Ссылки для упрощенного доступа

Фальсификаты, или Кадры порешат всё


Командир "боинга", последний полет которого 17 ноября 2013 года унес жизни 50 человек, включая сына Рустама Минниханова и главу татарстанского УФСБ Александра Антонова, — "не имел достаточных навыков пилотирования и был допущен к осуществлению пассажирских перевозок на основании фальсифицированных документов". Это в преддверие шестой годовщины той катастрофы в аэропорту Казани заявил Следственный комитет России.

Колумнист "Idel.Реалии" Марина Юдкевич с сожалением отмечает, что у нас только громкая трагедия может заставить обратить внимание на вранье насчет квалификации командных кадров. Такова кадровая парадигма, выстроенная в Татарстане — как, собственно, и в целом в России.

Хотите сообщить новость или связаться нами?

Пишите или посылайте нам голосовые сообщения в WhatsApp.

По версии СКР, то смертельное ЧП борта авиакомпании "Татарстан" имело непосредственными причинами следующее: а) сам КВС — командир воздушного судна Рустем Салихов был допущен к пилотированию "на основании фальсифицированных документов"; б) заместитель гендиректора АК "Татарстан" Валерий Портнов это фальсифицированное свидетельство пилота, не проверив, направил на утверждение в Татарское межрегиональное управление Росавиации; в) руководитель этого управления Шавкат Умаров, опять же, "не организовал проверку подлинности и достоверности представленного авиакомпанией свидетельства пилота..., что позволило бы выявить факт невыдачи ему данного свидетельства..."

Так Салихов "не имея базовых знаний, навыков и опыта пилота, стал осуществлять пассажирские авиаперевозки в качестве пилота воздушного судна". И сверх того — с подачи замгендиректора и шеф- пилота авиакомпании был назначен командиром.

Эта цепочка, утверждают в Следкоме, и привела к трагедии: "17 ноября 2013 года Салихов, выполняя рейс маршрутом Москва-Казань, при посадке ввел воздушное судно в сложное пространственное положение… В результате Салихов при наступлении нештатной ситуации, нарушая правила пилотирования, своими действиями допустил крушение воздушного судна".

Уголовное преследование пилотов прекращено в связи с их гибелью


Бывшим замгендиректора и шеф-пилоту сейчас предъявлено обвинение по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц), бывшему руководителю управления "Росавиации" — по ч. 3 ст. 293 УК РФ (халатность, повлекшая по неосторожности смерть двух или более лиц). Уголовное преследование в отношении обоих пилотов прекращено в связи с их собственной гибелью.

Что подразумевается под "фальсифицированными документами", на основании которых КВС летал и, к несчастью, долетался — СКР в данном случае не разъясняет. Однако факты, которые СКР оглашал в запале первых недель после катастрофы, выглядят весьма выразительным дополнением к вышеприведенной цепочке тотальной некомпетентности и наплевательства.

Тогда ещё упоминалось, что Рустем Салихов, полтора десятка лет отлетавший на судах "АК "Татарстан" в качестве штурмана, свое свидетельство пилота (очевидно, оно сейчас и фигурирует в деле как "фальсифицированный документ") получил десять лет назад "в одном из авиационных учебных центров, лицензированных Федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиацией)"!

И что у следствия "есть все основания предполагать", что в этих центрах, лицензированных Федеральным агентством, "многие пилоты получили, по сути, фиктивные свидетельства пилотов, поскольку фактически не проходили подготовку"…

Вот, правда, про то, что учебные центры под неусыпным контролем органа федерального правительства массово штамповали для гражданских авиаперевозок в России фиктивных пилотов не в "лихие 90-е", а на втором сроке лучезарного правления Владимира Путина — этого в СКР говорить не стали. (Впрочем, на третьем сроке этого правления под знаменем стабильности и порядка репутация этого органа федерального правительства всё та же: отсутствие новостей о выдаче фальшивых летных свидетельств компенсируется признанием руководителей Росавиации в получении взяток за выдачу разрешений на полеты.)

Это ЧП вдвойне симптоматично для Татарстана


…Вернемся, однако, к казанской катастрофе. Если непосредственным её виновником и в самом деле был, как утверждает СКР, пилот Салихов, и что у этого пилота и в самом деле было "левое" летное свидетельство (а в республике все шесть лет шепотом повторяют слух, что приведшее к крушению непрофессиональное ведение самолета могло быть неким образом связано с присутствием на борту особо знатных пассажиров), то это ЧП вдвойне симптоматично для Татарстана.

Ведь, учитывая состав пассажиров, у этого рейса из Москвы в Казань, выполняемого самолетом титульной на тот момент авиакомпанией "Татарстан", просто по определению не могло быть командира, не облеченного самым полным доверием начальства!

И то, что пилотом, облеченным таким особым доверием, оказался человек даже без настоящего летного свидетельства, показывает: кадровый вопрос в Татарстане уже вошел, как тот несчастный "боинг", в неуправляемое пике.

Произошло, похоже, следующее. Со всех республиканских трибун столько времени повторяли про "Татарстан — кузницу лучших кадров", что с этими повторяющими произошло худшее, что может случиться с рекламным агентом: в свой рекламный слоган сами же безоговорочно и поверили. Настолько поверили, что доверили самое ценное — не просто там неведомых пассажиров, а жизни представителей высшего сословия…

Это так по-нашему: верить, что "лучшие кадры" могут быть там, где кадровая политика — это чаще всего продвижение послушного и верного "своего". В гармоничном сочетании с наплевательством на остальное/остальных и с отсутствием контроля. Ну а по-настоящему контролировать в такой системе кто будет: "свои" — "своих"?..

Счастье, что на земле, в отличие от воздуха, сомнительные свидетельства о квалификации татарстанских командиров к подобным крушениям ещё не приводили. Даже к крушениям личной карьеры таких командиров.

Вот имеется, например, командир всей экономики Татарстана в ранге министра — Фарид Абдулганиев. Он на днях выступил с критическим заявлением: мол, в России непорядок с рынком интеллектуальной собственности и, "к сожалению, мы недостаточно в этом направлении двигаемся".

Теперь вот публично учит необходимости чтить интеллектуальную собственность


Он в этом вопросе эксперт-практик. Еще в 2015-м эксперты "Диссернета" в ходе своей борьбы за разоблачение "научных" мошенников, фальсификаторов и лжецов сделали достоянием широкой публики посвященное ему исследование. Оказалось, что из 176 страниц кандидатской диссертации, на которой стоит имя Фарида Абдулганиева, 138 страниц едва ли не дословно совпадают с текстом более ранней диссертации другого казанского ученого…

И что? А ничего! Если не считать последовавшего перемещения г-на Абдулганиева с второстепенного в татарстанской правительственной иерархии поста министра экологии на первостепенный — министра экономики Татарстана. Теперь вот публично учит необходимости чтить интеллектуальную собственность. Чтобы, значит, если диплом — так уж диплом, свидетельство — так уж настоящее свидетельство…

Хорошо, в общем, что экономика — не самолет. Хотя если спикирует она, жертв будет больше.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", может не совпадать с позицией редакции.

Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG