Ссылки для упрощенного доступа

Богатырь Онар поможет мари перестать стесняться своей национальности


Денис Шаблий на Национальной молодежной кинопремии. Архивное фото
Денис Шаблий на Национальной молодежной кинопремии. Архивное фото

Родители подростка Йывана — чистокровные марийцы, недавно переехали в Йошкар-Олу. Мальчик идет в новую школу и сталкивается с насмешками со стороны одноклассников: из-за его национальности, акцента в речи и непривычного имени. Живущая в деревне бабушка рассказывает ему легенду о богатыре Онаре, и однажды этот герой приходит на помощь Йывану и открывает ему секрет силы марийского народа…Таково краткое содержание сценария будущего фильма, на который актер и режиссер Денис Шаблий продолжает собирать деньги. В интервью "Idel.Реалии" он рассказал об идее фильма, учебе в Сернурской школе и обещаниях чиновников помочь реализовать важный и интересный для республики проект.

— Денис, мы разговариваем о вашем будущем фильме, который может стать очень важным для Марий Эл как национальной республики событием. Расскажите немного о себе, вы ведь тоже из Марий Эл?

— Я родился в поселке Сернур в 1990 году. Тогда еще это была Марийская АССР. Сейчас я все больше живу на два города: Москва и Йошкар-Ола.

— Марийский язык для вас родной?

— На марийском у меня бабушка разговаривала часто. Чуть реже — мама. Я понимаю марийскую речь, но формулировать фразы самому мне тяжело. Еще в школе был факультативный предмет — марийский язык.

— Вы режиссер, сняли несколько короткометражных фильмов. В начале этого года стало известно о ваших планах начать работу над новым проектом. Как писали вы в соцсетях, этот фильм расскажет историю мальчика, который стесняется, что он мари по национальности. И о том, что произойдет дальше, как он встретит сказочного героя Онара, который поможет ему по-новому идентифицировать себя. Расскажите, почему решили снимать фильм, который касается и языковой тематики, и национального самосознания?

— Я давно горел желанием популяризировать национальную тему, заявить и о родном крае, и о народе мари. Максимально громко. Моим первым шагом был рэп-альбом на марийском языке "Мый марий улам", который я выпустил в 2016 году. Это было моим публичным признанием в принадлежности к этой замечательной национальности. Сейчас, отучившись на режиссера, я могу продолжать задуманное не только в аудиоформате, но и при помощи визуальных средств выразительности. Я хочу запечатлеть нашу культуру, наш быт и поднять проблему, с которой знаком не понаслышке. А проблема в том, что называть себя марийцем зачастую "непрестижно". Особенно среди молодежи.

— Вы говорите, что для вас таким актом признания принадлежности к мари стал выпуск рэп-альбома. А в чем сложность самоидентификации вообще? И почему об этом нужно говорить, прежде всего себе самому? Или наоборот, важно сказать, чтобы знали многие?

— Самое сложное — это признаться в национальной принадлежности самому себе. Важно понять, что это не недостаток, а уникальная особенность, само естество, в котором запечатлена многовековая история ваших предков. Лично мне это осознание придает силу и мотивацию творить. Разумеется, не стоит бить себя в грудь и кричать о том, что ты мариец, на каждом углу. Но когда тебя спрашивают, нужно уметь достойно сказать правду.

— А как к такому признанию отнеслись ваши друзья, знакомые? Для всех оно стало понятным, необходимым событием?

— Я не помню, чтобы это было каким-то событием в кругу моих друзей. Наверное, потому они и друзья, что понимают и принимают тебя таким, какой ты есть.

— У вас есть какие-то конкретные истории, связанные с тем, что люди скрывают свою национальность, стесняются ее, касавшиеся вас или ваших знакомых в школьные год? Или в Сернурской средней школе все было не совсем так?

— Конкретную историю я не назову. Помню лишь, что у нас в школе был отдельный национальный "А" класс, где учились ребята, свободно говорящие на марийском языке. Многие из этого класса были выходцами из деревень. Во многом, как мне кажется, поэтому у некоторых моих сверстников "быть марийцем" автоматически приравнивалось к "быть деревенщиной" в не самом радужном значении этого слова.

Денис Шаблий пришел проведать родную Сернурскую школу
Денис Шаблий пришел проведать родную Сернурскую школу

— Это было в начале — середине 2000-х, видимо? А сейчас как-то структура распределения классов в вашей школе поменялась?

— Я не в курсе. Но замечаю, что до сих пор характерное марийское оканье вызывает у подростков насмешки.

— Вы говорите о идее и сценарии истории, он уже существует?

— Да он уже написан. Я сам являюсь автором идеи и сценаристом, вместе с моим коллегой Антоном Горыниным.

— Вы сейчас готовитесь к съемкам?

— У нас продолжается подготовительный период. Мы проделали огромную работу, но ряд пунктов остается незакрытым. Например, мы по-прежнему ищем художника-мультипликатора, который нарисует для нашей сказки отрывок из воспоминаний Йывана (так зовут главного героя фильма; рабочее название картины – "Не Иван или как приручить Богатыря"). Мы продолжаем кастинг актеров на главные роли. Большинство ролей в фильме — детские. А это самое сложное. Сложно и в плане режиссуры, и в текущей ситуации есть большие ограничения: нас и школы пока не готовы пускать, и родители детей не готовы отправлять на съемки.

— В публикациях местных СМИ рассказывалось, что в фильме появляется сказочный герой, легендарный богатырь Онар. Почему именно он, ведь в марийской сказочной мифологии довольно большой выбор богатырей?

— Мы изучали марийский эпос, выбирая богатыря, который максимально будет соответствовать нашему замыслу. Изначально у нас даже был вариант с Акпатыром. Но Акпатыр решал вопросы не столько кулаками, сколько мудростью. А в нашем случае есть сцена, где богатырь физически заступается за Йывана, поэтому мы решили обратиться к богатырям, которые отличаются своей силой. И выбор пал на Онара, поскольку это не просто богатырь, это собирательный образ. Не случайно Марийский край называют Землей Онара.

— Известно, что вы собирали деньги на съемку фильма на краудфандинговой платформе. Собрали всю необходимую сумму? Или этот проект предусматривает какое-то еще финансирование?

— Те деньги, что мы собрали на “Планете” (интернет-платформа для организации сбора средств) это лишь малая часть того, что реально нужно на съемку. Изначально фильм должен был сниматься в рамках "Академии" Никиты Михалкова, как дипломный проект. В этом случае мы рассчитывали на финансирование в размере около полумиллиона рублей. Собранные на платформе деньги были бы необходимой дополнительной поддержкой. На сто тысяч, к сожалению, фильм не снять. Во всяком случае, в том виде, в котором он задумывался. Но мы не отчаиваемся и продолжаем искать финансирование. Так, проект фильма "Не Иван, или как приручить Богатыря" попал в шорт-лист Московского питчинга дебютантов, который пройдет в октябре в рамках Московского международного кинофестиваля. Главный приз — те самые заветные 500 тысяч. В случае победы мы сможем смело запускать производство.

— И какой теперь у вас прогноз по поводу начала съемок?

— Самый оптимистичный сценарий — в этом году. Пока мы держим кулачки за то, чтобы выйти этим летом на съемки. Команда заряжена, все готовы. Но мы не исключаем вероятности того, что снимать придется весной-летом следующего года. Как бы там ни было, фильм будет снят. Это лишь вопрос времени.

— Съемки вы будете проводить в Сернуре?

— Снимать будем в Москве и Йошкар-Оле. Это связано не столько с художественным решением, сколько с оптимизацией бюджета, поскольку вывозить съемочную группу с техникой из Москвы в Марий Эл довольно затратно. В Йошкар-Оле мы планируем снимать сцены, связанные с деревней, бабушкой.

— Как минимум полгода о вашей идее снять фильм на национальную тематику известно в Марий Эл. Была ли какая-то реакция со стороны чиновников — у нас есть министерство культуры, руководители районов — им наверняка было бы интересно и важно как-то проявить содействие такой идее?

— Мы выходили на Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл. Министр культуры республики Константин Иванов лично принял нас. Он сказал, что постарается оказать максимальную поддержку. Все это было до начала пандемии коронавируса, которая внесла свои коррективы во все планы. Не исключено, что ближе к концу года, если не получится снять фильм в этом году, будем обращаться в Министерство культуры вновь. В любом случае мы открыты для любых предложений со стороны небезразличных к марийской культуре людей. Этот фильм — важное заявление, и сделать его мы должны все вместе, сообща.

Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG