Мы вас видим!
Как Россия развивает систему видеонаблюдения

КРИСТИНА ФОЛТЫНОВА

В 2020 году Россия заняла третье место в мире по числу камер видеонаблюдения. Правительство потратило миллионы долларов на развитие программного обеспечения для распознавания лиц. В Москве была установлена одна из самых современных систем слежения.

Власти заявляют, что это делается ради общественной безопасности и помогает в борьбе с эпидемией коронавируса. Однако правозащитные организации замечают, что все это делается без законодательных ограничений и правил и может нарушать неприкосновенность частной жизни и данных.

Россия в сравнении с другими странами

По данным исследования информационного и аналитического агентства TelecomDaily, в России в 2020 году насчитывалось более 13 миллионов камер видеонаблюдения. Больше только в Китае и в США – 200 миллионов и 50 миллионов соответственно. Россия занимает третье место в мире и по количеству камер на 1000 человек – тоже после США и Китая.

Количество камер видеонаблюдения
на 1000 человек

(5 ведущих стран)

Больше половины камер в России (почти 8 миллионов) установлены коммерческими организациями с целью защиты собственности. Около трети (почти 4,5 миллиона) работают в школах, больницах, правительственных учреждениях и на улицах. Именно эти камеры финансируются из государственного бюджета. Остальные (почти 1,1 миллиона), по данным исследования, были установлены частными лицами.

Кто устанавливает камеры в России?
(в процентах от общего числа камер)

Предыдущие исследования (их проводили CompariTech и PreciseSecurity.com) выяснили, что Россия не публикует данные о камерах по всем городам страны, что делает сравнение с другими странами затруднительным. Тем не менее данные по Москве и Санкт-Петербургу есть: в Москве на 2019 год было установлено 193 000 камер, в Санкт-Петербурге – 55 000. Оба города входят в список 50 городов с наиболее развитым видеонаблюдением: в Москве 15,4 камеры на 1000 человек (29-е место в списке), в Санкт-Петербурге 10,1 камеры на 1000 человек (37-е место).

Плотность камер видеонаблюдения в отдельных городах
(количество камер на квадратный километр)

Зачем используют камеры видеонаблюдения?

Власти многих стран полагают, что камеры видеонаблюдения помогают снизить преступность, повышают общественную безопасность и помогают в случае дорожных происшествий. Однако, с другой стороны, есть серьезные опасения, что они также нарушают частное пространство человека в общественных местах. Более того, неизвестно, где и как хранится эта информация.

В 2020 году пандемия коронавируса открыла новую сторону использования камер. Некоторые страны стали применять высокотехнологичное слежение для того, чтобы убедиться, что люди, которых обязали соблюдать карантин, на самом деле оставались дома. Например, в Гонконге ввели в обиход «карантинный браслет», в Южной Корее и России отслеживали по геолокации в телефоне.

После нескольких лет испытаний Россия в январе 2020 года ввела в строй систему распознавания лиц. Эта технология установлена на более чем 100 000 камер в Москве.

Поэтому к началу пандемии у московских властей уже была система, которая позволяла отслеживать людей, которые должны были соблюдать карантинные меры. Были сообщения, что людей засекали, даже если они выходили из дома всего на несколько минут выбросить мусор.

Как работает система распознавания лиц?

Во что обходятся камеры видеонаблюдения?

В 2019 году мэрия и правительство Москвы потратили больше 4 миллиардов рублей на оборудование для технологии распознавания лиц.

По данным «МБХ медиа», в 2020 году мэрия Москвы выделила на установку системы еще 2,7 миллиарда рублей. Большая часть этих средств – 1,4 миллиарда рублей – пошла на оснащение камерами с системой распознавания лиц вагонов метро. В каждом вагоне должно быть по 8 таких камер, но пока это относится только к четверти эксплуатационного парка вагонов. Остальные средства пошли на установку камер в трамваях, электробусах и автобусах, на расширение системы хранения данных и на мобильные комплексы для распознавания лиц на массовых мероприятиях.

Дальнейшие планы российских властей

В июне 2020 года правительство России подписало контракт с «Ростехом» на установку системы распознавания лиц в школах на платформе со зловещим названием «Оруэлл». Ей планируется охватить более 43 000 школ. По заявлению Министерства образования, это делается для того, чтобы мониторить движения и действия детей, а также выявлять посторонних в стенах школ.

Через три месяца было объявлено, что дополнительные системы распознавания лиц будут установлены по всей России. Помимо Москвы еще 10 городов будут располагать такими системами в общественных местах и даже у входов в подъезды многоквартирных домов. Список этих городов не опубликован, но, например, в Нижнем Новгороде планируют установить около 3000 таких камер.

Сообщается также, что МВД России разрабатывает систему распознавания людей по татуировкам, по радужной оболочке глаз, по голосу и по движению тела. Система распознавания по походке способна определить человека на расстоянии 50 метров, даже если он не смотрит в камеру. Она анализирует походку по длине шага, уровню наклона ступни, движению рук. Ее довольно сложно «провести».

Что анализируют системы
распознавания по походке

Поскольку все технологии слежения в своей основе упираются в базу данных, МВД России хочет создать централизованный банк биометрических данных с отпечатками пальцев и изображениями лиц. В банке будет собрана информация как о российских гражданах, так и об иностранцах. Его планируется создать в течение ближайших трех лет.

Что думают россияне о видеонаблюдении?

С самого начала установки системы распознавания лиц в Москве начали поступать сообщения об утечках данных. Например, «Роскомсвобода», НКО, которая занимается защитой цифровых прав, зафиксировала в прошлом году несколько случаев появления в свободной продаже онлайн персональных данных москвичей. Волонтер «Роскомсвободы» Анна Кузнецова утверждает, что свободно купила в «даркнете» данные с 79 московских камер, включая данные о собственном перемещении.

Кузнецова подала иск против Департамента информационных технологий Правительства Москвы. Однако москвичи в целом неоднозначно относятся к видеонаблюдению. У 47 процентов жителей столицы отношение к нему скорее положительное, поскольку, по их мнению, видеонаблюдение помогает бороться с преступностью и обеспечивает безопасность в городе. У 42 процентов отношение, наоборот, скорее негативное. Большинство из них обеспокоены тем, что камеры нарушают их личную свободу. Некоторые опрошенные полагают, что камеры бесполезны и что это пустая трата денег.

Как москвичи относятся к видеонаблюдению?
(в процентах)

Благо или проклятие?

Хотя использование системы распознавания лиц во время пандемии и может быть оправдано, правозащитные организации призывают ввести ограничения, чтобы эти меры были на самом деле временными, отвечали бы требованиям ситуации и не использовались для неподобающих целей. Например, власти России и Беларуси уже используют эти технологии для распознавания лиц участников протестов, что подтвердили аресты после акций 23 января.

Правозащитные организации Human Rights Watch и «Международная амнистия» отмечают резкое ухудшение ситуации с правами человека в России. Системы, введенные под предлогом эпидемии, могут остаться на службе репрессивного аппарата и подавления инакомыслия, а не на службе безопасности общества.