Ссылки для упрощенного доступа

Али Сулейманов: "Пост должен быть, прежде всего, не телом, а в сердце"


Али Сулейманов
Али Сулейманов

В исламе все важные религиозные праздники и события привязаны не к конкретным датам, а к лунному календарю. В этом году священный для мусульман месяц — Рамадан — "выпал" на весеннее время. Он начался вечером 5 мая и закончится 3 июня. Рамадан — один из пяти столпов ислама, то время, когда верующие люди соблюдают крайне строгий пост: от рассвета и до заката человек не может ни есть, ни пить. Даже вода запрещена.

В этом году Рамадан на Средней Волге начался жарко в прямом смысле этого слова. Так, в Самаре первые десять дней температура днем достигала 30 градусов выше нуля. Что, как правило, осложняет жизнь людей, которые остаются на весь день без воды.

Особенно ответственно к соблюдению религиозных традиций в губернии относятся в соборной мечети на улице Стара-Загора и школе, которая действует при ней — "Нур". "Idel.Реалии" побеседовали с ректором медресе, имамом Али Сулеймановым о том, как меняется жить мусульман в Рамадан и что, по его мнению, самое главное для верующего в эти дни.

"БОЯТСЯ ИСПОРТИТЬ ПРИЧЕСКУ"

Встречу Али хазрат Сулейманов назначил по адресу Стара-Загора, 54 — прямо в соборной мечети. А точнее — в соседнем здании, медресе "Нур" — школе, которую Али Сулейманов возглавляет. Беседу имам вел дружелюбно, сразу же отметив внешний вид журналиста — закрытую одежду и платок.

— Знаете, у нас как-то проходил день открытых дверей, было около трехсот человек. Пришли люди разных конфессий, диаспор, в том числе не мусульмане. И они пришли одетыми так, как положено приходить в мечеть. Бывают такие люди, может быть, этнические мусульманки, которые, боятся испортить прическу и надевают платок с неохотой или стеснением.

— Но ведь большая часть правил относится к женщинам?

— Конечно, голым никто не придет. Когда мы заходим, у нас, у мужчин тоже должны быть закрыты определенные части тела — выше пупка и ниже колен. Поэтому мужчина, приходящий в мечеть, придет в чем-то обязательно закрытом. У девушек должно быть закрыто все тело, кроме кистей рук, ног ниже щиколоток и овала лица.

ИЗ КАЗАНИ В САМАРУ — ЗА РЕЛИГИОЗНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

— Вы, прежде всего, ректор медресе "Нур". Расскажите о школе. Сколько детей постоянно посещают занятия, как они проходят?

— У нас мусульманско-религиозная организация, мы даем профессиональные религиозное образование. Медресе действует с 2003 года. В основном идет образование только религиозное, светского у нас нет. Учеба есть очная, вечерняя и воскресная, есть детские лагеря, курсы для повышения квалификации имамов, детский клуб для детей малого возраста от 3-6 лет. На очном отделении студентов немного, около 15 человек. Это ребята, которые приезжают из деревень и готовятся стать имамами. Но не все станут имамами. У нас по уставу есть квалификация, которую мы присваиваем по окончании обучения. Те, кто получит квалификацию имама, как мы знаем, это настоятели мечети, люди, которые ведут все обряды, относящиеся к исламу. Эти же ребята, бывают, продолжают учебу либо в Уфе, либо в Казани, либо в других, уже более высоких учебных заведениях.

— Есть приезжие ученики, из других регионов?

— Приезжают, в том числе из Казани. В Казани в принципе очень много медресе, но у нас учебное заведение ведет двойное образование. Мы даем ребятам возможность обучаться не только у нас, но в любом светском вузе, который находится в Самаре. Это может быть школа, если парень после 9 класса, либо какой-то университет. У нас есть парень, который учится из Татарстана, хотя по республике медресе больше десятка, наверное. В любом случае, он учится здесь в учебных заведениях, а параллельно — у нас. Старшие занимаются в медресе по вечерам в основном. Вечерние курсы предназначены для более взрослых людей, уже с каким-то багажом жизни. У нас еще работает детская воскресная школа, там обучается более ста детей. Есть детский клуб от 3-6 лет, два раза в неделю. Два раза в год мы проводим повышение квалификации для областных имамов, с деревень приезжают дедушки. К сожалению, если посмотреть сейчас, настоятели мечетей все чаще преклонного возраста. В то время не было учебы, сейчас мы хотим маленько их подправить, исправить, может, чему-то новому научить. Кстати, пользуясь случаем, хочу пригласить мусульман на учебу к нам, в медресе.

Месяц исчисляется по лунному календарю
Месяц исчисляется по лунному календарю

"НАЦИОНАЛЬНОСТИ РАЗНЫЕ"

— Каких национальностей в основном ученики?

— Национальности разные: татары, чеченцы, узбеки, таджики, казахи. Наверное, нет такого, что кого-то больше.

— Часто ли к вам приходят новые люди, которые только приняли веру?

— Нет. В медресе в основном приходят уже с каким-то знаниями, может, не глубокими, но это обычно этнические мусульмане — татары, узбеки, таджики… А так, чтобы кто-то приходил и принимал ислам, не помню, чтобы в медресе такое было. Такие истории нужно в самой мечети искать.

ПРИХОДИТСЯ ВСТАВАТЬ РАНЬШЕ

— Как меняется жизнь учеников во время месяца Рамадана?

— График чуть-чуть меняется. У нас медресе работает в основном в форме пансионата. У нас есть распорядок дня. В общежитии свой определенный график. В Рамадан надо чуть раньше встать, потому что мы должны поесть за полтора-два часа до восхода солнца, до этого времени надо встать. Если по сегодняшнему дню, 14 мая, до 2:42 нужно покушать. Если раньше студенты вставали на утренний намаз в три часа, сейчас приходится в 2 часа ночи. А учеба остается так же. Они занимаются в светских учебных заведениях, потом у нас. Но сейчас, если вы заметили, на территории стоит шатер. Мы с ребятами в качестве волонтеров пытаемся и там помочь людям организовать ужин. Это к ночи, где-то в половине девятого происходит.

Шатер для ифтара у мечети
Шатер для ифтара у мечети

— Делаете ли вы какие-то исключения в плане поста, если кто-то в школе заболевает?

— Мы знаем, что в Коране прописано, что есть какие-то облегчения для постящегося: путешествие, болезнь, беременность, критические дни у женщин, все это запрещает пост держать. Если ты в путешествии или болеешь, здесь тоже надо смотреть, в каком ты состоянии. Все равно говорится, что лучше поститься для вас будет. Путешественником в исламе считается человек, отправляющийся за 90 километров. Но если взять во времена пророка, когда ходили 90 километров пешком — это очень много. А сейчас это доехать на машине, где есть кондиционер, уже не составляет труда. Конечно, есть и хронические болезни, и при них запрещено вообще пост держать.

"ПОКЛОНЕНИЕ БЕЗ ПОКАЗУХИ"

— А у вас есть такие ученики?

— Нет. Знаете, пост — это один их тех видов поклонений, в котором нет показухи. Видя человека с глазу на глаз, мы не можем определить, постится он или нет. Поэтому Всевышний сказал: "Любое дело сына Адама совершается им для себя, кроме поста, ибо, поистине, он — для меня, и я воздам за него". То, что мы постимся, знает только Аллах. Только Аллаху известно, насколько человек постится искренне, не ради ли диеты какой-то. Пост должен быть, прежде всего, не телом, а в сердце.

— Что самое важное для вас в Рамадан?

— Искренность. Чтобы человек не просто держал пост, а чтобы почувствовал все блага этого месяца. Наверное, чтобы человек понял, что есть те люди, у которых вообще нет еды и воды, чтобы человек ощутил, насколько это тяжело и стал щедрым, благодарным, помогал бедным и нуждающимся.

Во время поста человек должен размышлять о своей жизни. Это в каком-то смысле отчетный месяц, когда в течение 11 месяцев человек что-то делает, а потом в Рамадан подводит итоги. Если человек проживает его искренне, осознанно, то он каждый год ждет Рамадан. Я жду поста. Он не должен быть затруднением. С каждым годом понимаешь, что это большая награда, почва для новых открытий… Хочется больше делать чего-то. У нас рекомендуется Коран читать — хочется его читать больше, благие дела делать, в мечеть ходить. Пророк Мухаммед говорил: "Когда человек днем постится, он украшает день постом, а когда вечер наступает — он украшает вечер молитвами". С каждым годом хочется делать больше благих дел. С точки зрения ислама, человек, который в этом мире, скажем, землю копал руками, носом, лицом, делал все, что нужно, он встанет перед всевышним — и то скажет: "Эх, мне бы на землю — я бы на секунду сделал еще чего-нибудь". Поэтому хочется каждую секунду больше больше увеличивать, открывать для себя лучшее.

"УВИДЕВ МАТЬ, ДОЧЕРИ ВОЗЬМУТ ПРИМЕР"

— Вы, возможно, слышали о запретах ношения платков в школах в Мордовии. Были ли подобные случаи в Самаре?

— Нет, я не слышал.

— Как вообще в школе в Самаре относятся к девочкам-мусульманкам?

— Мне сложно сказать. Но у нас в основном дети учатся в татарской школе, так что таких проблем не было. Да, в других регионах слышим, такое происходит, но не понимаем, зачем это делается. У каждого есть своя религия и свои правила жизни, а родители пытаются воспитать своих детей в своей религии.

— Ваши дочери будут носить платки?

— По возрасту — будут. Девочки созревают пораньше мальчиков. Сейчас моей старшей дочери шесть лет, она уже в мечеть ходит со мной, молится. Супруга у меня в платке, я думаю, увидев мать, дочери возьмут пример и так же будут жить.

— В Татарстане и Башкортостане есть такие села, в которых запрещена продажа алкоголя, сами жители отказались от спиртного. Вы слышали о подобных случаях в Самарской области?

— Не слышал. Про Татарстан читал совсем недавно. У нас в Самаре есть татарские деревни, но насколько это запрещено, я даже не слышал.

— Были те, кто приходил в первый раз в мечеть, начинал поститься и читать молитвы в более в зрелом возрасте?

— Очень много. Обычно люди бояться сделать первый шаг, прийти в мечеть. Даже сейчас те, кто читает намаз, молятся, не то, что стесняются, они боятся, что кто-то знакомый, например, может что-то сказать. Вот вы, например, сейчас ехали сюда в платке и наверняка почувствовали на себе определенные взгляды. У нас есть контингент — 40-60 лет, те, кто учатся в вечерней школе. Бывали случаи, когда человек видел во сне покойную маму или отца и понимал, что созрел для религиозной жизни.

"ИСЛАМ — ЭТО НЕ ДИКАЯ РЕЛИГИЯ"

— Есть люди, для которых жить в Рамадан по всем правилам опасно для здоровья. Ислам от таких людей не требует соблюдения поста. Как убедить их, что от их голодания ничего хорошего не будет?

— Знаете, моей бабушке больше 80 лет, она из Ульяновской области. Я говорю: "зачем ты пост держишь?". А она говорит, что пост держит с детства, и сейчас оставлять его стыдно перед Аллахом. Пост дан как облегчение, а не как усложнение жизни. Если у человека хронические болезни, пост не надо держать. У нас есть фитр — такой штраф, и если человек хронически болен, ему достаточно заплатить 100 рублей в сутки кому-нибудь нуждающемуся, и ему по воле Аллаха пост снимется. Недавно турецкие ученые Ханафитского мазхаба сказали, что хронически больные люди могут держать пост и употреблять свои лекарства, тем самым пост не будет испорчен. Это относится к трем категориям больных: астматики, сердечники и диабетики, которые принимают инсулин. Вообще, ислам — это не какая-то дикая религия, как некоторые думают. Мы не должны вред себе приносить, это тоже грех. Это то поколение, которое очень искренне в религии, ни один не сможет убедить человека, чтобы он не постился. У нас в исламе есть действия, которые обязательны, желательны, и такие, может быть, которые можно сделать или не сделать. А для старшего поколения есть только обязательное. Перед намазом мы должны совершить омовение, умыть определенные части тела, а еще есть дополнительные действия — протереть рот, нос, например. Для того поколения все одинаково обязательно. Вот моя бабушка сказала: "Мне стыдно перед Богом, я постилась всю жизнь, ни одного года не пропустила". У меня у матери язва желудка, и она никогда не оставит пост. Наоборот, ей именно пост помог исцелиться от этой болезни. В мечети у нас был дедушка — 92 года. У него была своя еда. Взбивал свою кашу с утра, пол-литра выпивал, приходил в мечеть и больше ничего не ел. И в 92 года он постился и чувствовал себя замечательно, спокойно.

"ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ МЕЧЕТИ НЕ СТРОИЛИСЬ, А ЗАПОЛНЯЛИСЬ"

— По-вашему, в Самарской области достаточно мечетей?

— В области в принципе достаточно, они по мере необходимости открываются. Главное, чтобы они были заполнены — какой толк от пустующих молельных домов? Хотя, конечно, хотелось бы, чтобы мечетей и прихожан было больше.

— Как часто государство помогает строить мечети?

— Насчет помощи не знаю. У нас в основном прихожане помогают. В Москве есть Фонд исламской культуры и образования, немного какие-то гранты они присылают.

— А как заполняется, к примеру, соборная мечеть в Самаре?

— Мечеть обычно заполняется полностью и даже с лишком два раза в год. После Рамадана, в Ураза-Байрам и Курбан-Байрам. Каждый день мечеть, конечно, не полная. Сейчас, в Рамадан, вечерами много людей. В обычные дни немного. Что касается строительства, были случаи когда вроде давали землю, а потом по каким-то причинам забирали. Я склоняюсь, что на данный момент мест для молитв хватает, главное, чтобы их посещали. Если взять арабские страны, я сам учился в Египте, и в Каире, где я жил четыре года, около трех с половиной тысяч мечетей. Это в одном городе столько мечетей, и они заполняются. Нередко человек, который строил многоэтажный дом, подвал отдавал под мечеть. Люди, живя в этом жилом комплексе, просто спускались, молились и поднимались обратно домой. Если есть воля Всевышнего, то мечети будут строиться, будут находиться места и земли.

Соборная мечеть в Самаре
Соборная мечеть в Самаре

— В Казани есть большая, красивая мечеть — Кул-Шариф. В самарской соборной мечети убранство гораздо скромнее. Так как, по-вашему, все-таки должна выглядеть мечеть?

— Тут зависит от архитектурных замыслов изначально. Мечеть, конечно, должна быть скромной. Кул-Шариф — это все-таки некая достопримечательность. Если взять Арабские Эмираты, Турцию, там такие мечети есть — ахи и вздохи. У нас мечеть скромная. Если ехать в деревню — там вообще просто четыре стены. В мечети ничего не должно отвлекать человека, даже яркий свет. В некоторых мечетях даже окна тонируют, чтобы прихожане не отвлекались от молитвы.

— Вы считаете, мы живем в светском государстве или в православном?

— Даже не знаю, отчасти в светском, отчасти в православном. Нельзя сказать однозначно. В России много религий, конфессий, культур, разных народов. Мы живем в многонациональной стране.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG