Ссылки для упрощенного доступа

"Зачем вы их раскопали?" — Дмитрий Язов и Долина смерти


Министр обороны РФ Сергей Шойгу награждает последнего министра обороны СССР. 4 февраля 2020 года.
Министр обороны РФ Сергей Шойгу награждает последнего министра обороны СССР. 4 февраля 2020 года.

25 февраля умер последний министр обороны СССР Дмитрий Язов. Его похоронили с воинскими почестями на военном мемориальном кладбище в Мытищах. Владимир Путин, выражая соболезнования, назвал Язова выдающимся военачальником, ярким представителем легендарного поколения победителей, а министр обороны Сергей Шойгу сказал, что Язов — это уже история нашей страны.

Но Дмитрий Язов — это не только история фронтовика, прошедшего путь от лейтенанта до маршала, министра обороны, но и история возмутительной несправедливости к погибшим солдатам, брошенным непохороненными на местах гибели.

В России есть место, которое последние тридцать лет называется "язовским", — ельник в трех километрах к северо-западу от деревни Мясной Бор Новгородской области. Это название появилось в мае 1991 года. В то время сюда в очередной раз вместе с поисковыми отрядами из Татарской АССР и других республик и областей приехал отряд "Снежный десант истфака КГУ". Отряд работал в ельнике у Северной дороги. По этому месту в 1942 году проходил коридор к окруженной Второй Ударной армии, который пытались пробить и расширить 59-я и 52-я армии.

Татарстанский поисковик в Долине смерти
Татарстанский поисковик в Долине смерти

В коридоре — Долине смерти — остались тысячи погибших солдат, и только в 1980-е годы их начали собирать и хоронить. Поисковики находили останки под тонким слоем дерна, иногда на глубине 5-10 сантиметров, иногда прямо на поверхности. Установить имя солдата и сообщить семье о его судьбе удавалось лишь в редких случаях: смертные медальоны — эбонитовые капсулы с бумажным вкладышем — обнаруживались далеко не у всех, но даже, когда их находили, бумага за прошедшие десятилетия нередко истлевала. Подавляющее большинство солдат, найденных здесь, покоятся безымянными в братских могилах на мемориале в Мясном Бору.

Представить, что происходило на войне с телами погибших здесь и во множестве других мест, можно по отрывку из книги Николая Никулина "Воспоминания о войне". Эта запись сделана в 1943 году именно в тех местах, где лейтенантом в то время воевал Дмитрий Язов. 311-я стрелковая дивизия Николая Никулина и 177-я Дмитрия Язова вели бои у печально известной станции Погостье Ленинградской области, где во время попыток прорвать блокаду Ленинграда погибло огромное число советских солдат. Не видеть описываемое Никулиным Язов не мог.

В траншее тут и там торчат части втоптанных в глину тел; где спина, где сплющенное лицо...


"18 августа. Хочется пить и болит живот: ночью два раза пробирался за водой к недалекой воронке. С наслаждением пил густую, коричневую, как кофе, пахнущую толом и еще чем-то воду. Когда же утром решил напиться, увидел черную, скрюченную руку, торчащую из воронки… Покойник нестерпимо воняет. Их много здесь кругом, старых и новых. Одни высохли до черноты, головы, как у мумий, со сверкающими глазами. Другие распухли, словно готовы лопнуть. Лежат в разных позах. Некоторые неопытные солдаты рыли себе укрытия в песчаных стенках траншеи, и земля, обвалившись от близкого взрыва, придавила их. Так они и лежат, свернувшись калачиком, будто спят, под толстым слоем песка. Картина, напоминающая могилу в разрезе. В траншее тут и там торчат части втоптанных в глину тел; где спина, где сплющенное лицо, где кисть руки, коричневые, под цвет земли. Ходим прямо по ним." (Никулин Н. Н. Воспоминания о войне. М., 2014. С. 93).

В майскую экспедицию 1991 года один из участников поискового отряда "Снежный десант истфака КГУ" Ринат Галявиев взял с собой номер "Вечерней Казани" от 21 декабря 1990 года, в котором были опубликованы высказывания министра обороны Дмитрия Язова на пресс-конференции во время четвертого Съезда народных депутатов СССР:

"— Может ли армия помочь в поисках останков советских солдат, павших в "Долине смерти"?

— Я сам воевал в новгородских лесах, ни одного непохороненного трупа не было. Армия, как вы знаете, участвует в поисках.

— Хотелось бы побольше помощи. Я сам раскопал четырех погибших.

— Зачем вы их раскопали? Они же были закопаны…" ("Министр обороны не враг своим солдатам" / Записал Андрей Николаев // Вечерняя Казань. 1990. 21 декабря).

Когда ели падают, останки нередко выворачиваются из земли корнями


На березу, которая росла на краю ельника, поисковики штыком прикрепили портрет Дмитрия Язова, а рядом растянули этот номер "Вечерней Казани" и плакат с его утверждениями об отсутствии непохороненных солдат. Под ними они складывали найденные останки. В Мясном Бору поисковики находят много солдат в таких ельниках, посаженных уже после войны. Когда ели падают, останки нередко выворачиваются из земли корнями.

Останки неопознанных солдат под портретом Язова и вырезкой из "Вечерней Казани". Фото начала 90-х.
Останки неопознанных солдат под портретом Язова и вырезкой из "Вечерней Казани". Фото начала 90-х.

Этот ельник с тех пор в отряде называют "язовским". Это название — напоминание о несправедливости к погибшим и пропавшим без вести солдатам, об отрицании в советское время, что множество солдат были брошены там, где погибли, отсутствии попыток похоронить их и установить их имена в течение десятилетий.

Останки санинструктора
Останки санинструктора

Солдат в "язовском ельнике" находят до сих пор. Прямо по его краю в настоящее время проходит скоростная автодорога М11 Москва — Санкт-Петербург. Тот же самый отряд "историков" в августе 2019 года нашел здесь останки санинструктора. С останками были обнаружены ножницы, жгут, четыре ампулы с йодом. Этот солдат, как и огромное множество других, будет похоронен только спустя десятилетия после своей гибели.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не совпадает с позицией редакции.

Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG