Вчера Госдума России приняла в третьем чтении закон "Об ответственном обращении с животными". Предполагалось, что он позволит защитить братьев меньших от страданий и убийств. Но, похоже, что этого так и не произойдет.
В первом чтении законопроект был принят более семи лет назад, в марте 2011 года. Во втором и третьем, окончательном, — на этой неделе. Всё это время российские зоозащитники настаивали на необходимости упорядочить взаимоотношения людей и животных. Не только с помощью этого закона. Например, добивались ужесточения наказания за жестокое обращение с животными.
Год назад председатель профильного комитета Госдумы по экологии Ольга Тимофеева сетовала, что законопроект готов ко второму чтению, но парламентарии столкнулись "с тремя очень мощными лобби": производителей кормов для животных, производителей препаратов для эвтаназии животных, "и самое жесткое — лобби охотников, которые насмерть встали против запрета контактных притравочных станций".
Изучившие законопроект зоозащитники разочарованы. Долгожданный документ, считают они, оказался пустой декларацией.
Более того — зоозащитники отмечают, что новый закон не столько улучшает, сколько ухудшает положение животных.
МИНУС ПЕРВЫЙ: ИЗ ОГНЯ — В ПОЛЫМЯ
Согласно новому закону, конфискованные дикие животные подлежат возвращению их из неволи в среду обитания, приводит пример представитель зоозащитной организации "Зоозабота" Эвелина Скрипочкина. Фактически, этим они обрекаются на гибель, считает зоозащитница: неприспособленное к естественной среде животное просто не выживет в ней. В европейских странах, указывает она, содержавшихся в неволе диких животных отправляют на долгую, иногда пожизненную реабилитацию.
МИНУС ВТОРОЙ: "НЕВЫНОСИМЫЕ СТРАДАНИЯ"
Закон, уточняет представитель "Зоозаботы", фактически на гибель обрекает закон бездомных собак и кошек. Если раньше, согласно федеральному законодательству, единственным основанием эвтаназии служило заболевание животного бешенством, сейчас владельцы пунктов передержки могут подвернуть животное эвтаназии, если оно "невыносимо страдает" — из-за заболевания или травмы.
— Только прах животного не скажет — было ли у него неизлечимое заболевание или нет. А нарисовать на бумаге нужный диагноз недобросовестному исполнителю не составит большего труда, — подчеркивает наш собеседник.
МИНУС ТРЕТИЙ: ПРОЦЕДУРА ИЗБАВЛЕНИЯ
При этом не приходится надеяться, что бездомных животных станет меньше. Документ запрещает хозяевам домашних животных избавляться от них иначе, как сдавая в приют или подыскав новых хозяев. Но как это запрет реализуется на практике — абсолютно неясно. Региональные и муниципальные власти имеют только право: строить приюты.
— Что будет, если никто из них не воспользуется своим правом? Частные приюты ограничены в возможностях. И не во всех городах они есть, — отмечает зоозащитница.
МИНУС ЧЕТВЕРТЫЙ: КУЛЬТУРНО-ЗРЕЛИЩНЫЕ ЦЕЛИ
И, наконец, запрет на содержание животных в контактных зоопарках и в торговых центрах и кафе (о нем, как о ключевом достижении парламентариев в области зоозащиты написали вчера практически все СМИ). Но в самом законе ни о кафе, ни о торговых центрах не упоминается. Документ допускает использование животных "в культурно-зрелищных целях", если они находятся "в местах их содержания". Но, согласно этому же закону, местом содержания считается помещение, которым владеет хозяин животного. То есть — любое.
МИНУС ПЯТЫЙ: НЕИЗБЕЖНЫЕ КОНТАКТЫ
С контактными зоопарками ситуация тоже запутанная: да, в новом законе они запрещены. Зато в нем же допускаются мероприятия, предполагающие контакт животного и зрителя (при условии что животное должно иметь возможность спрятаться в специально созданное убежище, но не факт, что ему позволят убежать).
В редакции, одобренной во втором чтении, законопроект был опубликован вчера. И вчера же принят в третьем, окончательном чтении.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.