Депутат городского собрания Йошкар-Олы и глава йошкар-олинского отделения партии "Справедливая Россия" Андрей Заболотских рассказал корреспонденту "Idel.Реалии" о том, как "зависло" возбужденное три месяца назад уголовное дело по факту расходования бюджетных средств по контрактам, по которым на практике никакие работы не выполнялись. В деле замешан высокопоставленный чиновник гордаминистрации, от которого исходили распоряжения о выделении средств и заключения фиктивных договоров.
— Вы демонстрируете документы: справку о стоимости выполненных работ, данные о муниципальном контракте, акт приемки выполненных работ. Что они означают?
— В декабре прошлого года управление городского хозяйства Йошкар-Олы заключило примерно двадцать договоров на общую сумму два миллиона рублей. В контрактах идет речь о том, что в октябре-ноябре (то есть, месяцем-двумя ранее даты заключения договоров) должны были быть проведено благоустройство, как правило дворовых территорий. Сумма контрактов не превышала 100 тысяч рублей. Все они заключены с одним и тем же юрлицом — занимающейся дорожными работами частной компанией. Деньги перечислялись по указанию должностного лица горадминистрации — это очевидно. Но никаких работ не производилось.
— А как стало известно, что работы не проведены?
— Я депутат, принимаю всех жителей, которые ко мне обращаются, в том числе и из районов республики. Избиратели рассказали мне об этих случаях, назвали конкретные дворы. Прошелся по указанным объектам, опрашивал жителей. Я предположил, что имеет место быть, как минимум превышение должностных полномочий кем-то из чиновников горадминистрации. Обратился в правоохранительные органы. Была проведена проверка, в управлении городского хозяйства состоялась выемка документов. Они направлены в следственный комитет, возбуждено уголовное дело по факту. Одновременно материалы дела переданы в управление по экономическим преступлениям по Йошкар-Оле, в полицию. Задача правоохранительных органов провести процессуальные действия, выяснить все обстоятельства — проводились работы или не проводились, имеется состав преступления или нет. И передать дело в суд.
— Как выяснилась роль чиновника мэрии, если нет документов, подтверждающих его причастность?
— По моей информации, во время следствия несколько человек дали показания, что документы по контрактам, по выделению бюджетных средств делались по указанию конкретного должностного лица. Хищение это, или превышение должностных полномочий — пока сказать сложно, это установит следствие. В любом случае, эти действия чиновника наносят ущерб городскому бюджету и репутации городской администрации Йошкар-Олы.
— Имя, должность этого чиновника можете назвать?
— Пока не завершено следствие, на мой взгляд, это преждевременно.
— Вы называете общую сумму возможных хищений — два миллиона рублей.
— По 2018 году да, сумма такая. Но есть подозрения, что похожая схема была осуществлена и в 2017 году. Они заключались тоже в конце года. Контракты привязывались к конкретным территориям, где уже ранее проводились работы. Таких дворов много. Деньги были выплачены из бюджета города. То есть, на мой взгляд, стояла задача — вытащить конкретные суммы из бюджета. Мне кажется, это общая практика в Марий Эл. Практически невозможно отследить суммы контрактов до 100 тысяч рублей, документы по ним не публикуются на сайте госзакупок (такая закрытая информация возможна, если закупка проходит по 223 федеральному закону — небольшая сумма контракта позволяет не раскрывать информацию; именно на таких условиях арендован автомобиль Лексус LX 570 Superior, на котором с января ездит глава Марий Эл Александр Евстифеев — "Idel.Реалии"). Хотя, одного чиновника из горадминистрации федеральная антимонопольная служба по Марий Эл привлекала по контрактам 2017 года к административной ответственности.
— Почему вы решили рассказать об этом деле сейчас?
— Помимо того, что оно заведено после моего обращения, я вижу, с какими сложностями сталкиваются сейчас сотрудники правоохранительных органов. Выемка документов произведена несколько месяцев назад, тогда же возбудили и дело. На мой взгляд, кто-то сверху дал указание притормозить расследование и не "высвечивать" его во время избирательной кампании. Поскольку это затронет интересы партии "Единая Россия". У меня есть опасения, что его могут просто прекратить.
— Что вы думаете о роли мэра Йошкар-Олы в этой истории? Он же в курсе всего, что происходит.
— Он условно говоря, ни за что не отвечает. Он не распределял эти финансы, давал задания или нет — вряд ли кто установит. Понесет он моральную ответственность или нет, тоже покажет время. К мэру сложно попасть на прием, даже имея статус помощника депутата Государственной Думы Российской Федерации. Так же как и глава республики, глава горадминистрации не работает с жителями непосредственно, хотя организованные встречи, конечно, проводятся. Об этом сами жители говорят — что на прием к мэру попасть невозможно.
— Вы упомянули избирательную кампанию — вы ведь в ней тоже участвуете, баллотируетесь и в городское собрание Йошкар-Олы, и в Государственное собрание Марий Эл. Можете ли дать оценку, как оппозиционный кандидат, участник этой кампании?
— Я думаю, что сверхзадача администрации Йошкар-Олы — убрать всех депутатов-оппозиционеров. Чтобы никто не совал нос в их дела, и был лоялен ко всем начинаниям. Местное самоуправление — это управление народа, представительство интересов жителей через депутатов. Депутат участвует в распределении средств — он борется за финансирование проектов в своем округе, к примеру. А власти города сейчас подбирают себе лояльных депутатов главным образом из бюджетников.
Административный ресурс в нынешней кампании включен на все сто процентов. Уже во время предварительного голосования "Единой России" всем бюджетникам, родительским комитетам в школах и детсадах было дано указание, за кого голосовать. И сейчас он этот ресурс будет включен, накануне начала учебного года.
— Откуда у вас эта информация?
— Мне избиратели об этом говорят. Они сами сталкиваются с тем, как через школы и детсады происходит работа по выборной повестке.
— Что думаете по поводу отказов в регистрации, которые получили многие кандидаты?
— Избирком использует законные основания для отказа. Этим рычагом они пользуются, как в Москве сейчас. Кандидата отстраняют от участия, если есть законная возможность отказать.
— Вы в этом году несколько раз делали заявления — как правило в соцсетях, о том, что в республике очень жестко ограничивается медийное присутствие оппонентов "Единой России".
— Да. После прихода нового главы Марий Эл я не смог выступить ни в одной газете, ни в одном СМИ. И такие заявления не голословны. К примеру, в июне в Йошкар-Оле прошел Всероссийский форум "Социал-демократического союза женщин России". В нем участвовало региональное отделение "Справедливой России". На форуме выступали эксперты Российской академии наук, профессоры МГУ, Российского государственного гуманитарного университета, других вузов страны, депутаты разных уровней. Обсуждали "Демографическую устойчивость территорий: социальные риски и пути преодоления" (это официальная тема форума). Ни одно официальное СМИ (приглашали всех) не прислало журналистов. Таких примеров много.
— Вы же депутат городского собрания Йошкар-Олы. Оно учредило газету "Йошкар-Ола", получающую финансирование из городского бюджета.
— Я даже обращался в республиканский ЦИК по поводу невозможности размещать информацию о своей депутатской деятельности и деятельности фракции "Справедливая Россия" в этом издании. Сейчас это никак не урегулировано на уровне города — отсутствует понятие квот для размещения в СМИ депутатов от разных партий.
— А без квот они вас в газете никак не могут упомянуть?
— Думаю, что могут. Они же публикуют "своих" депутатов и кандидатов: кто-то, например, ходьбу (очевидно, речь об акции "Прогулка с доктором" — "Idel.Реалии") затеял, кто-то "шарики придумал надувать" — видимо это, по их мнению, интересно горожанам.
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Подписывайтесь на наш канал в Telegram.