у которого по сути дела все успешно идет в "Открытую Россию". Это было опубликовано в интернете. Был месседж о том, что те люди, которые действительно хотят стать акулами в политике, пожалуйста, могут присоединиться в образовательный проект "Открытая Россия". И будучи в партии, именно в "Единой России", я в принципе тогда обратился... Уже проработав некоторое время депутатом Горсовета, я уже понял, что некоторые вопросы, даже большинство вопросов решаются не здесь. Они решаются даже не на уровне региона, а на уровне Госдумы. То есть на уровне федерации. Соответственно, до этого запросы направлялись и в Госсовет, и Госдуму. А почему бы и нет? Почему бы не попробовать? Не набраться опыта? Ведь в последующем будут выборы и опять-таки в Госсовет, и в городские советы. То есть уже будет накоплен некий опыт, некий, скажем, бэкграунд. Обученный взаимодействовать как с официальной властью, так и с оппозицией, а также с гражданами и жителями города Набережные Челны.

— Я правильно понимаю, что одним из таких мотивов для вас было то, что вы хотите немного другого региона, в котором можно было бы решать свои проблемы на месте. Вы сейчас упомянули, что даже проблемы городского уровня решаются на уровне федерации и это была одной и причин вашего решения.

— В действительности, так. По сути дела — амбиции, желание показать, что молодые люди могут реализоваться и в большой политике.

— Я вернусь к вопросу о разнице между "Единой Россией" и "Открытой Россией". Я не случайно задал этот вопрос выше. Дело в том, что в одном из недавних своих видео основатель движения "Открытая Россия" Михаил Ходорковский говорил о федерализме в России. Он говорил в разрезе проблемы госязыков республик. Удивило то, что Ходорковский сделал большой акцент на том, что местным языком нельзя замещать русский. При этом он говорил, что нужно развивать региональные языки, они должны быть представлены в тех или иных сферах. В этой связи у меня вопрос. Мы ведь живем в определенной реальности. В этой реальности, по сообщениям различных СМИ, экспертов, активистов, действительно, есть проблема представленности региональных языков. Хотя в том же Татарстане, по Конституции РТ, оба госязыка равны. В этих условиях, когда идет давление на региогнальные языки, основатель движения "Открытая Россия" делает акцент на том, что нельзя допустить замещения русского языка региональным языком. Вы знаете в России примеры, чтобы местный язык замещал бы русский язык?

— Вопрос щепетильный, так как я сам живу в одной из национальных регионов — это Республика Татарстан. И когда волна поднялась по языкам, не только общественность взбудоражилась, но и элита Республики Татарстан. Мы все отчетливо помним, что министр образования тогда выступил с критикой и после этого его сняли с должности. Я свою позицию изначально обозначил, что это постановление президента России — абсурд. Никакого замещения в принципе никогда не было. Даже не было по экспертным наблюдениям, по тем материалам, которые были статистическими, не было даже 50 на 50. И в настоящее время я как отец двоих детей могу сказать уверенно, что в моей республике не хватает уроков по татарскому языку. И в скором времени мне придется нанимать репетиторов для того, чтобы сын хотя бы на бытовом уровне знал татарский язык.

— А почему тогда Ходорковский говорит практически то же самое, что и власть? Власть ведь опрадывает свои действия тем, что якобы русского языка стало меньше, региональный язык довлеет. Собственно, поэтому у меня возникается вопрос — чем отличется "Открытая Россия" от "Единой России"?

— Разница в том, что в "Открытой России" каждый человек индивидуален и у каждого есть своя точка зрения. В этом вся разница. У меня может быть свое мнение. У Михаила Борисовича может быть свое мнение. У других членов может быть свое мнение.

— То есть из-за того, что вы сегодня говорите не так, как считает Ходорковский, у вас проблем не будет, я так понимаю. Как это происходило в "Единой России".

— Я думаю, что нет. Это же образовательный проект.

— Я просмотрел ваши ролики. У вас их довольно много. В одном из них вы говорите, что Россия — ваша страна. Ваша задача —​ вывести ее из спячки и привести к успеху. Вы до сих пор так считаете?

— Да.

— А как вы собираетесь это сделать?

— Путем мирных переговоров. Путем воспитания у молодежи ответственности. Путем не просто воспитания, а чтобы они, молодежь и мое окружение, если они будут знать свои права, если они будут гораздо образованнее, то рано или поздно изменения произойдут. Они и сейчас происходят. То есть те или иные заявления, которые поступают от той или иной оппозиции и при должном их конструктивном виде, когда уже оно оформленным пакетом оно поступает в Горсовет, в региональный Совет, то изменения происходят. Такие примеры есть.

Я ездил в 2017 году в Ульяновск, там разговаривал с активистами и они рассказали такую историю. У них раньше не было возможности самовыражения в общественных организациях. И один активист добился того, путем опять-таки переговоров, что определенный парк без согласования с местной администрацией могли занимать те или иные общественные организации. Соответственно, с этой инициативой я выступил перед молодежью, с которой я общаюсь. Это может быть и оппозиция, и те общественные организации, которые находятся в системе. Они все в принципе одобрили. А зачем делать постоянно напряжение — санкционированные или несанкционированные акции? И мы выбрали тогда площадь "Азатлык". Это же было озвучено уже в городской комиссии. Но депутаты не особо отнеслись. Мол они ведь знают что к чему. Я возразил, это ведь по закону о митингах, по Конституции РФ. А потом пошла волна этих несанкционированных разных митингов. Волна судебных дел. Я как правозащитник защищал интересы активистов.

И это прецедент для всей России. Один активист из Набережных Челнов проиграл суд на городском уровне, но по его делу Верховный суд РТ решил, что суд Набережных Челнов поступил неправильно, встав на сторону Исполкома города. Там ситуация была такая, что Исполком не одобрил обычный митинг. И Исполком оштрафовали на 450 рублей. Сумма конечно маленькая, но прецедент того, что в следующий раз, когда активисты будут заявляться, у них есть уже дело, на которое они могут ссылаться, что есть решение Верховного суда РТ, поэтому должны предоставить другую площадку или санкционировать. Эта волна пошла.

И вот недавно один из депутатов, кстати, из "Единой России", он же Ильдар Асхатович, обратился непосредственно к этому активисту. И потом недавно он отправил обращение уже Городскому Совету на имя мэра Набережных Челнов о том, что надо рассмотреть такие-то площадки для того, чтобы молодежь могла, и давайте в экспериментальном порядке в Татарстане сделаем город Набережные Челны, чтобы была площадка, где молодежь могла бы проводить митинги.

То есть как в Европе по сути дела. Я вот бывает выезжаю на различные конференции и я же вижу, что, когда тут проходят митинги, митинг здесь, здесь же и другие люди ходят, с колясками ходят, дети проходят, то есть никто никому не мешает. И сразу же видно, что там и депутаты подходят, и если это в Германии и депутаты Бундестага выходят и общаются с жителями и узнают, в чем же вопрос. И эти же вопросы они потом обсуждают в комиссии. Если этот механизм заработает хотя бы в Набережных Челнах, я думаю, что от маленького можно делать уже большее.

— Набережные Челны — это островок демократии в Татарстане? Там лучше, чем в Казани?

— Вообще, нужно говорить не только о Набережных Челнах, в целом о Республике Татарстан, это все-таки Российская Федерация в миниатюре. В Татарстане представлена вся политическая политра. Это может быть и системная оппозиция, и несистемная. Если системная — это красные: КПРФ и Коммунисты России, а если не из системных: от фонда Навального, также есть представители "Открытой России", которые проводят свои акции, свои мероприятия. Кто-то получает какие-то административные статьи, но дальше ведь движение продолжается. Если брать Набережные Челны, то активизм совсемстно с юридическими успехами, это то, что может быть неким оазисом. Мы по крайней мере хотим это сделать.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG