Ссылки для упрощенного доступа

Сага о сбежавшем молоке и татарстанских эффективных менеджерах


Вагиз Мингазов
Вагиз Мингазов

Президент Татарстана Рустам Минниханов торжественно открыл модернизированный Казанский молкомбинат, что дало колумнисту "Idel.Реалии" Марине Юдкевич повод вновь умилиться эффективному татарстанскому менеджменту.

"Сегодня знаковое событие для нашей столицы. Казанский молочный комбинат — один из старейших и важнейших комбинатов нашей республики. Были времена, когда уже предприятие оказалось на дне, и вот появился в 2017 году инвестор — "Комос Групп",напомнил на церемонии открытия Рустам Минниханов и констатировал, что этот удмуртский инвестор, вложив в модернизацию КМК 1,6 млрд рублей уже на первом этапе, превратил его в передовое предприятие: — Мы видим высокий профессионализм вашей работы и заверяем, что будем оказывать вам максимальное содействие".

Заверение более чем уместное, учитывая, что профессионализм работы предыдущих хозяев и управленцев — тех, кто плоть от плоти самой татарстанской власти, — в этом случае уже проявился во всей красе, увы.

Что было, когда мы пришли…Про Чернобыль знаете?

…"Комос Групп" из Удмуртии стал владельцем Казанского молкомбината в июле 2017-го, после того, как это крупнейшее молокоперерабатывающее предприятие Татарстана на 84-м году своего существования оказалось закрыто. "Что было, когда мы пришли…Про Чернобыль знаете?" — так исчерпывающе описал глава "Комоса" тогдашнее состояние флагмана татарстанской "молочки".

Но что за могущественный неприятель, который, по одной версии, положил татарстанский флагман "на дно", а по другой — довел его до состояния филиала Чернобыля? Ба, да это всё наши же эффективные татарстанские менеджеры!

Владельцем КМК перед его продажей удмуртам было
государственное АО "Татагролизинг". Хозяйствовала на комбинате ООО УК "Просто молоко". Её владельцем был Марат Муратов, который непосредственно до этой молочной эпопеи занимал должность первого замруководителя аппарата президента Татарстана и сразу после неё вернулся в это же кресло.

Формально "Просто молоко" было просто арендатором этого производства, но Марат Муратов делился с журналистами и планами его выкупить, и замыслами ребрендинга (скажем, образовать товарную марку от собственных имени и фамилии: "Коль не весел ты и хмур — потребляй кефир "Мамур"!". Креативно же!)…

А затем, обнаружив, что физический износ комбината свершился, и дальше без капитальных вложений с этого актива не получится снимать уже не только сливки, но и обезжиренный кефирчик — просто сдал ключи обратно в Татагролизинг. На прощанье выставив за двери всех работников без предусмотренных законом компенсаций. Но и это было обставлено столь незатейливо, что даже в татарстанском суде все обратившиеся туда уволенные получили полное удовлетворение…

Впрочем, муратовское "Просто молоко" было в истории республиканской "молочки", конечно, не первым эффективным менеджером новой татарстанской формации.

Ведь как тот же Казанский молкомбинат достался Татагролизингу? Это государственное АО вынуждено было выкупить его в числе других составных частей гигантской татарстанской агроимперии "Вамин". Которая была сколочена ещё при президенте Минтимере Шаймиеве — в целях, разумеется, "более эффективного хозяйствования"… И вот вам неожиданность — обанкротилась!

…Чуть-чуть истории. В Татарстане в первой половине 1990-х во главе практически каждой из значимых отраслей экономики вскочил, как шишка от властной затрещины, отраслевой холдинг. В "молочке" это была ОАО Холдинговая компания "Татарстан сэтэ", которой были переданы четыре десятка предприятий государственного Татмолагропрома. На условии, что большинство акций этого холдинга в дальнейшем перейдет от государства — "сельским товаропроизводителям-поставщикам молока"…

Однако как-то так вышло (как именно это вышло и на каких условиях — об этом официальная история решительно умалчивает), что не большинство, а абсолютно все акции холдинга оказались принадлежащими всего одной семье "сельских товаропроизводителей". А именно, членам семьи доверенного лица Минтимера Шаймиева — Вагиза Мингазова. Каковой факт и был в 2006 году окончательно зафиксирован переименованием "Татарстан сэтэ" в "Вамин Татарстан". (Так что идея сделать бренд из своего имени и фамилии Марату Муратову не первому из эффективных менеджеров татарстанской "молочки" пришла в голову.)

До половины зарплаты выдавалось продукцией предприятия

Ради "более эффективного хозяйствования" "Вамину" были переданы не только здания и оборудование производств молока, масла и сыра, но и скот, постройки и сельхозтехника бывших колхозов и совхозов, а также их земли, включая те, которые приходились на паи бывших колхозников… Эффективный же менеджмент заключался в следовании остроумной доктрине "Чтобы корова меньше ела и больше доилась, её надо меньше кормить и больше доить": до половины зарплаты сельским работникам "Вамина" выдавалось майонезом, маслом и "колбасным" сыром. Причем эта "натуральная составляющая" обычно засчитывалась в счет зарплаты по цене, превышающей магазинную. (Но майонез и "сыр" с ароматом пластилина — это ещё по-божески; рассказывали, что в отдельных подразделениях часть зарплаты выдавали сельчанам ваминовской бутилированной водой.)

И что же? Ни гигантская разнообразная поддержка бюджета Татарстана, ни даже эти выдающиеся наработки по части экономии затрат на производство отчего-то не помогли. "Вамин" обанкротился.

Но зато, правда, даже этот печальный процесс продемонстрировал верность жанру эффективного татарстанского менеджмента: из признанного судом долга в 12,6 млрд рублей кредиторам удалось получить лишь около двух миллиардов.

Этому жанру остался верен и сам Вагиз Мингазов (ныне — депутат Госсовета РТ). Он признан банкротом как физлицо, и при общей сумме его долгов в 9 млрд рублей с него взыскано 52 тыс. рублей и 1 (один) евро. Правда, при этом его детям — бывшим акционерам "Вамина" — хватило-таки денег, чтобы приобрести парочку молокозаводов, входивших в развалившуюся семейную империю…

Вообще, теорию эффективного менеджмента в приложении к российским реалиям давно сформулировал в нескольких словах один умный циник: воровать следует с прибылей, а не с убытков. Но это уж у кого как получается.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не совпадает с позицией редакции.

Бойтесь равнодушия — оно убивает.​ Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG