Коронавирусный кризис в Германии едва не обернулся кризисом политическим. Ряд земель не согласился со слишком осторожной политикой федерального канцлера Ангелы Меркель в отношение снятия карантинных мер — и начал самостоятельно, до обсуждения с федеральным правительством снимать ограничения. Но в итоге стороны всё-таки сели за стол переговоров и пришли к компромиссу.
Германия продолжает ослаблять локдаун. Но решать, что можно, а что еще пока нельзя, будут не в столице, а на местах. Коронавирус распространялся по стране крайне неравномерно. Разница между землей Мекленбург — Передняя Померания, где, по данным института Роберта Коха, за все время заразились всего лишь 748 человек (прирост за последние сутки — два человека).." и Баварией, где на 8 мая общее число инфицированных приблизилось к сорока четырём тысячам (прирост за последние сутки 247 случаев), огромна.
"НЕДОВОЛЬСТВО ЗЁДЕРОМ РАСТЁТ"
Консультирующие правительство вирусологи призывают к осторожности и предупреждают о вероятности второй волны заражений. Но уставшие от карантина бюргеры подстегивают правительства своих земель. Так, осторожная политика премьер-министрa Баварии Маркуса Зёдера уже стоила ему поддержки электората.
"Недовольство Зёдером растет", сообщает северобаварский региональный портал Nordbayern.
Пока другие земли ослабляли карантинные меры, Зёдер тянул с послаблениями
По итогам последнего опроса число недовольных его политикой утроилось: если еще три недели назад таковых было только 10,7 процентов, сейчас недовольны 31,1 процент. Причинoй может быть осторожность Зёдера в отношении карантинных послаблений по сравнению с другими федеральными землями, предполагают журналисты портала. Пока другие федеральные земли ослабляли карантинные меры, Зёдер тянул с послаблениями. Только во 5 мая баварский кабинет министров, ориентируясь на понижающееся количество новых инфекций, представил план постепенного выхода из карантина.
В Хайнсберге власти будут смотреть по ситуации: в случае заражения с установленным источником и чётким кругом зараженных — например, в доме престарелых — ограничения могут коснуться только этого конкретного учреждения. Но если вспышка выйдет за пределы такого круга, власти могут снова закрутить гайки и в городе, районе, земле.
"ХРОМАЯ УТКА" БОЛЬШЕ НЕ ХРОМАЕТ
Казалось бы, Меркель — классическая "хромая утка". Уже известно, что она не будет выставлять свою кандидатуру на следующих выборах осенью 2021 года. Пост председателя партии xристианскиx демократов она уже покинула, передав его Аннегрет Крамп-Карренбауер. Но сейчас она менее всего похожа на досиживающего свой срок политика. Давно забыт лозунг "Merkel muss weg!" ("Меркель должна уйти!"), народ забыл былое недовольство канцлером. Дискуссия о ее преемнике больше никого не интересует.
Во время последнего кризиса, вызванного коронавирусом, Меркель показала себя таким сильным, прагматичным и разумным политиком, что снова раздаются голоса в её пользу — почему бы ей не остаться на пятый срок?
"Мы можем быть рады, что у нас есть такой канцлер во время кризиса," — заявил министр внутренних дел ФРГ Германии Хорст Зеехофер. Он подтвердил, что не раз слышал за кулисами разговоры коллег о возможном пятом сроке канцлера.
Меркель является самым популярным политиком Германии, 64 процента населения — за нее, сообщает 10 апреля издание Merkur со ссылкой на исследование ARD-Deutschlandtrend от второго марта. На тот момент это — самый высокий показатель за весь ее четвертый срок. Высока поддержка ее управления кризисом и в рядах ее собственной партии.
"МЫ РАЗВАЛИМ ЭТУ СТРАНУ"
Эта поддержка понадобится ей в противостоянии с главами федеральных земель, недовольных осторожным курсом Меркель.
Бизнес-ассоциации — гастрономов, автоиндустрии, спортивной и туристической отраслей — откровенно пытаются давить как на федеральное, так и на земельные правительства, с требованием облегчить или вовсе отменить требования карантина и разрешить бизнесу открыться. И если до Меркель сравнительно далеко, то правительства своих земель — вот они, рядом.
Сразу шесть политиков — как нарочно, из партии Меркель — дали интервью изданию Bild, жестко раскритиковав слишком осторожную политику правительства.
"Если мы не отменим локдаун в мае, структуры Германии будут разрушены," — предупреждает Кристоф Плос, член ХДС из Гамбурга. Oн считает: если экономика не заработает, cистему здравоохранения и другие расходы госсектора скоро будет неоткуда финансировать.
Бывший министр транспорта Петер Рамзауер придерживается того же мнения: "Мы губим сами себя".
"При всем уважении к работе наших вирусологов, у меня такое ощущение, что у них слишком мало понимания экономических взаимосвязей и проблем людей", — считает депутат Олав Гуттинг, член федерального совета ХДС.
Его соратник по партии Андреас Маттфельдт предрекает: если карантинные меры не будут "немедленно прекращены" по конкретному графику, мы "не узнаем нашу страну".
Еще за несколько дней до совещания с Меркель 6 мая ряд региональных политиков объявил об ослаблении карантинных мер в своих федеральных землях. Так, Мекленбург — Передняя Померания и Бавария собрались открыть рестораны и отели до конца мая. Масштаб и поспешность казались восстанием против осторожной политики Ангелы Меркель. Журналисты так и назвали этот шаг — "Восстание земель".
"Лоскутный ковер разных решений создает путаницу", — предупредил министр здравоохранения Йенс Шпан в тележурнале канала ZDF "Morgenmagazin".
Премьер-министр Баден-Вюртемберга Винфрид Кречманн также призвал к единству решений:
"Я абсолютный сторонник общенационального скоординированного подхода, только это создает ясность и доверие среди граждан. Нельзя оставаться вместе, если все заранее решили, что им делать".
ЕДИНЫЙ МЕХАНИЗМ "ЭКСТРЕННОГО ТОРМОЖЕНИЯ"
Совещание Меркель с главами земель состоялось 6 мая.
"Канцлеру будет что объяснить, например, имеют ли все еще вес ее слова," — предвкушали выступление канцлера по итогам совещания журналисты Süddeutsche, имея в виду противостояние Меркель с премьер-министрами.
Но за 14 лет своего канцлерства Меркель очень хорошо научилась "делать муху из слона", отмечают журналисты. Ожидавших бурные излияния по поводу пресловутого восстания ждало разочарование.
"Из-за федерального различия земель у нас были различные фокусы в восприятии. Это нормально", — пояснила она журналистам на состоявшейся позже пресс-конференции свои разногласия с главами земель.
Но всё-таки было видно, что Меркель не по душе такая быстрота глав регионов. И когда Зёдер заявил, что эпидемия коронавируса находится "под контролем", Меркель сочла нужным уточнить: "в некоторой степени под контролем".
В любом случае канцлер осталась верна принципам федерализма. На встрече с представителями регионов Меркель еще раз заявила: важно дать возможность федеральным землям принимать решения самостоятельно — так они смогут быстрее реагировать на изменения ситуации.
Федеральное правительство лишь задает общие рамки: так, отменяются все ограничения по размерам торговых площадей. Тем самым в Германии могут заработать все магазины. Где и когда, решается уже, правда, на местах. Министры экономики федеральных земель договорились, что с 9 мая начнут открываться кафе, рестораны, закусочные и пабы. Но не все сразу и не на полную мощность. И, конечно, должны строго соблюдаться санитарные норм.
Земля Северный Рейн — Вестфалия пошла дальше всех и с 11 мая открывает спортклубы и танцшколы, c 20 мая — бассейны под открытым небом, с 30 мая — крытые бассейны, c 21 мая — гостиницы, c 30 мая — театры, кинотеатры и конгрессы.
При достижении порога земли обязаны реагировать контрмерами
Меркель и главы земель договорились о единoм для всех земель механизмe "экстренного торможения". Это верхний порог возможного распространения инфекции среди населения по округам и городам. На каждые 100 тысяч человек — не более 50 новых зараженных за последнюю неделю. При достижении порога правительства земель обязаны реагировать контрмерами.
По этому пункту развернулась ожесточенная дискуссия, города Берлин, Гамбург и Бремен не хотели соглашаться с таким верхним пределом, сообщает Spiegel. Но в итоге Меркель все же одержала победу. Правда, и ей пришлось пойти на компромисс — ранее СМИ сообщали о пределе в 35 человек на 100 тысяч жителей.
"Федерализм дает нам возможность пойти разными путями," — заявил премьер-министр Тюрингии Бодо Рамелов. По его словам, решения, которые работают внутри одной земли, могут стать проблемой в соседней. Нужно только придерживаться "генеральной линии", которая означает осторожность, резюмирует Рамелов.
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.