Ссылки для упрощенного доступа

Как решения суда влияют на деятельность "Человек и Закон"


Верховный суд Марий Эл отказался в начале июля удовлетворить иск регионального управления министерства юстиции о ликвидации правозащитной организации "Человек и Закон". На прошлой неделе правозащитники заявили, что обжалуют мотивировочную часть этого решения, поскольку выносивший его судья признал все претензии чиновников обоснованными. Апелляционная жалоба "Человек и Закон" уже отправлена в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции (находится в Нижнем Новгороде), который рассмотрит ее вместе с жалобой управления министерства юстиции по Марий Эл — ведомство оспаривает отказ суда ликвидировать старейшую правозащитную организацию республики. Почему решение Верховного суда Марий Эл не устроило ни правозащитников, ни чиновников и как формулировки мотивационного решения уже влияют на деятельность "Человек и Закон" — в материале "Idel.Реалии".

Суд признал все требования минюста

По мнению правозащитников (заявление по этому поводу опубликовано на официальном сайте "Человек и Закон"), Верховный суд Марий Эл не проанализировал и не дал правовой оценки доказательствам, которые представляли юристы организации на заседании по делу о ликвидации. Правозащитная организация из Марий Эл получила статус межрегиональной еще в 2015 году. Тогда появилось ее представительство в Калининграде. В законе "Об общественных объединениях” написано, что НКО, имеющие межрегиональный статус могут проводить разовые мероприятия как минимум в половине субъектов Российской Федерации. При этом, однократно проведенный семинар не равняется постоянной деятельности в том или ином регионе. Такова была точка зрения юристов, представлявших в Верховном суде интересы организации "Человек и Закон". Судья согласилась с мнением представителей министерства юстиции — это следует из мотивировочной части. Из записанного в решении следует, что правозащитная организация должна впредь открывать представительства во всех российских регионах, где планируется участие ее сотрудников в тренингах, конференциях, семинарах.

Ирина Протасова
Ирина Протасова

Председатель организации Ирина Протасова вспоминает один из диалогов с представителями управления минюста в суде: чиновница поинтересовалась — почему правозащитники не хотят проводить все свои разовые межрегиональные мероприятия в Йошкар-Оле.

— Естественно, организаторы вынуждены учитывать транспортную доступность для приезжих, у нашего города она невысокая, — говорит Протасова, — достаточно посмотреть количество авиарейсов в местном аэропорту. Поэтому, работать с представителями разных регионов иногда удобнее в других городах.

Она говорит, что вопрос об участии НКО в семинарах в различных городах важен, ведь все общественные организации проводят такие мероприятия, или участвуют в них. Суть проблемы, о которой заявили чиновники минюста, на заседании Верховного суда в Йошкар-Оле не рассматривалась, говорит Ирина Протасова.

— Естественно, такое решение — не в пользу всех некоммерческих организаций, — полагает она. — Сужаются границы деятельности, а для разовых мероприятий нужно открывать представительства.

Из решения Верховного суда Марий Эл также следует, что обвинение "Человек и Закон" в том, что ее сотрудники не маркируют публикации о деятельности организации пометкой "иностранный агент" является правильным и законным. На июльском заседании по делу о ликвидации организации юристы заявили, что это обвинение не имеет под собой правовых оснований: мониторинг личной страницы Ирины Протасовой в соцсети "Вконтакте" сотрудники министерства проводили по собственной инициативе, а не в рамках плановой проверки.

Самое первое нарушение, которое обнаружили представители ведомства во время проверки, они использовали как повод для судебного иска о ликвидации, обращают внимание на начало истории с судебным иском правозащитники.

Проверяющие из министерства юстиции обнаружили прошлой осенью, что некоторые протоколы общих собраний и заседаний координационного совета организации были составлены некорректно, в них не был указан человек, подсчитывавший голоса, не было проставлено время проведения заседаний; в 2017 году общее собрание не утвердило бухгалтерскую отчетность. Это грубые нарушения, указали проверяющие. После того, как в "Человек и Закон" исправили все недочеты и направили обновленную информацию в региональное управление минюста, чиновники ведомства ответили, что это уже не имеет значения. В начале декабря стало известно о том, что ведомство направляет в Верховный суд Марий Эл исковое заявление о ликвидации "Человек и Закон". Правозащитники расценивают эти действия чиновников как нарушение процессуальных норм.

"Со 2 по 6 июля в Верховном суде республики Марий Эл проходило заседание по поводу ликвидации межрегиональной общественной правозащитной организации "Человек и Закон". Суд вынес решение в удовлетворении иска управления министерства юстиции РФ по РМЭ отказать, однако признал законными все выявленные Минюстом в ходе проверки нарушения. Об этом юристы узнали, получив решение суда.

Мы приняли решение подать апелляционную жалобу, поскольку суд не проверил и не дал правовую оценку доказательствам, приведенными организацией "Человек и Закон" и ее представителями. Решение Верховного суда Марий Эл ограничивает свободу деятельности организации "Человек и Закон" и может иметь такие же плачевные последствия для других НКО", — говорится в заявлении правозащитной организации.

"Человек и Закон" просит пересмотреть описательно-мотивировочную часть решения Верховного суда Марий Эл и исключить из решения нарушения, установленные управлением министерства юстиции (по мнению юристов, нарушениями законодательства они не являются).

После отправки своей апелляционной жалобы в "Человек и Закон" узнали, что управление министерства юстиции по Марий Эл также намерено обжаловать принятое Верховным судом республики решение — в ведомстве не согласны с отказом ликвидировать организацию.

Что будет, если решение не изменят

Это заметно осложнит деятельность правозащитной организации "Человек и Закон", в дальнейшем и других НКО, считают правозащитники из Марий Эл. В России распространена судебная правоприменительная практика, когда одно решение суда, вступившее в законную силу, влияет на принятие решений по похожим делам. Региональные управления минюста могут взять на вооружение прецедент в Марий Эл и начать наказывать и ликвидировать межрегиональные НКО по шаблону.

Ирина Протасова рассказывает, что обжалуемая мотивировочная часть решения Верховного суда Марий Эл уже влияет на деятельность их организации:

— Мы уже не можем проводить семинары нигде, кроме нашей республики и Калининградской области. И мы уже открываем представительства в пяти регионах, у нас нет другого выхода пока. Они могут нам опять написать акт о нарушении.

Представительства "Человек и Закон" могут появиться в ближайшее время на Дальнем Востоке (Владивосток), в Сибири (Томская область), в Центральном федеральном округе (Рязань), в Южном федеральном округе (Ростов-на-Дону), в Санкт-Петербурге и Татарстане.

— У нас — одна из ведущих тренерских команд по правам человека, для нас важно проводить семинары, тренинги. И есть люди, которые готовы нас поддерживать, помогать нам, — говорит Протасова.

"Прокурор отправил нашу жалобу правительству республики"

Деятельность "Человек и Закон", как и других общественных организаций Марий Эл, с апреля зависит от режима повышенной готовности из-за распространения коронавируса. В судах это не особо заметно, однако к правозащитникам продолжают обращаться люди. Вся работа с ними проходит удаленно, в офисе принимать посетителей они не могут. Республиканские чиновники забыли, а может быть преднамеренно проигнорировали, включить НКО в список видов деятельности, который может быть возобновлен. В Марий Эл открыты все магазины, получили разрешение на работу гостиницы, дома отдыха, бани, сауны, вот-вот откроется театральный сезон. Без упоминания в постановлении правительства республики работа в офисе организации будет считаться нарушением действующих законодательных норм, а значит НКО могут оштрафовать на сотни тысяч рублей, считает Ирина Протасова. Она допускает, что менее раздражающие местных чиновников общественные организации могут и работать на свой страх и риск в офисах. Однако, для “Человек и Закон” такое точно невозможно: в 2018 году организацию несколько раз проверяли различные контролирующие организации, поводом для внеплановых проверок послужили анонимные обращения; с анонимной жалобы началось и одно из завершившихся штрафом в несколько сот тысяч рублей административных дел в отношении представителей организации.

— Мы написали обращение, в котором просим дать оценку действиям региональной власти, в прокуратуру, а сегодня пришел ответ — прокурор отправил нашу жалобу в правительство республики, — рассказывает Ирина Протасова. — Получается, у нас прокуратура так смотрит за законностью: направляет нашу жалобу тем, на кого мы жалуемся.

Председатель правозащитной организации не исключает, что в конце концов придется добиваться разрешения на полноценную работу через обращение в суд.

Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG