Ссылки для упрощенного доступа

Как Россия превращается в Пакистан


Архивное фото
Архивное фото

Когда речь заходит о федерализме, обычно в качестве лучших практик называют Канаду, Швейцарию, Бельгию и некоторые другие страны Запада. В качестве худшего примера приводят Пакистан. В прошлом году мы писали о языковой политике Индии, где некоторые штаты имеют свой госязык и это совсем не приводит к сепаратизму, а вот давление центра на регион на основе инаковости, например, религиозной, как раз провоцирует его. Но и до достижения определенных успехов в языковой политике Индия прошла долгий и даже кровавый путь переосмысления, итогом которого стало то, что есть сегодня. Пакистан же с самого своего образования избрал для себя очень централизованную систему управления, хотя всегда и позиционировал себя в качестве федеративного государства. Сегодня Индия и Пакистан находятся на грани войны и вопрос свободы регионов имеет прямое отношение к эскалации насилия.

ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СИСТЕМА

Историю федерализма в Пакистане обычно рассматривают в несколько этапов.

В качестве первого периода можно выделить временные рамки между 1947 и 1971 гг.

В 1935 году Пакистан избрал для себя централизованную федеративную систему управления. Многие положения Акта 1935 года были положены в основу первой конституции страны после обретения ею независимости. Конституции 1956 и 1962 гг. также устанавливали широкие полномочия центра относительно регионов. История уже независимого Пакистана — это прежде всего периоды, когда военные находились у власти или имели сильное влияние на положение дел в стране. Их правление практически всегда усугубляло проблему отсутствия свобод регионов.

С самого образования Пакистана в стране наблюдался демографический дисбаланс — 55% населения приходилось на Восточный Пакистан.

В 1952 году был разработан проект конституции, который предполагал равное представительство в Сенате, при этом документ не учел такую же систему в отношении Палаты представителей. Такой подход не устроил бенгальцев, которые были этническим большинством в стране.

Бенгальцы хотели большинства мест в обеих палатах парламента и аргументировали это демографической структурой пакистанского общества.

В 1956 году было принято решение о паритетном представительстве в парламенте двух частей страны — западной и восточной. Каждая часть страны получала по 150 мест в теперь уже однопалатном парламенте. Западный Пакистан как общность возник именно благодаря Конституции 1956 года.

Главы регионов, по сути, назначались центром

Кроме того административное деление страны не учитывало языковых границ и эта проблема не была решена. Центральное правительство не признавало региональные языки и это не давало регионам устанавливать у себя в качестве официального тот, который им бы хотелось. Эти и другие противоречия привели к принятию новой конституции 1962 года. Однако и она не была по духу федеративной.

Новый основной закон мало затрагивал вопросы полномочий провинций. Главы регионов, по сути, назначались центром. Обе конституции закрепляли централизованную систему и были основаны на дисбалансе в вопросе распределения полномочий между центром и регионами в пользу первого.

В результате госуправление не менялось в лучшую сторону. Итогом неэффективного управления стали конфликты. В 1971 году Восточный Пакистан стал независимым от Пакистана. Сегодня он известен как Бангладеш.

КОНСТИТУЦИЯ 1973 ГОДА ,18-я ПОПРАВКА

Распад страны стал результатом эгоизма центра и игнорирования реалий при создании системы управления государством. Турбулентность заставила политическую элиту страны задуматься и в 1973 году была разработана новая конституция, которая гарантировала "федеративную парламентскую систему самоуправления" в провинциях, обещав им "основные права" и "независимость судебной системы". Однако первоначальные посылы этой конституции были нивелированы впоследствии. Военные диктаторы позднее сыграли важную роль в этом процессе.

По новой конституции допускалась возможность использования региональных языков в разных сферах, но без ущерба государственному языку

Между тем, по этой конституции, была создана представительная парламентская система, которая предполагала уступки регионам, например, в вопросах языков и культур. Например, по новой конституции допускалась возможность использования региональных языков в разных сферах, но без ущерба государственному языку. Хотя на практике этого не произошло.

Но в новой системе образовался другой дисбаланс — теперь доминировала провинция Пенджаб. Там проживало 58% населения страны. Это привело к тому, что провинция получила большинство мандатов в нижней палате парламента.

Формулировки Конституции 1973 года оставались сдержанными, в отличие от предыдущей она предусматривала двухпалатный парламент — Сенат с 60 местами и Национальную Ассамблею с 200.

Следующим важным этапом в истории федерализма в этой стране является 2010 год, когда была принята 18-я поправка к конституции 1973 года. В ней регламентируется предоставление парламенту права контроля за назначением судей в суды высшей инстанции и усиление провинциальной автономии. Упомянутая поправка создала возможность введения субрегионального уровня власти, по сути, появился третий, сопоставимый с российским муниципальным, уровень власти.

НАСТОЯЩЕЕ НЕНАСТОЯЩЕЙ ФЕДЕРАЦИИ

Современный пакистанский федерализм очень напоминает российский аналог. В Пакистане фактически президент страны назначает глав провинций. Хотя формально речь идет о рекомендации кандидатуры местному парламенту. Напомним, именно это происходит и во многих республиках России, где люди не могут добиться прямых выборов глав субъектов.

Государственный язык (урду) является родным лишь для 7,5% населения Пакистана

Но Пакистан (как, впрочем, и Россия) неустанно позиционирует себя в качестве федеративной республики, которая состоит из четырех провинций и одной федеральной территории (столичный регион). Ислам здесь является государственной религией. Пакистан довольно разнообразный с точки зрения этнического состава. Так, пенджабцы составляют около 45% населения, пуштуны — 15%, синдхи 14%, сераики — около 8%, белуджи — свыше 3% и т.д. Носители соответствующих "региональных" языков представлены в Пакистане примерно в таких же пропорциях, как и сами этнические группы.

Статья 251 Конституции Пакистана устанавливает урду в качестве государственного языка республики. При этом допускается использование английского языка в официальных делах в том случае, если не было распоряжения о замене его государственным языком. Интересно, что государственный язык (урду) является родным лишь для 7,5% населения страны. Это родной язык мухаджиров (переселенцев) из Индии. Как пишут СМИ, они мигрировали в Пакистан в основном после обретения последним независимости в 1947 году.

В образовании присутствуют урду, английский, китайский и арабский, где-то изучают и французский, а вот региональным языкам не нашлось места в системе образования

В провинциях Пакистана имеют распространение, как отмечалось выше, такие языки, как панджаби, синдхи, белуджский и пушту. Но только синдхи имеет официальный статус и только в провинции Синд. При этом в различных сферах жизнедеятельности общества они не представлены. В образовании присутствуют урду, английский, китайский и арабский, где-то изучают и французский, а вот региональным языкам не нашлось места в системе образования. Однако во многих регионах говорят на разных языках. Вероятно, невысокие темпы языковой ассимиляции связаны с довольно низким уровнем грамотности значительной части населения. Недавно количество грамотных в стране снизилось с 60% до 58%. Например, в округе Кохлу в Белуджистане уровень грамотности среди людей старше 15 лет составляет всего 25%, среди женщин образованных всего 6%. При этом свыше 90% населения округа говорит на белуджском, а более 6% — на пушту.

То есть пакистанская модель отрицает языковые реалии, как, собственно, и российская, где в стопроцентно нерусском поселении образовательный процесс ведется исключительно на русском, а родной — только по заявлению родителей. При этом в России постоянно происходит усиление представленности русского языка в различных сферах, что автоматически влечет за собой падение спроса на региональные языки в образовании.

Россия становится похожей на Пакистан, потому что Москва идет по пути нивелирования различий, а вот Пакистан хотя бы немного, но всё же двигается в обратном направлении.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим то, о чем другие вынуждены молчать.​

XS
SM
MD
LG