Ссылки для упрощенного доступа

Понтополис, или Татарстан успешно борется за звание сырьевого придатка Удмуртии


О "первом в России IT-городе ХХI века" — не месте для программистов и о прочих государствообразующих понтах властей Татарстана и России — нелегкая дума колумниста "Idel.Реалии" Марины Юдкевич.

Глава Сбербанка Герман Греф открыл в Татарстане школу для подготовки программистов из подручного материала, включающего радиоведущих, водителей, оперного певца и балерину. (Что, впрочем, по сравнению с включение подобного же контингента в рабочую группу по переписывания Конституции России выглядит менее экстремально, а главное — более безопасно.)

Школа запущена по лицензии, купленной Сбером у французов, а помещение для неё — здание обанкроченного "Спурт банка" в Казани — бесплатно предоставлено властями Татарстана. С перспективой на расширение, заверил Рустам Минниханов: благо "рядом другие площадки банкротятся, мы готовы их выкупить и предоставить вам".

Возможно, именно такой способ господдержки экономики — дождаться чьего-нибудь банкротства, после чего выкупить активы за бюджетные деньги, чтобы подарить под очередной проект подготовки балерин-программистов, — г-н Греф в своей ответной приветственной речи и охарактеризовал: "Мы — свидетели перерождения экономики". Хотя на самом деле он имел в виду, конечно, всё самое хорошее — но мы же знаем, как оно бывает, когда власти в России имеют в виду всё самое хорошее.

Если после этого для публики ещё и остается какая-то неясность, то вот какая: почему, собственно, столь продвинутую IT-школу разместили не в продвинутом татарстанском IT-городе — Иннополисе? Где, как давным-давно оповестили всю Россию, самая продвинутая IT-инфраструктура, а сам Сбер — в числе основных резидентов…

Тут надо напомнить историю возникновения этого "первого в России города XXI века". Идея создания некоего населенного пункта на этом месте первым посетила прославленного татарстанского олигарха Равиля Зиганшина. Как утверждают знающие люди, он, будучи фактическим владельцем расположенного рядом с этим местом горнолыжного комплекса "Казань", стремился таким образом повысить востребованность своего дорогого рекреационного бизнеса.

А может, всё решило соображение, что нынче в России самый привлекательный бизнес — тот, где распределяются деньги бюджета. И ещё приятный бонус: земля, заранее приобретенная на месте будущего Иннополиса компанией супруги г-на Зиганшина, в ходе строительства была выкуплена у неё за федеральные средства более чем в семь раз дороже, чем досталась ей самой.

Климат мягок, воздух чист, каждый третий — программист!


Но хотя, как утверждают знающие люди, распределение бюджетных средств — это для распорядителей бюджета уже и само по себе захватывающий процесс, всё же необходимо было обставить это увлекательное занятие красивой публичной мотивацией. А что могло быть более красивой и убедительной иллюстрацией вставания России с колен, чем создание "цифрового города XXI века"! Климат мягок, воздух чист, каждый третий — программист!

Специалисты, правда, с самого начала предсказывали, как бы с городом будущего не вышло по анекдоту далекого прошлого: "Колхоз организовали, высылайте колхозников". С чего бы, мол, эти балованные айтишники из США, Швеции, Австралии, Гоа, Черногории — или где они там ещё предпочитают обитать сегодня, — перебрались в новостройку в десятках километров от Казани?!.

За созданием Иннополиса пролетели восемь лет и толком не подсчитанные десятки миллиардов бюджетных рублей…

И Сбер открывает свою школу программистов-хипстеров не в Иннополисе, а в Казани.

В Иннополисе нет... необходимого количества квалифицированных кадров


"Когда мы говорим о цифровизации, мы столкнулись… Вот, пожалуйста, Иннополис. Мы можем построить здания, создать все условия, но если нет людей — вся наша работа насмарку", — объясняет Рустам Минниханов на церемонии открытия. "В Иннополисе нет людей, — вторит Герман Греф. — Нет необходимого количества квалифицированных кадров".

Уж не единственным ли очевидным плюсом создания этого города будущего была возможность освоить федеральные деньги на благо ближнего олигарха?!.

Ну ничего, можно же теперь организовать ещё один иннополис — на этот раз в Казани. Руки помнят. Надо только обанкротить побольше предприятий по соседству с уже обанкроченным Спуртом — и можно строить цифровую экономику!

Воодушевляющие вести приходят и из деревни. Скромный Кукморский район вышел на рекорд: 300 тонн молока ежедневно, по каковому случаю Рустам Минниханов вручил фермерам один орден на всех, а глава района Сергей Димитриев тут же попросил его помочь материально: в постройке молокоперерабатывающего завода.

Это точно, ещё один Татарстану не повредит… А то ведь иначе дело идет к тому, что у Татарстана может не остаться ни одного молокозавода, чтобы его продать! Учитывая, что ещё два молочных комбината в районах Татарстане только что продали удмуртскому "Ува-молоко", а крупнейший — Казанский — удмуртской "Комос Групп" достался в 2017-м… И, таким образом, уже до половины молока, производимого АПК Татарстана, станет перерабатывать эта троица из другой республики…

Татарстан — сырьевой придаток Удмуртии, как вам такое?

И тут — новое бедствие: обнаружилось, что за прошлый год республика выполнила план по экспорту сельхозпродукции только на 58 процентов; план был — 308,1 млн долларов США, а выполнение — на 177,6 миллиона…

Между нами: в этом месте идеологически отсталого гражданина может переклинить, поскольку он-то полагает, что директивный госплан по экспорту — это примета не слишком-то удачливого экономически советского прошлого… Но это потому, что он не знаком с современным нацпроектом "Международная кооперация и экспорт" — а эта штука, доложу вам, посильнее "Фауста" товарища Гёте!

Так, она предполагает, что путем вложения во всякие выставки и презентации примерно 15 млрд рублей из федерального бюджета регионы России к 2024 станут одной только сельхозпродукции экспортировать на 45 млрд долларов. (Судя по паспорту проекта, предполагаемые основные направления этого экспорта — Китай, Корея, Япония, Турция, Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия, ОАЭ, Иран, Ирак и Индия.)

Из какого соображения исходили российские власти при создании этого величественного плана? Возможно, они в свой волшебный микроскоп видят в стране перепроизводство качественных продуктов питания… Или получили данные разведки, что в Японии ждут — не дождутся свежего молочка из Кукморского района… Или рассчитывают, что китайцы впадут в необратимую пищевую зависимость от российских макарошек, а арабские эмиры — от колбасы из глютамата натрия с добавлением кожных покровов крупного рогатого скота... Или затеяли всё это просто для того, чтобы для самих россиян продукты питания не дешевели…

Учитывая общую репутацию российской власти, ни одна из этих версий не выглядит невероятной. Но что в такой ситуации делать властям регионов, для которых эти федеральные понты — не понты, а руководство к действию?

Выход, конечно, найдется. Например, договориться как-нибудь там, в Москве, и считать заграницей — Удмуртию…

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не совпадает с позицией редакции.

Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG