Ссылки для упрощенного доступа

"Государство пришлет инспекторов". Глава СПЧ предложил не брать в школу детей, которые не знают русский язык. Кого это может коснуться?


Глава Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев. Архивное фото
Глава Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев. Архивное фото

Глава Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев в середине августа заявил, что детей, не знающих русский язык, нельзя принимать в обычные школы. По мнению советника Владимира Путина, они должны изучать русский в специализированных центрах. В то же время опрошенные эксперты предполагают, что предложение Фадеева может коснуться не только мигрантов. Распространится ли оно и на нерусские народы России — в материале Радио Азатлык.

Председатель Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев предложил не принимать в школы детей, не знающих русский язык. По его мнению, их в первую очередь следует обучать ему в специальных центрах.

Фадеев признал, что действующее российское законодательство не позволяет не принимать детей в школы. По этой причине чиновник заявил, что "надо изменить закон".

— И в законе должно быть два обстоятельства: не принимать детей в школу, не знающих русский язык, и этот же закон должен требовать обучение русскому языку в специализированном центре, — подчеркнул Фадеев в середине августа.

По мнению советника Владимира Путина, соответствующие изменения в законодательстве якобы помогут обучить ребенка и дать ему возможность нормально учиться в школе. Чиновник заявил, что Министерство просвещения РФ уже работает над поправками.

В 2014 году в России приняли закон, согласно которому иностранцы для получения разрешения на работу, а также разрешения на временное проживание и вида на жительство, должны подтверждать владение русским языком и знать основы истории и законодательства России. Исключение сделали для ряда категорий, в том числе высококвалифицированных специалистов.


Фадеев, говоря о временных рамках, отметил, что "надо ставить задачу, чтобы к 1 сентября в 2024 году эта система была готова". Он также добавил, что обучение детей русскому языку как иностранному в специализированных центрах должно осуществляться за государственный счет: "Возлагать дополнительные меры и дополнительные затраты на трудовых мигрантов не вполне справедливо".

"Закон не должен противоречить Конституции"

По мнению кандидата филологических наук, члена Объединения татарских родителей Айсылу Галиевой, пока рано судить о предстоящих изменениях в законодательстве.

— Если закон изменится и детей, не говорящих по-русски, запретят брать в школы, то это означает, что он будет распространяться на каждого ребенка, рожденного в России. Это значит, что он будет угрожать и нерусским народам России. Если закон будет изменен так, что речь будет идти только о детях мигрантов, то это не должно представлять опасности для нерусских национальностей России. В российском законе об образовании написано, что каждый ребенок имеет право на образование на своем родном языке. Это право защищено Конституцией России. Закон не должен противоречить Конституции. С другой стороны, если дети мигрантов родились в России и считаются гражданами страны, их право на образование на родном языке сохраняется, — отмечает Галиева.

"Изменения в законе угрожают чеченским детям, плохо знающим русский язык"

Несмотря на слова Фадеева, что речь идет о детях мигрантов, в реальности его предложение (если оно будет принято) может затронуть и народы России. К примеру, большинство татар проживает сегодня в городах. Они отлично знают русский язык, но свой родной — татарский — могут знать хуже. Аналогичная ситуация и у башкир. В то же время в Чечне всё может обстоять иначе.

Чеченский активист, президент Ассамблеи народов Кавказа Руслан Кутаев считает, что за предложением Фадеева стоит одна цель — русификация и ликвидация родных языков народов России.

— Есть дети, которые плохо знают русский язык. Особенно в чеченских семьях, где во многих деревнях по-русски не говорят, дети могут плохо знать язык, — говорит он, предупреждая, что предложение главы СПЧ может коснуться и чеченцев.

Руслан Кутаев
Руслан Кутаев

В то же время Кутаев подчеркивает, что подобные изменения в Чечне не будут реализованы.

— Изменения в законе угрожают чеченским детям, плохо знающим русский язык, которые живут в таких городах, как Москва, Владимир, Ставрополь. В Чечне такой угрозы нет. Но в других регионах детей иногда не принимают в школу. В Ростовской области, Ставропольском крае детей выгоняли из школы за ношение платков. Власть хочет, чтобы они думали по-русски. Почему нерусские народы хотят независимости? Потому что они не хотят русифицироваться, — отмечает Кутаев.

"От этого пострадают все народы"

По его словам, "сегодня среди чеченцев и ингушей вряд ли найдется ребенок, вообще не знающий русский язык", однако "сейчас правительство усердно работает над тем, чтобы залезть вам в голову и заставить думать, что русский язык — это язык цивилизованного мира".

— Это также делается посредством телевидения и мультфильмов. Народы Кавказа и Поволжья уже достаточно обрусели. Сейчас правительство делает хитрую атаку на мигрантов — узбеков, таджиков — потому что они хорошо знают свои языки. Права мигрантов ограничены, поэтому им придется нанимать репетиторов для подготовки детей к школе. Это делается для того, чтобы изменить их мышление, — рассуждает Кутаев.

Он считает, что идея Фадеева — это часть целенаправленной политики, направленной на уничтожение национальных языков в России.

— От этого пострадают все народы. Сначала правительство сделало национальные языки необязательными. Теперь взялось за эту работу. Чеченские дети плохо знают русский язык. Правительство этого не потерпит — оно пришлет инспекторов через Минобразования. И в детских садах будут учить русскому языку, введя дополнительные часы. Если кто-то думает, что это предложение касается только мигрантов, я бы сказал, что это большая ошибка. Это вмешательство в жизнь ребенка, покушение на его родной язык и лишение его возможности жить мышлением своего народа. Так они хотят привести в "русский мир" другие народы, — резюмирует Руслан Кутаев.

"Это предложение не укладывается ни в какие рамки"

Председатель Народного конгресса Саха Иван Шамаев отмечает, что в Якутии сейчас очень мало детей, не знающих русский язык. По его словам, даже в отдаленных деревнях маленькие дети говорят на русском.

— Возможно, в каких-то районах Якутии есть дети, которые не знают русский язык. Но я хочу сказать, что предложение Фадеева не может быть реализовано в Якутии — и мы этого не допустим. Если чиновники с силовиками придут в школы искать детей, которые не знают русский язык, и начнут отправлять их в специальные центры, людям это не понравится, — говорит Шамаев.

Иван Шамаев
Иван Шамаев

Он отмечает, что в Якутии язык саха сегодня маргинализируется.

— Это предложение не укладывается ни в какие рамки. Это дикость. Я думаю, родители не обязаны учить детей русскому языку до школы. Не надо заставлять детей изучать русский язык в начальной школе. Некоторые требования можно предъявлять только с 5-го класса. Нехорошо, что Всероссийскую проверочную работу (ВПР — проверочные работы для 4 класса) проводят на русском языке, — отмечает Шамаев.

"Школа становится не столько образовательным учреждением, сколько институцией миграционного контроля"

Юристка из Казани Гульнара (имя изменено по ее просьбе), которая после начала войны с Украиной эмигрировала в одну из европейских стран, говорит, что предложение Фадеева может коснуться не только детей мигрантов, приехавших на заработки из Центральной Азии, но и школьников, проживающих в селах и деревнях Поволжья и Кавказа.

— Вместо выполнения государством своих обязательств по предоставлению равного доступа к образованию для каждого ребенка фактически будет иметь место сегрегация по расовому признаку и признаку национальности, а также прямая дискриминация нерусских детей и нерусских семей с детьми. На деле процесс уже идет и сегодня. Например, дети мигрантов, в том числе и внутренних, должны предоставить в школу доказательство прописки (регистрации по месту жительства). Даже русскоговорящему ребенку из Уфы, Красноярска или Махачкалы невозможно сегодня поступить в школу в Москве или, например, в Казани без регистрации по месту жительства. Еще сложнее приходится детям неграждан — у них часто требуют доказательства регистрации сроком свыше трех месяцев — что невозможно, если семья мигрантов пользуется правом безвизового пребывания в России сроком до 90 дней, — говорит она.

Юристка напоминает, что право на равный доступ к обязательному школьному образованию для всех детей — независимо от национальности — закреплено во Всеобщей декларации прав человека. В то же время она подчеркивает, что "на практике умаляются и дискриминируются права на доступ к образованию всех детей — нерусских, мигрантов и даже обычных русских детей, желающих учиться не по месту постоянной регистрации".

— Школа становится не столько образовательным учреждением, сколько превращается в институцию миграционного контроля, подавления нерусского населения, прямой сегрегации и дискриминации нерусского населения. Решением проблемы могли бы быть правильно организованные процессы адаптации и обучения детей русскому языку уже в самой школе. Еще более правильным подходом в правовом и гуманистическом государстве может стать организация школ с обучением на родных языках самих мигрантов или билингвальные школы, — резюмирует юристка.

"Что этим детям делать? Как им общаться и разговаривать с местными детьми?"

Блогер Журабек Амонов, который пишет о мигрантах в Москве и ведет Telegram-канал Suyanch.uz, напоминает, что в школах в европейских странах и США прилагаются усилия по обучению детей мигрантов, тогда как в России на них постоянно нападают.

— Необходимо создать условия для того, чтобы дети-мигранты ходили в школу, но они создают трудности. Даже когда родители через сайт "Госуслуги" подают заявку на устройство детей в детский сад, во многих случаях их заявления отклоняют. Детей мигрантов не берут в детский сад, не принимают в школу, если они не знают русский язык. Что этим детям делать? Как им общаться и разговаривать с местными детьми? — задается вопросом блогер.

По его словам, российские власти знают, что у мигрантов много детей. Именно поэтому, считает Амонов, чиновники, думая о будущем, хотят, чтобы дети с ранних лет были русскоязычными.

Директор московской школы №1186 имени Мусы Джалиля Роза Шакирова-Хабибуллина рассказывает, что в первом классе детей, которые не знают русский язык, отправляют в группу "Родной язык — русский", чтобы они подтянули знания. Директор уточняет: несмотря на то, что школа считается татарской, большинство ее учеников — дети из Центральной Азии. В то же время, по ее словам, татары не хотят учиться с детьми из Азии: "Не хотят учиться с азиатскими детьми, вот такой зарождающийся шовинизм".

По словам Шакировой-Хабибуллиной, если все документы в порядке и правильно оформлены на "Госуслугах", а также если есть места, то образовательное учреждение "не имеет права отказать" детям, не знающим русский язык, в поступлении в школу.

Оригинал публикации: Радио Азатлык

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG