Ссылки для упрощенного доступа

"Знания о своих корнях помогут нам сохраниться". Традиционалист Юрий Туринге — о сохранении чувашской идентичности


Юрий Туринге
Юрий Туринге

Юрий Туринге (в среде традиционалистов — Юрган Туринге) — традиционалист, хранитель "чувашской истинной веры", создатель традиционного чувашского храма Керем-Киреметь в селе Большой Сундырь Моргаушского района. Место является почитаемым и памятным среди приверженцев "Чăн Чăваш" ("Истинные Чуваши"), чувашской интеллигенции и не только. Его посетили этнические чуваши из десятков регионов России, представители других национальностей и конфессий, гости из Франции, Грузии, Азербайджана. Туринге отмечает, что смог собрать богатую родословную своих предков. Эти знания, по его словам, помогают узнать больше об истории своего народа и получить более обширные знания. "Idel.Реалии" поговорил с национальным активистом о самоопределении чувашского народа, его свободе и перспективах.

— С чего начинается интерес к своим корням, к истории своего народа?

— Мы все прекрасно знаем, что история много раз переписывалась ввиду идеологических или политических причин. В сложившейся ситуации, глядя на мировые события, на события в Украине, на эмиграцию, этот вопрос приобретает все большую актуальность. Чтобы начать изучать историю, я всегда говорю, что нужно начинать со своей семьи. Здесь каждый будет относительно объективен. Сами посудите: в поиске информации о семье обман не нужен — тут ты ищешь правду. Поэтому это основной пункт, почему важно изучать историю. Изучая историю рода и семьи, ты лучше начинаешь понимать историю своего народа, историю государства и общечеловеческую историю.

— С чего вы начали изучать историю?

— С родословной. Хорошо, что и до меня вели записи, так как в роду было много образованных людей. К примеру, только Симбирскую учительскую школу закончило пять выходцев из рода, два человека там работали преподавателями. Выходцы из нашего рода заканчивали Казанскую и Уфимскую духовную семинарии (академию), Томский университет. Интернет дополнительно помог найти людей с моей фамилией. К сожалению, многие утеряли родовую фамилию: кто добровольно, а кто-то — по принуждению. Наша фамилия происходит от человека с дохристианским именем Туринге, примерно 1700 года рождения, от которого уже 11 поколений по нашей ветке. Основатель родовой фамилии, в свою очередь, был выходцем из служивого знатного рода Явуш-Яуш и имел титул "ОБА", который во второй половине XVI века основал нашу родовую деревню Большие Яуши (изначально Яушево). У чуваш считалось, что люди являются родственниками в семи поколениях. А в нашей родословной в некоторых ветках уже 13 поколений. Дальше Яуша копнуть уже тяжело, поэтому прибегаем к генетике.

— Что вам стало известно о жизни своих предков?

— Можно отметить, что брачный возраст у чуваш в древности не регламентировался. В некоторых источниках можно найти информацию, что юношей женили очень рано, а девушки оставались незамужними до 28-30 лет. Это можно объяснить тем, что с 12-13-летнего возраста девочки становились практически полноценными работницами в домашнем хозяйстве и в полевых работах. Поэтому родители не торопились отдавать дочерей замуж, а родители мальчиков искали им жен не юного возраста, но хороших работниц.

Считается, что долгое время были нередки браки, в которых возраст жениха был около 15 лет, а невесты — около 30. Но, как считает русский этнограф, изучавший чувашский народ, Василий Магницкий, местные женихи и невесты (среди которых были чуваши) вступали в брак довольно поздно по сравнению с русским населением. Средний возраст при вступлении в брак жениха — 22 года, невесты — 24. Следует помнить, что совершение брачного обряда по чувашским традициям и венчание в церкви происходило в разное время. Венчание зачастую происходило позже свадьбы. И на примере своих предков (метрических записей) я убедился, что прав (или близок к истине) был Магницкий: самый молодой из нашего рода женился в 18 лет, средний возраст женихов — около 22, невесты в среднем на два года старше.

У храма Керем-Киреметь
У храма Керем-Киреметь

— Как чуваши выбирали жену?

— Близкородственные браки у чувашей были запрещены. К таким бракам относились: браки по прямой восходящей и нисходящей линии кровного родства, по боковым линиям — до шестой, в некоторых местах до седьмой степени. Запрещалось жениться на родной сестре, на двоюродной и троюродной сестре по отцу (однако по матери — можно), на племяннице — до троюродной включительно. Можно было жениться на жене умершего брата, на свояченице (сестре жены) после смерти первой жены, на племяннице жены после смерти супруги. Не разрешалось жениться на свояченице при живой жене, нельзя было двум братьям жениться на двух сестрах. В этом смысле чуваши как бы предвосхищали такие современные понятия, как кровосмешение и инцест.

Наши предки для точного исполнения условия об отсутствии родства между вступающими в брак в большинстве случаев придерживались обычая женить юношей на девушках из других поселений. Следовательно — немаловажным условием являлось и место проживания жениха и невесты. Изначально чуваши селились родовыми общинами и, соответственно, в небольшом селе все друг другу были родственниками. Допускались браки с русскими, мордвой и представителями иной веры — татарами. То, что наш народ часто ассимилируется, — одна из причин того, что мы теряем свою идентичность. В древности у чуваш присутствовало и двоеженство (согласно имеющемуся преданию, рекорд — 7 жен), но встречалось оно довольно редко. Исключение составляли случаи, когда первая жена была бездетна или не было сыновей. В таких случаях главная роль оставалась за первой женой.

— До определенного периода вы смогли собрать данные о своей родословной. Как вы продолжаете изучать историю далее?

— Дальше я начал интересоваться генетикой. Но опять же — это дорогое удовольствие. Самый простой (более дешевый) анализ мало, что дает, показывая только общую картину. Поэтому, начав с малого, я дошел до максимально возможного уровня. Чуваши, к сожалению, тестируются редко, в разы больше — татары, а самая тестируемая нация — евреи. Думаю, что генетика — это наука будущего. Для многих генетические анализы пока недоступны, но в будущем государство само будет или обяжет медицину делать эти анализы: как по положительным причинам (их много), так и для большего контроля, управления народонаселением, гражданами. Мы сами уже сейчас должны задумываться о важности этих знаний. Знания о своих корнях помогут нам.

— Вы затронули проблему ассимиляции чувашского народа. Можете привести пример?

— Нас, чувашей, сейчас было бы до 10 миллионов человек. И эти цифры — не из воздуха, а вполне обоснованные данные. Мы на определенном историческом этапе — после разрушения Волжской Булгарии — стали "отатариваться". До 40% казанских татар имеют чувашские корни — и теперь наука генетика это подтверждает. Раньше об этом писали наши ученые-исследователи — например, Василий Дмитриев. По его данным, в Казанском ханстве до 50% жили чуваши, 30% — мари, удмурты, мордва; и только 20% — татары. После насильственной христианизации чуваши еще в большем масштабе начали ассимилироваться в русских. Согласно данным последних переписей, мы теряем около 200 000 от одной переписи до другой.

Почему чуваши выбирают в качестве родного русский язык?
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:01:48 0:00

— Как вы себя сами определяете?

— Современные чуваши имели сложный многокомпонентный этногенез, начиная от более близких по времени — болгары/булгары — до более далеких по времени — сарматы, гунны и далее (10-12 заметных корней) вглубь тысячелетий до условных Адама и Евы. Как человек, имеющий многолетний интерес к изучению истории и этногенеза своего народа, к генеалогии своего рода, имея полный комплекс ДНК-анализов, я прекрасно осознаю всю эту сложную многокомпонентность формирования чувашского народа и его корней-предков.

Также я выступаю против любого дробления чуваш: сувар или верховые и низовые чуваши. Это может способствовать раздроблению целостности народа. Моя идентичность — чуваш. Родился им и умру им. Я придерживаюсь традиционной, истинной для моих предков веры. Говорю на чувашском языке — и это независимо от того, что во мне течет кровь десятков народов в разной пропорции.

— Что нужно для сохранения любого народа?

— Народ может избежать исчезновения, только сохраняя свои традиции, язык, религию. Так, 25 ноября 2011 года на научно-деловой конференции был учрежден Кодекс Народа Сувар. В конференции приняли участие 85 человек из Чувашии, Башкортостана, Татарстана, Ульяновской и Самарской областей. Там говорится о почитании Всевышнего-ТУРĂ, об ответственности каждого за продолжение своего рода, о необходимости беречь родительский дом, писать и говорить на родном языке, беречь природу, потому что каждый из нас ее часть. Всего в Кодексе Сувара 12 заповедей. Как хранитель и настоящий патриот ничего не могу иметь против Кодекса Сувар. Но я не знаю, кто такой "суварский народ", и мировая лингвистика не знает о "суварском языке", поэтому как он может быть выделен из чувашского народа, который и говорит-то на булгаро-чувашском языке? Я лишь надеюсь, что придет время, и мы — чуваши — поймем о бесполезности (и даже вредности) такого обособления.

У храма Керем-Киреметь
У храма Керем-Киреметь

— Расскажите подробнее, что вы думаете об обособлении чуваш, о политике обрусения чувашского народа.

— Когда меня спрашивают, где найти и прочитать книгу выходца из нашего рода по матери (Меланья Туринге), чувашского общественного деятеля Михаила Петровича Петрова-Тинехпи, (арестован в 1937 году, получил 10 лет, замучен в 1938 году в Цивильской тюрьме) "О происхождении чуваш", я отвечаю, что она есть в интернете, но ее не переиздают. Почему? Из-за слишком правдивого содержания. В книге очень много острых цитат, есть такие слова: "Жестокая борьба на два фронта, с татарами и русскими, длившаяся в начале XIII века несколько лет, вывела чувашское государство из строя самостоятельных государств, а их самих (булгаро-чуваш) поставила в положение побежденного и угнетаемого народа со всеми роковыми последствиями, отсюда проистекающими".

Жестокая сущность этой политики беззастенчиво и нагло выражена в соображениях рязанского историка Ивана Смирнова в статье "Обрусение инородцев и задачи обрусительной политики". Меры, рекомендуемые им в отношении сибирских инородцев, в отношении чуваш, в свое время были проведены с поразительной последовательностью. "Первым и главнейшим орудием обрусительной политики должна, стало быть, сделаться, — говорит Иван Смирнов, — умелая, основанная на точном знании местных условий колонизация". С чувашами так и было: все лучшие земли по Суре, Волге, Свияге, Цивилю и Каме были захвачены, чуваши Засурья, представляющие компактную массу, были окружены кольцом крепостей, каковыми были Курмыш, Ядрин, Васильсурск, Козьмодемьянск, Свияжск с Цивильском в центре, в которых стояли гарнизоны со стрельцами и палачами . По картинному выражению русского летописца, "все лучшие люди извелися".

Начиная с 70-х годов прошлого столетия, у чуваш началось возрождение сознательно-активного люда в лице учительства, которое, пройдя родную Центральную чувашскую школу в Симбирске (ныне — Ульяновск), возвращалось в гущу населения и как дрожжи поднимало его, хотя очень медленно и исподволь, но безостановочно. К началу XX века учительство уже представляло собой довольно внушительную революционно-настроенную силу. Разумеется, русская бюрократия и духовенство сразу почувствовали в нем злейшего врага. Поэтому, еще начиная с последнего десятилетия XIX века, делается ряд отчаянных попыток если к неполному уничтожению, то, по крайней мере, к совершенному ослаблению чувашских учреждений и аппарата. В 1906 году в Казани на совещании по инородческому образованию один из членов совещания — "рясоносный профессор" — высказывает мнение, что чувашам не следует более давать школ, иначе они будут вторыми евреями.

— А что по вопросу обрусения писал репрессированный историк Михаил Петров-Тинехпи?

— Присоединение Чувашского края к России Петров-Тинехпи интерпретировал как вынужденную сдачу: "Чуваши, не желая подчиниться, долго воевали, но когда их окружили крепостями, пришлось смириться". Черемисские войны второй половины XVI века Петров-Тинехпи считал национально-освободительным движением народов Поволжья, в том числе чувашского народа: "На берегах Средней Волги, можно сказать, не было народа, который так сильно отстаивал бы свободу, как чуваши". В аналогичном ключе Петров-Тинехпи рассматривал и восстания чувашских крестьян в XVII—XVIII веках. По его утверждению, стойкость и упорство восставших нельзя осмыслить вне их памяти о собственной (булгарской) государственности, поскольку "чуваши никогда не забыли былой самостоятельности и свободы". И не забудут.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG