В России изобретают велосипед, придумывая свои законы против домашнего насилия, вместо того, чтобы подписать уже имеющуюся Стамбульскую конвенцию, считает живущий в Германии коллумнист "Idel.Реалии" Светлана Ниберляйн.
Хотите сообщить новость или связаться нами?
Пишите или посылайте нам голосовые сообщения в WhatsApp.
Внесенный в Госдуму России проект закона о предотвращении домашнего насилия вызвал бурное обсуждение в российском обществе. Как эту проблему решают в Германии и насколько она является актуальной для немцeв?
"Idel.Реалии" писали о том, как помогают в Германии подвергшимся домашнему насилию женщинам. В Германии от семейного насилия одна женщина погибает каждые три дня, в России — каждые сорок минут (данные по России — из доклада британского правительства 2015 года — прим. Idel.Реалии).
Сегодня в ФРГ в более восьмидесяти процентов случаев жертвами домашнего насилия являются женщины, пишет Федеральное министерство семьи, пожилых людей, женщин и молодежи. Почти половина из них вели с насильником совместное хозяйство, заявляет министерство и ссылается на актуальную статистику домашнего насилия Федерального ведомства уголовной полиции. Согласно ей в 2018 году в Германии жертвами стали 140 755 человек. Из них 114 393 — женщины. Статистика включала следующие преступления против женщин:
• Умышленное нападение: 68 500 случаев
• Опасные телесные повреждения: около 12 100 случаев
• Угроза, преследование, принуждение: 28 700 случаев
• Незаконное лишение свободы: 1612 дел
• Убийство и непредумышленное убийство: 324 случая
При изнасилованиях, сексуальных посягательствах в партнерских отношениях жертвами становятся 98,4 процента женщин, при преследовании и угрозах в партнерстве — почти 88,5 процента. При умышленных, простых телесных повреждениях, а также в убийствах и непредумышленных убийствах в парах 77 процентов жертв составляют женщины.
Речь идет о случаях, о которых узнала полиция. Но практика показывает, что известной становится лишь часть совершенных преступлений. Согласно репрезентативным исследованиям, на протяжении своей жизни жертвой становится каждая четвертая женщина в возрасте от 16 до 85 лет, указывает министерство.
УХОДИТ ТОТ, КТО БЬЕТ
Уже несколько лет в Германии меняют стратегии борьбы с домашним насилием. Теперь здесь стараютcя не жертву прятать от преступника, а насильнику дать понять, что это ему придется покинуть свой дом и привычную среду обитания. Лозунг "Уходит тот, кто бьет" — стал символом изменения мышления в государстве и обществе. На практике это выразилось в принятом в 2002 году Законe защиты от насилия, который дал полиции право выставить насильника из квартиры, если он проживал в ней вместе с жертвой. От жертв больше не ожидается, что они смирятся с потерей своего привычного дома и окружения. А преступнику государство показывает таким образом, что насилие наказывается.
Однажды я своими глазами увидела, как работает этот закон.
Наш коттедж стоит на тихой улице, окруженный такими же семейными коттеджами. На одну, две, максимум на пять семей. Живут в них немцы, румыны, турки — все примерные бюргеры. Конечно, все не только знают соседей по именам — все знают, кто ушел на работу, а кто дома; кто что ест на обед и у кого какая новая машина. Как и в любом порядочном сообществе, есть на нашей улице и "нехороший дом". Его жильцы любят скандалить, колотить посуду и драться. К ним регулярно приезжает наряд полиции. На втором этаже "нехорошего дома" жила особо "выдающаяся" семья — к ним полиция приезжала особенно часто. Семья состояла из молодой женщины, ее сына Тони (на тот момент ему было пять лет) и ее маленькой дочки. Мужа у женщины не было, работы тоже. Зато был сожитель, отец девочки, с которым и случались скандалы. Однажды скандал получился особенно громким и выплеснулся за пределы их квартиры: сожитель в порыве ярости поджег мусорные баки, которые стояли прямо у стены дома, под окнами детской комнаты первого этажа, где жила другая семья. Был вечер, дети спали. Огонь вспыхнул знатный, опалил внешние жалюзи окна, само окно. Баки сгорели почти до тла. Кроме того, разъяренный сожитель в порыве ревности поджег машину другого соседа за то, что тот как-то помог молодой женщине по ее просьбе установить в квартире новые шкафы.
Приехали несколько нарядов полиции, пожарных. Все соседи высыпали на улицу, наблюдая за суматохой.
В итоге семья с первого этажа съехала на следующий же день. Сожителю выставили предписание не приближаться к дому ближе, чем на 400 метров. А молодая женщина с сыном и маленькой дочкой остались в своей квартире. Выдохнули не только они, но и сосед, чью машину сожгли. Я несколько раз видела хулигана поблизости от дома, но предписание он соблюдал и близко не приближался.
А потом он пропал. Спустя много месяцев грибники нашли в лесу полуистлевший труп повесившегося человека. Это был тот самый ревнивый скандалист и поджигатель.
О СТАМБУЛЬСКОЙ КОНВЕНЦИИ
Самым главным законом против домашнего насилия в Германии является ратифицированная в 2017 году Стамбульская конвенция. Это первый международный договор и основополагающий документ в борьбе с домашним насилием и с насилием в отношении женщин. Открыт для подписания с мая 2011 года. На данный момент Kонвенция подписана 46 странами и Европейским союзом.
Присоединившиеся к Конвенции государства обязуются изменить свое законодательство и обеспечить всем, кому приходится испытывать домашнее насилие, помощь и условия для свободной жизни. Индивидуальная помощь жертвам включает в себя юридические консультации, психологическую поддержку, финансовые консультации, доступ к убежищам для жертв домашнего насилия. Кроме того, договаривающиеся государства обязуются принимать меры против всех форм физического, сексуального и психологического насилия, принудительных браков, калечащих операций на половых органах, принудительных абортов и принудительной стерилизации. Подписавшее Конвенцию государство соглашается глобально перестроить свое законодательство и общественные связи, чтобы не только помочь жертвам насилия, но и понизить, насколько это возможно, риски возникновения случаев домашнего насилия. Кроме того, Конвенция дает важный сигнал обществу о недопустимости жестокого обращения с самыми слабыми — женщинами и детьми.
Особенно жизнь без насилия важна для детей, считают и в Совете Европы. Поэтому в случае опасности, они должны быть защищены: "Реальную угрозу институту семьи представляет именно насилие, а не меры, направленные на защиту и поддержку его жертв."
Россия — член Совета Европы — до сих пор не подписала и не ратифицировала Kонвенцию. Oсобенно против православные активисты.
В специальной брошюре Совет Европы развеивает мифы о Cтамбульской конвенции: она не угрожает институту семьи, в ней отсутствует подтекст или "скрытая повестка дня", она не разрушает "ценности общества". Ее цель, пишут представители Совета Европы, состоит в том, чтобы предотвратить насилие в отношении женщин, а также домашнее насилие, обеспечить жертвам защиту от него, а насильникам — судебное преследование. Первопричиной домашнего насилия является "неравенствo между женщинами и мужчинами в наших обществах. Именно поэтому Конвенция содержит ряд положений, которые бросают вызов сохраняющимся представлениям о неполноценности женщин по сравнению с мужчинами и о роли и поведении женщин и мужчин в частной и общественной сферах."
"УБИТЫ СВОИМИ МУЖЧИНАМИ"
Немецкая Die Zeit опубликовала материал Элизабет Ретер и Михаеля Шлегеля "Убиты своими мужчинами". В 2018 году в Германии 122 женщины были убиты своими мужьями и партнерами, пишут журналисты, ссылаясь на ведомство уголовной полиции ФРГ. И кропотливо, по судебным документам собирают данные, стараясь восстановить каждый случай.
"Статистика показывает, что почти половина женщин умирает в Германии от руки мужчины, который вроде как должен ее любить", — так начинают свой материал Ретер и Шлегель. Что толкает мужчин на это, задаются вопросом авторы исследования. И почему в основном это практически всегда — мужчины? Потому ли, что некоторые чувствуют свое превосходство, думают, что имеют право на такую разрушительную ярость? И как предотвратить такое насилие? Огласка, общественное внимание к проблеме может помочь избежать новых смертей, считают авторы: "Дела эти остаются в большинстве случаев за закрытыми дверями. Репортажи редки. Многие женщины прошли длинный путь страданий, прежде чем были убиты."
Из ста двадцати двух случаев, о которых рассказываю немецкие журналисты, я наугад выбрала семь.
- Город Бакнанг (Баден-Вюртемберг). Он убил ее, когда дети спали, "давлением тупой силы на шею", говорится в обвинительном заключении. Сначала он спрятал труп в мусорном баке, на следующий день поджег тело. Убийца часто избивал и угрожал своей девушке, даже душил, рассказали позже члены семьи. Ей было 22 года, и у нее остались шестилетний сын и одиннадцатимесячный малыш.
- Город Бад Петершталь-Грисбах. Она признается, что изменяет ему, и говорит, что не может понять, почему она когда-то вышла за него замуж. Он душит ее, наносит ей 32 удара ножом. Суд сочтет это преступление убийством в состоянии аффекта: расставание выбило почву из под ног мужчины, скажут судьи. Ей было 46 лет.
- Город Зиндельфинген. Он, учитель физики, посреди дня преследует свою супругу на парковке. B середине дня на глазах у многих прохожих наносит ей множество ранений двадцатисантиметровым ножом. Он отошел от нее, только когда поспешивший на помощь полицейский, наставив на него взведенный пистолет, крикнул "Убрать нож!". Он посчитал несправедливым платить ей алименты, назначенные судом. "Она это заслужила," — скажет он в суде позже. — "Право на моей стороне". Ей было 57 лет, и у нее осталось два сына.
- Город Штоках. Уже некоторое время у нее были суицидальные мысли. На ее 39-й день рождения пара ссорится. Он толкает ее на пол, говоря, что исполнит ее желание умереть, и душит ее. Затем вызывает полицию и признается в своем поступке.
- Город Мюнхен. Два архитектора были шесть лет назад парой на короткое время. Она уходит от него, с тех пор он преследует ее. Она подает в суд на него, несколько раз меняет место жительства. В конце-концов, она выходит из дома только в сопровождении соседки. У входа в ее дом он нанес ей 18 ножевых ранений. Ей было 45 лет.
- Район Грюненплан, Нижняя Саксония. Она уже рассталась с ним. Вдруг он появляется в квартире, в которой они жили вместе. Возникает ссора. На глазах трех маленьких дочерей он двадцать минут бьет ее, пинает, хватает молоток и крюк. Присутствующий хозяин квартиры вмешивается, но не может остановить его. Ей было 33 года.
- Город Кёльн. Они женаты 60 лет. Он, 89 лет, думает, что она хочет оставить его из-за другого мужчины. На самом деле, как рассказала позже их дочь, она хотела наконец пожить спокойно и переехать в дом престарелых без него. Он трижды ударяет свою жену слесарным молотом по голове, затем достает кухонный нож и наносит шесть ударов. Вышедший на пенсию школьный завуч часто избивал свою жену, мучительно ревновал ее и только из-за страха она осталась с ним, объяснила их дочь в суде позже.
Как видно, случаи разные — они затрагивают людей разных возрастов, уровня образования, достатка. Объединяет их то, что жертва уже долгое время терпела побои, угрозы и издевательства.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не совпадает с позицией редакции.
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.