Ссылки для упрощенного доступа

Лесорубов позвали в поля: древесину предлагают заготавливать на сельхозземлях


Гринпис опубликовал карту неиспользуемых территорий России, пригодных для лесоразведения. Таковых —​ около 76 миллионов гектаров, из них в ПФО —​ 21 млн. га. Если на этих землях выращивать лес, объем заготавливаемой древесины в стране вырастет более чем вдвое, а 170 млн га диких лесов будут сохранены. Главное препятствие —​ российское законодательство.

Гринпис России выпустил карту ​заброшенных сельскохозяйственных земель, на которых можно было бы выращивать лес: заниматься лесным фермерством, создавать лесные плантации либо восстанавливать природные лесные ландшафты. Ориентировочная площадь таких земель в России, по оценкам Гринпис — порядка 76 млн га.

На Лесном форуме сотрудники Гринпис уточняют, что понятие "сельскохозяйственные земли", которое используется в карте, шире предусмотренной Земельным кодексом категории. Это скорее сельские, неурбанизированные территории, которые формально могут находиться в различных категориях. Определяющий фактор — их неиспользование более трех лет. В карте учтены также земли, которые не использовались более 20 лет и уже заросли лесом.

При этом свыше 170 млн га диких и защитных лесов России избежали бы вырубки

Гринпис считает, что использование пустующих земель для интенсивного выращивания леса может, помимо улучшения экологической ситуации в стране, стать важнейшим ресурсом для развития сельских территорий. По оценкам организации, при вовлечении в интенсивное лесоразведение всех заросших лесом и хотя бы половины заброшенных земель, пригодных для этих целей, в России в перспективе можно будет ежегодно выращивать около 290 млн кубометров древесины. Это больше, чем в стране заготавливается сейчас. При этом свыше 170 млн га диких и защитных лесов России избежали бы вырубки, а порядка 100 тысяч человек в сельской местности получили бы постоянные рабочие места.

На карте Гринпис опубликовал данные по каждому субъекту федерации. Создатели карты также составили рейтинг десяти регионов с климатическими условиями, благоприятными для интенсивного выращивания леса, и с наибольшими потенциальными объемами заготовки древесины на неиспользуемых сельхозземлях. Башкортостан ТОП-10 возглавил. Еще четыре региона ПФО в него вошли: Кировская и Нижегородская области (5 и 6 места), Татарстан (7 место), Пермский край (9 место).

Всего в Приволжском федеральном округе, судя по данным карты, около 21 млн га неиспользуемых сельхозземель — это пятая часть всей территории. Из них 15 млн га не используются более трех лет, а 6 млн га уже заросли лесом.

В случае интенсивного лесоразведения на пустующих землях ПФО (в расчетах Гринпис учитывались все заросшие лесом земли и половина неиспользуемых) в будущем можно ежегодно выращивать порядка 86 млн кубометров древесины. Это почти втрое больше, чем заготавливается сейчас. При этом 52 млн га диких и защитных лесов будут сохранены, а 27 тыс. человек получат работу.

Доля неиспользуемых земель, пригодных для лесоразведения, в площади региона, по оценкам Гринпис, в Башкортостане составила 30%, в Кировской области — 21%, в Нижегородской — 25%, в Татарстане — 32%, в Пермском крае — 13%. Максимальный объем древесины, который можно получить в будущем, из регионов ПФО в Башкортостане — почти 16 млн кубометров. Это более чем в пять раз превышает текущий объем заготовки древесины в республике.

Однако до сих пор выращивание леса на сельхозземлях запрещено.

Собственники участков, опасаясь таких мер, выжигают свои участки по весне

"Несмотря на огромный потенциал таких земель, действующее законодательство не допускает лесоразведение на землях сельхозназначения, —​ отмечает Гринпис. — Наличие леса на "сельхозке" грозит собственнику крупным штрафом (до 700 тысяч рублей для юрлиц) и даже изъятием земли".

Собственники участков, добавляет Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис, опасаясь таких мер, выжигают свои участки по весне, чтобы уничтожить молодую древесную поросль, а люди, которые могли бы заниматься лесным хозяйством на селе, уезжают из умирающих деревень и поселков.

С 1 июля 2019 года должна вступить в силу статья 123 Лесного кодекса РФ, которая допускает существование лесов на землях сельскохозяйственного назначения. Однако необходимый подзаконный акт не принят: правительство РФ не разработало и не утвердило особенности использования, охраны, защиты и воспроизводства таких лесов.

Кроме того, лесоразведение на сельхозземлях запрещает 78 статья Земельного кодекса. Чтобы оно стало возможным, необходимо внести изменения в статью, дополнив перечень допустимых видов использования земель выращиванием лесов. Вместо этого, как пишет Гринпис, Минэкономразвития разрабатывает для внесения в Госдуму законопроект, отменяющий 123 статью Лесного кодекса.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG