Ссылки для упрощенного доступа

"Огромное загрязненное пятно": как в зелёной зоне Казани "легализовали" снеговую свалку


За спиной Виктории Оловянниковой высится одна из куч грязного снега.
За спиной Виктории Оловянниковой высится одна из куч грязного снега.

Казанцы обнаружили в зелёной зоне на окраине столицы Татарстана гигантскую снеговую свалку, которая в процессе их жалоб обрела "легальный статус". Как подозревают сами местные жители, так произошло просто потому, что скрывать залежи грязного снега чиновникам стало бессмысленно. У федеральных экспертов, опрошенных "Idel.Реалии", такое "ноу-хау" казанских властей вызвало негодование. По мнению специалистов, благодаря стараниям "Горводзеленхоза" в зелёную зону свезён концентрат различных загрязняющих веществ, включая канцерогены.

Сотни самосвалов в час! Сотни!.. У меня есть видео, где прямо видно, как они сюда пачками идут!.. — описывает одно из своих ночных дежурств Виктория Оловянникова, везущая меня на снеговую свалку, расположенную по соседству с ЖК "Лесной городок".

Виктория живёт на краю ЖК, в таунхаусе. Грохота и шума работающей по ночам техники она с начала февраля наслушалась уже вдоволь. И не только она. На сервисе "Народный контроль" портала госуслуг РТ жалоба на несанкционированную свалку снега появилась ещё 5 февраля. Жалобу поддержали ещё сорок зарегистрированных пользователей. 21 февраля на портале появился ответ центрального территориального управления Минэкологии РТ: "Данный участок входит в перечень согласованных площадок для складирования снега на зимний период 2021-2022 года". На сегодня заявка официально числится "решённой".

Но почему Минэкологии РТ так долго тянуло с очевидным ответом?

Да потому что грязный снег с городских улиц в поле начали складировать без каких-либо разрешающих документов, уверена Оловянникова, только после того, как жители подняли шум, и информация начала распространяться по соцсетям и СМИ, чиновники сделали вид, что всё согласованно.

Мы сворачиваем с улицы братьев Батталовых на грунтовку. Гигантское поле отделяет от дороги лесополоса — берёзы и дубы. От тех, кто едет по асфальту, этот частокол деревьев скрывает горы грязного снега, которые тянутся по обе стороны грунтовки. Поле уже поросло "самосевом" — берёзами, ёлкими, многие из которых уже придавлены снежными глыбами.

Мы проезжаем не меньше пары километров, грунтовка сворачивает вглубь участка, где расчищено широкая площадка, окруженная с трёх сторон горами грязного снега. Грейдер формирует новые кучи, самосвалы едут сюда один за другим, только я за короткий промежуток времени насчитываю с десяток (есть среди них и "Камазы" с логотипами "Горводзеленхоза"). И это, продолжает уверять меня Виктория, сущая ерунда по сравнению с тем, что творится в поле ночью.

— Вот этой площадки, где мы с вами сейчас стоим, вчера ещё не было, — уверяет Оловянникова. — Её расчистили буквально за сутки, потому что места для складирования снега позади нас уже не осталось. Я думаю, они будут расчищать и дальше, думаю, дойдут до "Лесного городка", потому что снега очень много…

Этот наш разговор состоялся 18 февраля, и справедливости ради отмечу: в этом своём прогнозе Виктория Оловянникова ошиблась. По крайней мере, на сегодня. 20 февраля, когда мы вновь решили нанести визит на эту снеговую свалку, въезд на неё был уже "запечатан" громадной снежной кучей. Впрочем, мы обнаружили ещё одну, аналогичную — на соседнем поле, что буквально через дорогу от майдана, на котором отмечают Сабантуй. Всего же, как официально проинформировали в Минэкологии РТ после того, как местные жители подняли шум, вдоль улицы братьев Батталовых под временные снеговые свалки выделено три участка.

При этом чиновники Минэкологии, перечислив "дополнительные места для временного складирования снега", сняли с себя ответственность, подчеркнув, что "выдача заключений мест временного складирования снега входит в полномочия исполнительного комитета г.Казани". Мол, "ответственные лица" оттуда и должны "организовать мероприятия по предотвращению негативного воздействия на земли и почвы", а также "исключить ввоз на места временного складирования снега твердых коммунальных и иных отходов". И вообще на них возложена задача "к началу весеннего общегородского двухмесячника" "выполнить работы по приведению указанных территорий в надлежащее санитарно-экологическое состояние".

— Я думаю, это нереально, — делится со мной сомнениями Виктория. — У нас уже сейчас, в феврале, плюсовая температура. А когда здесь начнёт таять, здесь будет сплошная грязь. Здесь даже сейчас в начале огромная куча жижи… И обратите внимание, как здесь много мусора. Пакеты, бутылки, пачки от сигарет, бахиллы, баллоны огромные… Всё это растает — и будут здесь лежать кучи мусора…

Один из камазистов, опорожнив свой самосвал, выскакивает из машины и лепит снежок, который летит прямо в госномер "Камаза".

Самосвал с залепленным снежком госномером.
Самосвал с залепленным снежком госномером.

Это потому, что увидел нас с камерой, объясняет мне Оловянникова. Но такие меры предосторожности здесь, скорее, исключение из правил: у многим самосвалов номера просто не читаются под толстым слоем грязи. — Многие боятся и даже прекращают работу, когда видят меня, — рассказывает Виктория. — Мне объяснили, что как раз отдельно взятых камазистов, если что и оставят крайними. Хотя явно же не они приняли решение сгружать здесь грязный снег.

Вообще с решением этим произошла, по словам Оловянниковой, удивительная штука. Инспектор Минэкологии РТ объяснила ей, что разрешение на временное складирование снега получено 16 февраля — а до этого, мол, снег в поле свозил не "Горводзеленхоз", а какие-то стихийные камазисты.

— Но это было тоже огромного размера, и грейдеры кучи выравнивали. Я думаю, вряд ли люди, которые привезли сюда снег и пытались скрыть это, вряд ли стали бы привлекать внимание грейдерами, — сомневается в версии Салаховой Оловянникова.

— То есть официальная версия такая: какие-то левые фирмы сбрасывали здесь снег, госорганы об этом узнали и сказали "О, здорово! Мы тоже будем сбрасывать его здесь!"? — уточняю я у Виктории.

— Именно! — соглашается она. — Но я считаю, что когда все жители подняли шум, и видео появилось в интернете, они срочно сделали себе документы от 16 числа. Хотя сгружали здесь снег гораздо раньше. Кстати, когда я 16 февраля ночью вызывала полицию, сотрудник полиции сообщил, что камазисты подтвердили: документов пока нет, но неофициально сбрасывать разрешили.

Повсеместно на расчищенной площадке мы натыкаемся на торчащие из земли обрубки деревьев. Чиновники, сетует Оловянникова, вообще не считают это за ущерб:

— Они объясняют, что это всё — "самосев".

— Разве не любой лес по сути — самосев?

— Да, но они считают, что маленькая веточка — не дерево. Но они же ломают и достаточно большие… Вот, видите корни? Сто процентов, было большое дерево…

Из-под спрессованных валунов серого цвета тоже проглядывают стволы и ветки. Часть из них уже явно переломана.

Кстати, участок, занятый под "временное складирование" — как раз тот, вокруг которого разгорелся скандал — принадлежит Госжилфонду РТ. ГЖФ без проблем согласился предоставить его исполкому Казани во временное пользование. Можно предположить, что в скором времени этот участок тоже начнут застраивать соципотечными домами. В таком случае молодой лесок в его границах — дополнительная обуза. ГЖФ уже фигурировал в скандале, который разгорелся у "Лесного городка" в начале 2014 года. Тогда под жилищное строительство вырубили десятки гектаров леса, принадлежавшего Минобороны РФ. Татарская природоохранная прокуратура пыталась судиться — но безуспешно. Сейчас на месте леса высится огромный ЖК.

"ЗАГРЯЗНЕНО ВСЕМ, ЧТО ОБРАЗУЕТСЯ В СТОЛИЦЕ"

Алексей Киселёв, руководитель токсического отдела российского отделения Гринпис, не верит, что исполком Казани организует вывоз снега с зелёной зоны:

"Сейчас оттепель, это всё растает — и проблема решена, солнышко само уберёт. Ну понятно, да. Цинизм — наше всё".

По мнению эксперта, можно даже без взятия проб спрогнозировать, состав каких именно загрязняющих веществ будет обнаружен в городском снеге:

"Снег как некая среда, которая аккумулирует загрязнения, для людей, занимающихся охраной окружающей среды, оценивающих воздействие того или иного объекта на окружающую среду — очень полезный материал. Он топится, а дальше анализируется, что этот снег в себя набрал. Потому что вода быстренько утекла куда-то, а снег в течение длительного времени всё это собирает. Соответственно, что местные жители нашли на окраине Казани — это фактически некий фильтр, который накопил в себе всё, что Казань за зиму произвела.

Там будет огромное количество микропластика, потому что это истирание автомобильной покрышки — и он там сейчас весь лежит и, соответственно, с таянием снега уйдёт в почву. А дальше посмотрим, как это всё будет через сельскохозяйственных животных и растения в человека поступать, там, безусловно, будут канцерогены в виде бенз(а)пирена, ну, может, другие какие ещё — просто потому что обязательный компонент сжигания топлива в автомобиле.

Просто когда сжигается бензин, дизель, то помимо СО, СH, образуются ещё побочные продукты горения, один из них это такой знаменитый канцероген — бенз(а)пирен, который незаслуженно периодически забывают, что он вокруг людей постоянно присутствует и вообще эта штука достаточно опасная. Вот в снеге он скопился — и, естественно, он тоже будет с талыми водами куда-то уходить. Сама автомобильная покрышка, если она не топовых производителей, её частицы тоже могут содержать на себе канцерогенные вещества. Тот же бенз(а)пирен, еще какие-то присадки…

Взяли загрязнение, аккуратно распределенное по территории города, и концентрированно свезли это всё в одно место

Я, честно говоря, не знаю, как в Казани обрабатывают улицы. Там реагенты на основе каких-нибудь калиевых или магниевых солей — или просто обычная пескосоляная смесь? Но вне зависимости от того, какой противогололёдный реагент используют в Казани, в этом снеге будет большое количество хлоридов. Хлориды, на самом деле, самое безопасное вещество в этом снеге, поскольку это по сути — соль, но в большом количестве это будет очень плохо влиять на корневую систему и верхний почвенный слой. Потому что будет происходить засоление, и всё живое будет погибать от этого.

Ну, и дальше возьмите следующее. Казань, помимо того, что это — столица Татарстана, ещё и один из мощнейших российских промышленных центров. И вот всё, что этот промышленный центр накидал за зиму из своих труб в этот снег и на головы жителей Казани, сейчас в этих снеговых массах.

Грубо говоря, получается, что вы фактически взяли загрязнение, аккуратно распределенное по территории города, и концентрированно свезли это всё в одно место. Временное хранение на два месяца в надежде на солнышко приведёт к тому, что это будет огромное загрязненное пятно на окраине Казани. Причём загрязнено будет всем, что образуется, выбрасывается, синтезируется в столице".

"НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ ЭТОГО НЕ ДЕЛАЙТЕ!"

После снегопада. Вокруг людей высятся горы серых валунов, припорошенных свежим снегом.
После снегопада. Вокруг людей высятся горы серых валунов, припорошенных свежим снегом.

Аналогичного мнения придерживается и Илья Рыбальченко, научный эксперт Общероссийского народного фронта:

"Снег с городских улиц вывозить на природу нельзя, этого никто не разрешает. Есть снегоплавильные пункты, но и там воду, которая образуется при таянии, запрещено [просто] сбрасывать. Она должна очищаться. Почему?

Первое — выбросы топлива и масел. Второе — шины. Зимние шины — это такое инженерное искусство, туда добавляют безумное количество присадок, потому что задача инженеров — сделать зимние шины мягкими...

И с одной стороны, инженеры научились делать шины комфортными, а с другой — там такое большое количество сложных соединений, в том числе — органических, в том числе — тяжелых металлов, что врагу не пожелаешь.

Именно поэтому, когда я вижу, что в шинах некоторые бабушки устраивают клумбы, я сразу начинаю махать руками и кричать: "Ни в коем случае этого не делайте!"

[В этом снеге], соответственно, топливо, соответственно, масла, соответственно, остатки напыления и следы шин — а шины, как мы все знаем, стираются и становятся лысыми — ну и, конечно же, это антигололёдные реагенты и песчаная крошка. Если вред последней весьма относителен, то соли натрия, кальция, магния в таких количествах, конечно, не полезны. А если это хлориды, то это ещё и захлорирование почвы, которое совершенно не нужно.

Вообще говоря в городах технология уборки снега достаточно простая. Сначала снег собирается в снежные валы и только потом убирается, потому что снегоплавильные пункты не могут сразу принять большое количество снега.

Так вот, снежные валы, которые сметаются с проезжей части, нельзя даже на газон укладывать... В принципе, в крайних случаях, если речь идёт о дворах, где не применялось большое количество реагентов — там да, допустимо складирование на газонах. Но и то, это не очень хорошая история, лучше этого избегать…

"СНЕГ С НЕБА УПАЛ" — НЕ ОСНОВАНИЕ

Ещё один риск, о котором заставила говорить гигантская снеговая свалка вдоль улицы Батталовых — риск загрязнения вредными веществами озера Верхний Кабан и питьевой воды в скважинах. До озера Верхний Кабан от мест складирования грязного снега около километра, причём поля, куда свозили снег, находятся на возвышенности. При обильном таянии всё потечёт как раз в сторону водоёма.

— Скважины для питьевой воды у нас, конечно, довольно глубокие, но кто знает, насколько надёжно они защищены, и что начнётся, когда все эти залежи снега разом растают? — рассуждает Виктория.

Эксперт Гринпис Алексей Киселёв отказался отвечать на вопрос, насколько серьёзен риск попадания загрязняющих веществ в скважины с питьевой водой или в озеро Верхний Кабан. Для этого, по его словам, необходимо "чётко представлять себе территорию".

А вот старший научный сотрудник Социологического института Российской академии наук, председатель фракции "Зелёная Россия" партии "Яблоко" Ольга Цепилова считает, что местные жители опасаются "совершенно справедливо" и даже гипотетическая вероятность загрязнения воды — повод для серьёзной проверки.

— В Росприроднадзор в первую очередь [надо обращаться], в природоохранную прокуратуру… Если уже обращались в другие инстанции, но не получили внятного ответа, так и следует указывать в жалобах. Здоровье людей, озеро, питьевая вода — это ключевые вещи.

При этом все опрошенные "Idel.Реалии" эксперты сошлись во мнении: исполком Казани не мог принять решения свозить снег на зелёную зону просто на том основании, что "больше некуда".

— Официальная Казань может сказать, на основании чего было выбрано это место, какие изыскания проводились? Потому что вы не можете просто сказать "Вот здесь будет нормально". Вы должны под это какой-то базис подвести, — объясняет Алексей Киселёв. — Учли ли, например, рельеф? Учли ли грунтовые воды? На какой глубине? Какой там замок, условно?.. Пусть люди запрашивают обоснования, какие изыскания проводились, какая оценка территории была проведена… Если в ответе не указали, на основании чего это сделали, то можно предположить, что имеет место размещение отходов без разрешения. Потому что то, что снег с неба упал — не является основанием".

— Действительно, эта зима — очень снежная, но хоть как-то предусматривать, что могут возникнуть такие проблемы, они же должны! — подчёркивает Цепилова. По её словам, места складирования снега "тоже имеют определённые технические нормативы".

— Должно быть твёрдое покрытие. Либо бетонное — в лучшем случае, либо асфальтовое — в более лёгком варианте. Оно должно быть ограждено, чтобы всё это не попадало в водные источники, — объясняет председатель фракции "Зелёная Россия".

— Нужно думать о системе дренажа, нужно думать о том, когда это всё начнёт таять, потому что если этот фильтрат попадёт в ручьевую сеть, а потом — в реки и почву, это конечно будет совсем не здорово. Если дренажной системы нет, и это просто укладывается на почву — экологам, наверное, надо бить тревогу… Виноватые в любом случае должны отвечать — для того, чтобы неповадно было в том числе и в следующие периоды, — резюмирует Илья Рыбальченко.

Между тем, корреспондент "Idel.Реалии" обнаружил, что "ноу-хау" казанских чиновников противоречит одному из основных документов, по которым они должны работать — "Правилам благоустройства города Казани" (версия правил в редакции от 2018 года доступна по ссылке на официальном портале мэрии Казани).

Например, пункт 136.3 этих правил запрещает "осуществлять роторную переброску и перемещение загрязненного песко-соляными смесями снега, а также сколотого льда на газоны, цветники, кустарники и другие зеленые насаждения"; а пункт 120.4 — допускает складирование рыхлого чистого снега (особо подчёркивается, что снег не должен быть загрязнён отходами и реагентами) со дворов и тротуаров на озелененной территории лишь "при условии сохранности зеленых насаждений и обеспечения оттока талых вод".

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG