В Германии с 16 декабря по 10 января — то есть на период рождественских и новогодних праздников — ужесточаются карантинные меры, введённые в связи с эпидемией коронавирусной инфекции.
Вообще, это большой вопрос: должны ли антикоронавирусные меры быть одинаковы, например, в земле Мекленбург-Передняя Померания, где за все время пандемии заразилось 9.796 человек (на 21 декабря 2020 года — "Idel.Реалии") и, скажем, в Баварии, где за тот же период заразилось 289.760 человек (по данным института Роберта Коха — "Idel.Реалии") . Нам очень жаль баварцев, говорят в Мекленбурге -Передней Померании, но почему у нас должны закрываться школы и рестораны только из-за того, что у вас такие высокие цифры?
В Германии шестнадцать федеральных земель, каждая из которых пытается найти свой собственный путь, когда дело доходит до ограничений на контакты людей, регулирования работы экономики, детских садов, школ или требований о масках. 16 земель — 16 различных правил поведения во время коронавируса.
Что такое федерализм в условиях коронавируса? Земли вносят предложения о дальнейших мерах — их обсуждают. Канцлер вносит предложения — земли их утверждают. Или не утверждают. Спорят, приходят к компромиссу. Принятые общие правила земли приспосабливают под свои условия.
Кто в лес кто по дрова
- Много шума наделал в Германии "запрет на проживание", который действовал пару недель в октябре. Суть в том, что человек из "красной зоны" Берлина, например, не мог поселиться в отеле, скажем, Аугсбурга, тоже находящегося в "красной зоне" из-за большого на тот момент количества новых заражений. А вот житель не менее "красного" Регенсбурга — мог. Дело было в том, что Аугсбург и Регенсбург находятся в одной федеральной земле, в Баварии, а Берлин — это другая земля. Спустя несколько недель запрет был снова отменен правительствами самих земель или судами.
- Если в Баден-Вюртембергской части Альгоя можно было весной на законных основаниях гулять и ездить на пикники с членами своей семьи даже на пике изоляции, то при случайном пересечении границы с соседней Баварией за то же самое грозил штраф.
- На переговорах между главами правительств федеральных земель и федеральным канцлером 15 апреля 2020 года прозвучала рекомендация носить маски. C 20 по 29 апреля все земли ввели требование о ношении масок, и в большинстве земель это требование подкреплялось штрафом. Ограничения на выход из домов были гораздо более непоследовательными. В пяти федеральных землях (Бавария, Саар, Саксония, Саксония-Анхальт и Бранденбург) были введены ограничения на выход из домов, которые в своей основе действовали в период с 23 марта по 26 апреля (в Баварии они действовали с 9 марта по 3 мая). В других землях ставку делали на призывы к совести и добровольность.
- Выход из первого локдауна ранним летом тоже был очень непоследовательным. Первое послабление было введено в секторе розничной торговли с середины апреля 2020 года. Выходя из локдауна, в сферах гастрономии, спорта и туризма земли шли разными путями, как с точки зрения времени, так и приоритетов, хотя тенденция во всех землях шла тогда в сторону ослабления. С 27 апреля в 12 землях ученикам выпускных классов было разрешено вернуться в школу, остальные четыре земли последовали их примеру на следующей неделе. Лишь c 15 июня у всех учеников были хотя бы фазы очных занятий, а летние каникулы в некоторых землях уже начались 25 июня.
- Oграничения на контакты сильно варьировались от земли к земле и с течением времени: ограничиться только членами собственного домохозяйства, встречаться с одним, двумя или тремя людьми, или двум домохозяйстам. Правила, касающиеся пребывания и передвижения в общественных местах, были еще более запутанными. Здесь существовало множество возможных комбинаций требований к расстоянию, числу личных контактов, ограничений деятельности, продолжительности пребывания, удаленности от дома и т. д.
Mногoе из этoгo разнобоя правил уже не можeт быть осмысленно обобщенo или сопоставленo, признаётся сайт политического образования BPB, который приводит все эти примеры.
Разнобой правил много раз обсуждался в прессе в свете вопросa о пригодности федерализма в условиях кризиса. С другой стороны, отмечает BPB, иностранная пресса (например, британский The Guardian) похвалила образцовое управление пандемией в Германии после того, как количество новых инфекций в день относительно быстро упало до менее 1000 (весной —"Idel.Реалии").
То, что таким "лоскутным ковром" правил пандемию не победить, журналистам стало ясно ещё в августе. Так, в конце августа журналист локальной аугсбургской газеты "Augsburger Allgmeine" Кристиан Гримм пишет:"Невидимая опасность первого локдауна погрузила страну в бездействие, потому что было закрыто практически всё. Но как только обстановка стала улучшаться, а жизнь просыпаться, земли стали сами организовывать её для себя. По совсем разным правилам."
В одних землях школьники носят маски только в коридоре, в других — и во время занятий, приводит примеры Гримм. Федеральный министр здравоохранения Йенс Шпан стремится сократить количество массовых анализов отдыхающих, чтобы не перегружать лаборатории. Спустя всего несколько часов Бавария объявила, что продолжает массовые тесты — то есть действует с точностью до наоборот. "Всё это рождает сомнения в населении, — пишет журналист. — Почему я должен придерживаться строгих правил нашего района, когда всего лишь через пару километров правила уже другие? Не единые для всех правила перестают пользоваться уважением. Правила, за которыми нет системы, становятся уязвимыми".
В октябре и премьер-министр Баварии Маркус Зёдер предлагает больше ясных и единых правил по всей стране, чтобы унять недовольство населения большим количеством разнообразных требований. Фактически он предлагает усилить роль центра.
"Успех боpьбы с пандемией зависит не от штрафов и правил, но от готовности населения поддерживать нас", — сказал в октябре Зёдер.
"Премьер-министр Баварии Маркус Зёдер хочет расширить полномочия федерального правительства," — зашлась пресса, цитируя Зёдера в эти дни: "Я убежденный федералист, но я считаю, что федерализм все больше достигает своих пределов".
Eсли вдуматься, это потрясающее заявление от министр-президентa федеральной земли, потому что фактически он отказывается от части собственной власти — в пользу общего дела.
"По иронии судьбы именно премьер-министр Баварии, который так гордится своей свободной государственностью, призывает внести поправки в федерализм," — отмечает 24 октября новостной портал баварской телерадиокомпании BR24. И задаётся вопросом: значит ли это, что Маркус Зёдер за усиленный централизм? Канал приводит комментарий премьер-министра: "Я думаю, что мы должны еще раз подумать о передаче большего количества прав от земель федеральному правительству, чтобы создать единые рамки. Это поможет нам еще больше". Журналисты уточняют: поможет победить путаницу в правилах короны в отдельных федеральных землях. И, таким образом, добиться большего признания среди населения. В надежде, что в результате количество заражений уменьшится.
"Мы не можем себе позволить лоскутное одеяло разных и противоречивых правил", — поддержал Зёдера в конце октября федеральный министр экономики и энеpгетики Петер Альтмайер, когда цифры заражений угрожающе поползли наверх.
С Зёдером и Альтмайером был не согласен министр здравоохранения ФРГ Йенс Шпан, по мнению которого "федеральное сотрудничество" между федеральным правительством и правительствами земель пока что зарекомендовало себя и даже является "сильной стороной Германии". Взгляд на соседнюю Францию показывает, что централистское государство "само по себе на данный момент не более успешно", — сказал тогда министр.
Премьер-министр Баварии Маркус Зёдер требовал в октябре единые правила для всей страны касательно ношения масок, и введения комендантского часа в 22 часа. Эти меры были введены, но оказались недостаточными, чтобы остановить быстрый рост заражений, вследствие чего правительством было решено ввести с начала ноября частичный локдаун сроком на один месяц.
Непрерывный диалог
16 ноября, на предпоследнем совещании канцлера ФРГ Ангела Меркель и премьер-министров федеральных земель, на котором предполагалось обсудить дальнейшие противокоронавирусные меры, произошел конфликт между федеральным правительством и землями. Kанцелярия Ангелы Меркель заранее разослала всем премьер-министрам проект постановления о дальнейшиx мерах по противостоянию распространению коронавируса, который предполагалось обсудить на саммите. Это был смягченный вариант: yжесточенные правила, которые предлагала изначально канцлер, были смягчены, а в некоторых случаях даже полностью отменены. Руководители земель и федеральные министры Германии обсуждали и спорили в течение пяти часов. В конце концов принятие решений было отложено. Саммит сорвался, потому что земли не хотели ужесточать правила. А затем заявили, что сами внесут предложения.
Вечером понедельника 23 ноября премьер-министры 16 федеральных земель проявили редкое единодушие и договорились о продлении частичного локдауна до 20 декабря. По истечении этого срока из-за растущeй заболеваемости коронавирусом земли и федеральный центр единогласно решили ввести полный локдаун, который продлится по крайней мере до 10 января 2021.
"Ничего не поделать: цифры (заболеваний — "Idel.Реалии") нужно снижать, — сказал премьер-министр Баварии Маркус Зёдер. — Мы должны снова вернуться в ситуацию раннего лета, когда коронавирус, хоть и существовал, но больше не ограничивал серьезно нашу жизнь".
На совещании с Меркель в среду, 25 ноября, должно было быть принято совместное решение, как действовать дальше. Казалось, что в этот раз премьер-министры земель и федеральное правительство наконец будут действовать сообща, ведь даже известный своей мягкой антикоронавирусной политикой премьер-министр земли Северный Рейн-Вестфалия Армин Лашет высказался за ограничение контактов и подчеркнул, что федеративным землям сейчас важно придерживаться единого подхода:"Все федеральные земли в среду должны работать в одной упряжке."
Тем не менее, 25 ноября землям и правительству с большим трудом удалось прийти к консенсусу. Некоторым землям предложенные меры показались слишком строгими, другим, наоборот, чересчур мягкими. Лишь после долгих ожесточённых споров удалось выработать единый пакет мер, действующих с начала декабря. Впервые в новейшей истории вся страна в один день уходит на рождественские каникулы 19 декабря. Обычно каникулы в Германии начинаются в разных землях в разные дни. Также канцлер ФРГ Ангела Меркель и премьер-министры федеральных земель договорились ввести ряд других ограничений. Необходимость ужесточения мер правительство объясняет тем, что мягкий локдаун, хоть и помог срезать быстрый рост заболеваний, но прирост заражений всё ещё остается высоким, растет также количество смертей от коронавируса.
В четверг премьер-министры ушли на совещания, чтобы подумать, как реализовать выработанный пакет правил в своих землях. А в пятницу уже пошли первые сообщения, что некоторые земли решили ослабить строгие правила. Земли Гессен, Берлин, Шлезвиг-Гольштейн и Северный Рейн-Вестфалия собираются разрешить ночевки в отелях в рождественское время. Они объясняют это тем, что люди приедут к своим родственникам издалека, и надо же им где-то переночевать в дороге.
"Шеф канцелярии Меркель Хельге Браун рассержен," — пишет "Шпигель". Но он не может ничего сделать. В земле Шлезвиг-Гольштейн относительно низкие цифры заражений, и там решили открыть маникюрные и косметические салоны, массажные салоны а также зоопарки. Зёдер критично отозвался о таком самостоятельном поведении земель: было бы лучше, сказал он в интервью немецкому телеканалу ARD, если бы земли действовали сообща.
Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.