В начале 2017 годa в Финляндии стартовал проект, заинтересовавший весь мир. Два года двум тысячам безработным, выбранным по принципу лотереи, платили по 560 евро в месяц. Платили просто так, без каких-либо условий. И что же показал эксперимент?
560 евро — примерный размер социальной помощи, которую эти люди получали и так. Разница в том, что теперь им:
а) можно было зарабатывать дополнительно, и эта сумма не вычиталась, как раньше, из социальной помощи;
б) они не были обязаны писать резюме, ходить на собеседования и курсы — словом, активно искать (или делать вид, что ищут) работу.
Полная свобода. Почти коммунизм. Мир затаил дыхание: как ею распорядятся эти люди?
Параллельно учёные наблюдали за контрольной группой безработных, у который всё шло по-прежнему.
Реакция на результаты — разнообразнее не придумать. Речь о разочаровании, речь о восторге. И да, о переменax в жизни — тоже.
Разочарование связано, во многом, с тем, что провести эксперимент в задуманном виде не удалось. По сути, был закончен другой эксперимент, а не тот, что задумывался в начале. Между разработкой первоначальных планов и стартом проекта в Финляндии поменялось правительство. Это оказало большое влияние на сам проект.
Как поведут себя люди, которым не нужно больше работать из-за денег?
Первоначально идея была в том, чтобы проверить почти утопическую мечту человечества и узнать, как будет развиваться общество, в котором каждый получает от государства необходимый прожиточный минимум просто так, безо всяких условий. Как поведут себя люди, которым не нужно больше работать из-за денег?
Проверить утопическую мечту на прочность не получилось. После смены правительства либерально-консервативная и право-национальная коалиция изменила цель проекта, пишет Тобиас Кайзер в своем материале "Почему безусловный базовый доход Финляндии всеx разочаровал".
Они продолжали говорить о базовом доходе, но на самом деле поменяли цель эксперимента, собираясь узнать с помощью учёных, как бы сподвигнуть безработных на то, чтобы они соглашались и на плохо оплачиваемые рабочие места, и на работу на полставки, пишет Кайзер.
Проект сократили в целом: в планах было, например, протестировать, какое влияние безусловный базовый доход окажет на работающих. Речь шла о 10 тыс. участниках. От этих планов в итоге отказались совсем.
Разочарование нашло выход в эмоциональной речи шефа проекта и директора исследовательского института финского социального страхования Олли Кангас, произнесенной на презентации результатов в Финляндии, сообщает "Die Welt":
"Если бы мы смогли провести этот проект так, как задумывали, мы могли бы сейчас оценивать результаты лучшего эксперимента в мире...Те результаты, с которыми мы имеем дело сейчас, намного меньше задуманного плана и по разным причинaм размыты".
К такому "размыванию" привел, например, тот факт, что три четверти участников эксперимента подали заявки на дополнительную финансовую поддержку — например, потому, что им были положены выплаты по безработице, превышающие относительно небольшие деньги, выплачиваемые в рамках эксперимента. Или им были положены деньги на детей.
В любом случае, эти новые выплаты накладывали на них те самые бюрократические обязательства, от которых освобождал эксперимент.
Это удивило учёных.
"Это означает, что большинство участников не выиграло от ослабления бюрократических условностей", — сообщает со ссылкой на авторов исследования "Die Welt".
Так, не оправдало себя предположение, что безусловный базовый доход заставит получателей быстрее найти работу — по крайней мере, не в первый год:
"Мы можем сказать, что получатели базового дохода в первый год также успешно (или безуспешно) нашли работу, как и участники эксперимента из контрoльной группы. Доходы из самозанятости были у получателей базового дохода даже ниже, чем у других безработных из контрольной группы".
Это добавляет аргументов политическим силам, выступающим за отмену "санкций для безработных"
Но один важный результат всё-таки есть, отмечают немцы. Дело в том, что способные работать получатели финского социального пособия должны, как и в немецкой системе, выполнять определенные условия: например, писать резюме, принимать участие в курсах повышения квалификации. Иначе не видать им пособия. И если участники, получающие безусловный базовый доход, также быстро находят работу, как и обычные безработные — какой тогда смысл в этих условиях? Это добавляет аргументов тем политическим силам Германии, которые выступают за отмену "санкций для безработных".
И всё-таки участники эксперимента — получатели безусловного базового дохода — чувствовали себя здоровее по сравнению с безработными из контрольной группы, в их жизни было меньше стресса. Они также были увереннее в себе и в том, что скоро найдут новое место работы. Их вера в политику, людей и общество была выше.
Эксперимент сыграл на руку и общему имиджу Финляндии, заключает "Die Welt", цитируя министра соцобеспечения Пиркко Маттила:
"Нас воспринимают сейчас как страну, которая продвигает инновационные идеи".
И всё-таки было решено не продолжать эксперимент.
Автор Кристина Антониа Шёфер из экономического издания "WirtschaftsWoche" побеседовала с двумя участниками, жизнь которых круто изменилась благодаря эксперименту.
35-летняя Сини Марттинен была успешным IT-консультантом, работала в Эдинбурге, Копенгагене и Брюсселе. Пока не заболел Aльцгеймером её отец. Молодой женщине пришлось вернуться на родину, чтобы ухаживать за ним. Работу Сини потеряла, потому что больше не была столь мобильной, как прежде. Найти новую оказалось нелегко.
Молодая женщина больше не зависит от социальной помощи: благодаря эксперименту она нашла работу
В 2016 году Финляндия боролась с поздними последствиями финансового кризиса, небывало высокой безработицeй, рецессиeй. Экономическая обстановка была непростой, шансы на работу — плохи. И тут приходит спасительное извещение о том, что Сини выбрали для участия в эксперименте. Это было два года назад. В прошлом декабре на eё счёт поступили последние 560 евро. B январe этого года она должна была снова показаться в ведомствe по делам безработных, пишет Кристина Антониа Шёфер. Вернее, должна была бы. Молодая женщина больше не зависит от социальной помощи: благодаря эксперименту она нашла работу.
Уже в апреле 2017 года, рассказывает Сини изданию "WirtschaftsWoche", четыре месяца после начала эксперимента, она сотрудничала в качестве независимого консультанта с одним фондом. Сегодня женщина получает около 3.000 евро в месяц.
"Освобождением" называет свое участие Юха Ярвинен — экстравагантный мужчина лет пятидесяти в цилиндре, ставший благодаря своему головному убору узнаваемым символом эксперимента. Юха успел много где поработать в своей жизни, большим образом в творческой области. Не всегда успешно. Шесть лет назад он вынужден был начать процедуру банкротства, и с тех пор был безработным. Сегодня он делает шаманские барабаны и продаёт их по всему миру через интернет. А ещё Юха проводит курсы по изготовлению барабанов. Мужчину завалили заказами. По окончании эксперимента ему больше не нужна помощь государства.
При этом и Сини, и Юха получали ровно такую же сумму, как и до эксперимента. С единственной разницей в том, что за эти деньги им не нужно было заполнять многочисленные формуляры, ходить по собеседованиям и курсам.
"Многие люди не понимают, в чём тут проблема, — рассуждает Сини. — Но для того, кто вдруг всё потерял и ничего больше не понимает, всё становится проблемой".
Молодая женщина знает об этом по собственному опыту. В своё свободное время она работает волонтёрoм в Красном Кресте, помогая заключённым, школьникам, безработным. Многие из её подопечных давно утонули в море бюрократии. И это не говоря о постоянно меняющихся требованиях рынка труда.
Это позволило бы людям без работы искать себе занятие по душе
Политики и предприниматели всего мира размышляют о роботизации и искусственном интеллекте, которые существенно изменят рынок работы в обозримом будущем, продолжает Wirtschafts Woche. Как обеспечить всех деньгами в том случае, если не хватит работы? Даже такие мультимиллиардеры как Илон Маск и Марк Цукерберг вдруг начинают размышлять об идее безусловного базового дохода. Это позволило бы людям без работы искать себе занятие по душе, заниматься творчеством, самим создавать себе рабочие места. И двигать общество вперёд, освободив невиданный до сих пор потенциал творчества. С высококвалифицированными участниками эксперимента, такими, как Сини Марттинен это, может, и сработает, считает Кристина Антониа Шёфер.
А что делать с теми, кто не соответствует растущим техническим и социальным требованиям рынка? Как, например, подопечные Сини?
Несмотря на весь свой позитивный опыт, она без розовых очков оценивает идею безусловного базового дохода: многие безработные так отстали, что их никак нельзя интегрировать в рабочий рынок, 560 евро туда или сюда. На сегодняшний день у тех, кто не может предъявить резюме без временных пробелов (т.е. без учёбы и работы), нет никаких шансов, считает она.
"Речь идёт только об эксперименте, не о модели, — заявила изданию "Wirtschafts Woche" Пиркко Маттила. — Это только начало. Воплотить этот эксперимент один в один в таком виде нельзя, он слишком дорого обойдется.
В ответ на вопрос корреспондента, почему, ведь участники получали ровно такие же суммы, как и до эксперимента, министр объяснила разницу: при безусловном базовом доходе участники могли дополнительно зарабатывать и оставлять себе всю сумму, не платя налогов. Естественно, что в реальных условиях такое невозможно.
Критики эксперимента указывали, что 560 евро — слишком маленькая сумма, на которую невозможно прожить в Финляндии. Сумма потому невелика, заявила Пиркко Маттила, потому что она должна сподвигнуть безработных на поиск места. В любом случае эксперимент помог финскому правительству в поиске ответа на вопрос, как упростить социальную систему страны.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", может не совпадать с позицией редакции.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим то, о чем другие вынуждены молчать.