Ссылки для упрощенного доступа

История ГУЛАГа началась в Ульяновске


Музей истории ГУЛАГа запустил региональную просветительскую программу, которая началась с Ульяновска. В конце марта в музее-мемориала имени Ленина открылась выставка "История ГУЛАГа. Система и жертвы", которая будет работать до конца мая. В течение года тематические выставки, кинопоказы и мастер-классы пройдут также в Архангельске, Норильске и Сыктывкаре. Экспозиции в Ленинском мемориале вызывала недовольство местных коммунистов, которые посчитали ее проявлением антисоветизма.

Руководитель экспозиционно-выставочного отдела музея Анна Редькина сказала во время открытия выставки, что основная ее цель в том, чтобы посетители заинтересовались историей собственной семьи, чтобы попросили своих бабушек и дедушек рассказать им о времени их молодости, о раскулаченных, высланных, репрессированных родственниках, если они есть. Иногда в семье есть родственник, о котором не принято говорить вслух, поскольку тот служил в НКВД. Снимая покров тайны с семейной истории, человек избавляется от психологического бремени, о котором может и не подозревать. "Возможно, узнав историю своего рода [в контексте сталинских репрессий], человек лучше поймет что-то про себя, — сказала Редькина. — Например, почему мы пасуем перед авторитетными людьми или перед властью? Почему нам сложно принимать решения, опираясь на собственное чувство справедливости? Почему мы стыдимся быть яркими, успешными, богатыми?"

Через лагеря прошло около 20 млн человек, каждый десятый из них погиб

Выставка "История ГУЛАГа. Система и жертвы" компактна, но информативна. Она дает понятие о становлении, экономике, размерах системы ГУЛАГа, о категориях и числе репрессированных, рассказывает о "Большом терроре" и так называемых лимитах на репрессии, о работе внесудебных "троек", о "расстрельных списках", местах массовых захоронений. Оказывается, среди членов Политбюро больше всего расстрельных списков — 372 — подписал Вячеслав Молотов, опередив в этом Сталина (357). За год Большого террора (с июля 1937 по ноябрь 1938 года) было расстреляно более 680 тысяч человек; в этот период в СССР ежедневно расстреливали по две-три тысячи человек. Для сравнения: за последние 60 лет Российской империи в ней было приведено в исполнение около 6000 смертных приговоров. Историки говорят о 1,9 млн расстрелянных за весь период сталинщины. Через лагеря прошло около 20 млн человек, каждый десятый из них погиб. Наивысшая смертность в лагерях ГУЛАГа была отмечена в 1942 году, когда от голода, холода, непосильного труда умирал каждый четвертый.

На одном из больших экранов медленно движется список фамилий расстрелянных при Сталине. На другом экране — крупные лица расстрелянных и краткая биографическая справка. Витрины с экспонатами выполнены в форме деревянных лагерных бараков. Под стеклом витрин — личные вещи политзаключенных, предметы утвари, найденные на месте бывших лагерей. На большой карте СССР нанесена разветвленная сеть гулаговской системы.В отдельном зале — информация о некоторых ученых и деятелях культуры, прошедших через ГУЛАГ, фотографии и фрагменты книг писателей, оставивших воспоминания о своем пребывании в лагерях. Здесь же можно посмотреть видеоролики с записями живых свидетелей — политзеков, прошедших через лагеря, и членов их семей.

Девятиклассник престижной ульяновской гимназии №1 по имени Петр, бегло ознакомившись с выставкой, поспешил назвать ее "околоисторической". Сам он предпочитает учить современную историю по трудам псевдоисторика-антисемита Юрия Мухина, поэтому считает, что сталинские репрессии были оправданы, что ГУЛАГ нужен был для того, чтобы "враги народа трудились на благо Советского Союза", что в оценке числа расстрелянных "НКВД врать смысла не было, а Солженицын пользовался данными Геббельса".

— По данным НКВД, расстрелянных было 798 тысяч, — говорит молодой человек. — Среди них невиновные были, но за это несут вину Ежов и Берия. Сталину списки готовили, он не мог изучить все дела, но кое-кого лично вычеркивал из этих списков.

Во время экскурсии по выставке, которую провел сотрудник образовательного отдела Музея истории ГУЛАГа Алексей Трубин, некий мужчина все время пытался оспорить данные о количестве репрессированных, выкрикивая: "Неправда!"

— Мы говорим о минимально доказанных цифрах, мы за них отвечаем, можем их аргументировать со ссылками на монографии, — сказал позднее Алексей Трубин в личном интервью. — 700 тысяч расстрелянных или 1,9 миллиона — это по сути мало что меняет. Легко сказать — 700 тысяч. А если среди них твоя семья? Какая разница, сколько там еще? Человек, лишившийся родителей, детства, обычной мирной жизни, становился заложником системы, которая почему-то считала его сыном или дочерью врага народа. Дети репрессированных — это наши сегодняшние граждане. Тем, кто через это прошел, разговор о цифрах не принципиален. Некоторые называют завышенные цифры, и когда часть архивов закрыта, это становится поводом для конспирологии. Но те, кто занижает цифры репрессированных, делают это с целью какого-то самоуспокоения, потому что [репрессии такого масштаба] на самом деле сложно принять.

Зная о темпах роста и индустриализации, всегда задаем вопрос: сколько "стоит" человек?

Люди увидят на выставке то, что захотят, соглашается Трубин. Опыт показывает, что аргументы "за" при желании легко становятся аргументами "против" и наоборот. Люди могут смотреть на подпись Сталина на расстрельных списках и утверждать, что "вы все врете".

— Есть две радикальные позиции: одни люди полностью отвергают факт репрессий, другие говорят, что кроме репрессий [в советской истории] ничего и не было, — продолжает Трубин. — Мы же, зная о темпах роста и индустриализации, всегда задаем вопрос: сколько "стоит" человек? Есть ли цель, оправданная человеческими жизнями, тем более в таких количествах? Одна жизнь ценна, а тут — миллионы жизней. Когда задаешь такой вопрос, дискуссия затихает и переходит в гуманитарное русло.

Музей предпочитает не конфронтацию с "неверующими", а стратегию просвещения. Трубин провел интерактивный "урок памяти" для студентов Ульяновского колледжа государственной и муниципальной службы, то есть для будущих правоведов, силовиков и сотрудников МЧС. Для начала он попросил учащихся ввести свою фамилию в базу данных общества "Мемориал", которая содержит список более 3 млн жертв политического террора в СССР, и прочитать, за что пострадал их однофамилец. База "Мемориала" подсказала, что в Ульяновской области было по разным статьям репрессировано 22411 человек. Далее Трубин обратил внимание молодежи на изображение на купюре 500 рублей образца 1997 года, что послужило поводом поговорить о Соловецком лагере особого назначения. Потом он попросил 24 человека разместиться на площади 12 кв метров и представить, что заключенные в пересыльной тюрьме могли два месяца провести в такой тесноте. Студентам показали фрагмент видеозаписи с воспоминаниями выжившей узницы ГУЛАГа Зои Выскребенцовой и "дочери врагов народа" Маргариты Андрющенко, которая помнила ночь обыска и ареста родителей до деталей, до "топота ног и звука падающих книг".

Часто бывает, что бабушка, которую мы записали, звонит в музей и говорит: "Не публикуйте, это может навредить моим детям"

​Видеофиксация свидетельств выживших политзеков и их детей — это то, для чего создан и развивается проект "Мой ГУЛАГ". Им занимается Студия социальной антропологии, подразделение Музея ГУЛАГа. Поскольку каток сталинских репрессий прошелся чуть ли не по каждой семье, первоначальная идея проекта состояла в том, чтобы каждый человек мог записать воспоминания своих родственников хотя бы на камеру мобильного телефона. На сайте проекта есть специальная методичка, которая содержит вопросы для интервью и советы технического характера. Сегодня в студии работает пять съемочных групп, которые записывают интервью со свидетелями репрессий по всей стране, но есть и группы волонтеров и фрилансеров.

— Многие респонденты боятся говорить о репрессиях, — говорит региональный куратор проекта "Мой ГУЛАГ" Анна Ветрова. — Сталин умер в 1953 году, мы живем в 2019, но люди, которые через это прошли, дети "врагов народа", ограниченные в правах, подвергавшиеся травле в школе, не имевшие возможности поступить в институт, все еще переживают свою травму. Для них наше интервью — сложное испытание. Часто бывает, что бабушка, которую мы записали, звонит в музей и говорит: "Не публикуйте, это может навредить моим детям". Это говорит о том, насколько это все еще живой, неассимилированный опыт. Он требует дополнительного диалога, поэтому мы и собираем материал, чтобы к нему можно было вернуться.

Руководитель Центра документации Музея истории ГУЛАГа Александр Макеев провел в Ульяновске два мастер-класса по поиску репрессированных родственников. Сам Макеев посвятил 3,5 года поиску информации о своем расстрелянном прадеде Вольдемаре Вагнере, поволжском немце из Саратовской области, а также о троих его репрессированных братьях. По ходу расследования он добился реабилитации шести других родственников, пострадавших как члены семьи репрессированных. По итогам этих исследований родилась книга "Последние письма Вагнера. Письма лютеранского пастора из Сиблага НКВД. Личный опыт поиска репрессированных", которая готова к печати. Лишь когда эта работа была выполнена, у автора появилось ощущение, что эта семейная история завершена.

Александр Макеев
Александр Макеев

— Особенно когда написал книгу — отпустило, — говорит Макеев, который пришел работать в Музей ГУЛАГа благодаря работе над историей прадеда. — Эмоции ушли, осталась профессиональная деятельность. Изначально я хотел издать только письма прадеда, потому что это — жемчужина. Потом я показал рукопись коллегам в музее, и мне сказали, что надо описать всю историю, чтобы использовать ее как методическое пособие по поиску репрессированных родственников, включив в нее письма как часть истории. Так все это превратилось в историю поиска с подробными комментариями.

Восстановив историю гибели прадеда-священника и его братьев, Макеев не успокоился и нашел следы всех членов особой тройки, подписавшей смертный приговор Вольдемару Вагнеру. Макеев считает, что это важно с точки зрения раскрытия информации и ее доступности.

— Я осуждаю этих людей, но не призываю к возмездию, — продолжает он. — Но если человек прочитает об этом, он сможет сформировать собственную позицию. Отношение родственников к своим предкам — это вопрос взросления. Если тебя коробит, когда тебе говорят, что твой дедушка расстреливал людей, то это твоя проблема, проблема твоего к этому отношения. Ты хочешь видеть дедушку героем, а он оказался другим? Прими это! Это показатель взрослого отношения: принять и попытаться с этим что-то сделать, а не тупо это отвергать…

Постоянно мусолить, перемывать эту тему могут персонажи двух типов: психически ненормальные люди или враги своей страны
Реакция на анонс мероприятия в местных СМИ

В Ульяновске нашлись люди, которые занимаются именно этим — тупо отвергают факты истории. Анонс мероприятий Музея истории ГУЛАГа в Ульяновске, размещенный на региональном агрегаторе новостей "Улпресса", удостоился негативных и даже злобных комментариев: "Постоянно мусолить, перемывать эту тему могут персонажи двух типов: психически ненормальные люди или враги своей страны и своего народа… Это не забота об исторической памяти народа, а преступление против исторической памяти русского народа, навязывание комплекса народа-жертвы и народа палачей. Мемориал уже сегодня не Ленинский". "Ни дна, ни покрышки таким музейщикам… Братва чмырила политических на зонах, и это было правильно как принцип. Когда смотришь этих современных борцов с ГУЛАГом, так очевидно, насколько это вырожденный элемент".

Когда команда москвичей уехала, работники музея-мемориала сообщили об одиноком пикетчике, который 2 апреля пришел к зданию мемцентра с плакатом "Долой антисоветизм".Сотрудник печатного органа Ульяновского обкома КПРФ "Левый марш" и активист молодежного крыла этой партии Руслан Буранов видел пикетчика, но утверждает, что не знаком с ним. Он сказал в телефонной беседе, что в приемную обкома партии обращается много людей, которые пылают праведным гневом по поводу того, что выставка про ГУЛАГ развернута в фойе ленинского музея и "это первое, что бросается в глаза".

— Я согласен, что все аспекты истории советского прошлого должны быть освещены в равной мере, но неправильно, что выставка появилась в здании Ленинского мемориала у самого входа, она акцентирует негативные стороны советской истории, а мемцентр был построен с другой целью, — сказал Буранов. — Никто не отрицает репрессий и ГУЛАГа, даже КПСС признала за собой эти грехи, но мы считаем, что эта выставка — политическое действие, направленное на дискредитацию нашей партии.

Буранов видит в открытии выставки по истории репрессий заговор региональной власти и "Единой России", направленный против КПРФ. "Мы победили на местных выборах 9 сентября прошлого года, мы оказываем серьезное противодействие ЕР и губернатору, которые видят в нас серьезную угрозу и решили таким методом бороться с нашей партией", — уверен он.

Алексей Трубин считает, что если в размещении выставки по истории ГУЛАГа на территории ленинского музея и есть какой-то символизм, то — иного рода.

— Это свидетельство того, что мы можем об этом говорить, что наступило время, когда мы относимся к таким личностям, как Ленин, не как к религиозным деятелям, а как к живым людям, которым ничто человеческое не чуждо, — говорит Трубин. — Это поможет в осмыслении сложных периодов истории. А когда нам запрещают фильм "Смерть Сталина", это свидетельствует о том, что мы что-то не проработали, не переосмыслили. Когда мы не можем поговорить о человеке как о человеке, значит, у нас осталась серьезная неизлеченная травма, закодированная в социальных структурах.

Согласно результатам нового мартовского опроса "Левада-центра" роль Сталина в истории полностью или частично положительно оценивают 70% россиян. Роль Иосифа Сталина в истории оценивают как "скорее положительную" 52% россиян, как "безусловно положительную" — 18%. 43% не отрицают факта репрессий, при этом считают их оправданными.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG