Ссылки для упрощенного доступа

"Все дело в аспектах". Почему в Башкортостане блокируют независимое издание "Аспекты"


Иллюстративное фото
Иллюстративное фото

В Башкортостане начали блокировать сайт и страницы в соцсетях местного независимого издания "Аспекты". Издание продолжает свою работу в Telegram и YouTube каналах, но журналисты опасаются, что преследование их СМИ будет продолжено. Эксперты не исключают, что издание может закрыться уже в ближайшие месяцы. Они же обращают внимание на то, что преследование независимых журналистов усиливается по всей стране.

"ОНИ ПРОСУЩЕСТВОВАЛИ ДОСТАТОЧНО ДОЛГО"

Издание "Аспекты" возникло вскоре после начала полномасштабного вторжения России в Украину, на месте уфимского филиала запрещенной и ликвидированной радиостанции "Эхо Москвы".

Как рассказывал в апреле 2022 года "Idel.Реалии" бывший шеф-редактор "Эха Москвы" в Уфе" Руслан Валиев, у журналистов был "замысел создать новое региональное средство массовой информации, которое в перспективе должно стать полноценным СМИ". Он также заявил, что редакция нового СМИ не будет "затрагивать историю, которая сейчас разворачивается в Украине — с так называемой "специальной военной операцией", но не перестанет освещать антивоенные протесты в республике.

Журналист добавил тогда, что решение о создании "Аспектов" они "принимали самостоятельно", при этом, "советуясь, с разными людьми, в том числе с некоторыми представителями власти". Он заявил, что за первые недели войны "на региональном уровне пока ничего не изменилось: региональные парламенты не принимали каких-то местных дополнительных репрессивных законов, исполнительные власти не закрывали СМИ". Это, по его мнению, позволяло предпринять "такую отчаянную попытку сохранить профессию, сохранить в обществе возможность дискуссии по острым вопросам, сохранить для людей навыки потребления качественной, объективной информации".

В январе 2024 года Валиев, к этому времени уже оставивший пост редактора издания, пояснил в интервью "Idel.Реалии", что на "Аспектах" существовал список персон нон-грата, которых нежелательно было приглашать в эфир.

— Этот список был небольшим, но он был; в него вошли представители запрещенного и ликвидированного движения Алексея Навального и башкирские национальные активисты (речь шла о Фаиле Алсынове, Руслане Габбасове и других бывших активистах запрещенной в РФ организации "Башкорт" — "Idel.Реалии"), — уточнил журналист.

— Они просуществовали достаточно долго, уже почти два года, — отмечает один из уфимских журналистов, хорошо знакомый с редакцией "Аспектов" (он попросил об анонимности; редакции известно его имя). — При этом, они стремились избежать того, чтобы нажить явных врагов, но довольно смело, особенно в последние месяцы, критиковали в целом политику власти. К примеру, даже не критикуя в целом "СВО", они вставляли туда свои шпильки, публикуя подробные списки погибших башкортостанцев и зачастую сравнивая число убитых с количеством солдат и офицеров из республики, погибших на афганской войне. Кроме антивоенных пикетов они, следуя традиции "Эха", освещали все другие протестные события, в том числе, "Кармаскалинское дело", процессы по обвинению Лилии Чанышевой и Рустема Мулюкова, экологические сходы в Зауралье, дело Фаиля Алсынова и многое другое. По "Баймакскому делу" они публиковали содержательные интервью с адвокатами обвиняемых, новости о задержаниях и судах над активистами. И они были, и остаются популярны у республиканской аудитории; может быть, также, как прежнее "Эхо Москвы" в Уфе".

Руслан Валиев отмечал, что аудитории у "Аспектов" в интернете "даже стало больше, чем было у "Эха Москвы" [в Уфе"] в лучшие годы".

— Мы все равно считали и считаем, что даже та работа, которую мы делаем, все равно в некотором смысле полезна для хотя бы определенной части общества, — заявил журналист.

Сам Валиев сейчас находится в эмиграции в Германии. На YouTube-канале "Аспектов" он продолжает вести ряд передач.

"ТАКИМ, ВОТ, ОБРАЗОМ "РАБОТАЕТ" РОССИЙСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ, В КОТОРОЙ НАПИСАНО, ЧТО "ЦЕНЗУРА ЗАПРЕЩЕНА"

Блокировка "Аспектов" началась через несколько дней после окончания президентских выборов в России.

22 марта журналисты сообщили, что интернет-сайт редакции "перестал быть доступным примерно с 16:30 уфимского времени". Редакция отметила, что никаких сообщений и писем о причинах блокировки не поступало. Журналисты заявили, что их редакция "принципиально соблюдала и продолжает соблюдать законодательство, поэтому считает блокировку сайта внутри страны произволом".

— Я убежден, что российское законодательство полностью соблюдалось, — заявил и журналист Руслан Валиев. — Редакция обозначала статусы так называемых "иностранных агентов", "экстремистов" и "террористов". Военные действия в Украине редакция называла "специальной военной операцией". Единственное, что делали "Аспекты" — это говорили правду о том, что происходит в республике. Таким, вот, образом "работает" российская Конституция, в которой написано, что "цензура запрещена".

В следующие дни, как сообщали "Аспекты", по требованию Генпрокуратуры РФ заблокировали страницы издания во "Вконтакте", "Одноклассниках" и "Дзене".

"Данный материал заблокирован на территории Российской Федерации на основании решения Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 27.03.2024 № 27-31-2024/Треб306-24", — такая надпись появляется, например, при попытке входа с территории РФ на страницу издания во "Вконтакте".

В редакции заявили, что отправили по этому поводу соответствующие запросы в указанные надзорные ведомства.

На сегодняшний день работающими остаются телеграм и YouTube-каналы издания.

"ЖУРНАЛИСТЫ "АСПЕКТОВ" УЖЕ В ФЕВРАЛЕ ГОВОРИЛИ ДРУГ ДРУГУ: "ДОЖИВЕМ ЛИ МЫ ДО ВЫБОРОВ? "

Как рассказал анонимно один из уфимских журналистов, в редакции "Аспектов" пока не пришли к определенному выводу, что именно послужило причиной блокировок.

— Полагаю, всё дело, как говорится, в аспектах, в темах, которые они брали, в тональности, в которой они освещали эти темы. Возможно, причиной послужили "слишком вольные" по риторике эфиры передач "Аспекты Республики" и "Слухай Аспекты". Может, это были интервью с политологом Аббасом Галлямовым и бывшим сподвижником Радия Хабирова Ростиславом Мурзагуловым, которых внесли в перечень иноагентов. Не исключают коллеги и то, что причиной послужила критика действий самого Хабирова, а также активное освещение "Баймакского дела". Вряд ли также нравились чиновникам сравнения украинской и афганской войн. Возможно, это всё вместе, — предположил собеседник редакции.

Он напомнил, что накануне блокировок редактор издания Разиф Абдуллин и журналист Руслан Валиев подверглись травле в провластных "помоечных", как выразился журналист, телеграм-каналах "Техас Хабирова", "Нефть Мёд МуртаZа" и прочих.

— Недовольны изданием могли быть как федеральные структуры, в том числе, силовики, так и республиканские чиновники. В башкирском "Белом доме" всегда было радикальное крыло в лице [вице-премьера правительства РБ] Азата Бадранова, который претендовал после ухода Мурзагулова на роль куратора информационного блока и который как раз, по некоторым данным, курирует те "помоечные" каналы. Наконец, коллеги не молчали и во время президентской кампании. В всяком случае, как я знаю, журналисты "Аспектов" уже в феврале говорили друг другу: "Доживем ли мы до выборов?" Тогда закрытия не случилось, но зато это происходит сейчас. И коллеги опасаются, что преследования будут продолжены.

Журналист расценил нынешнюю блокировку издания, как "элемент целенаправленной вторичной цензуры, действующей по всей стране".

— Сейчас предсказать будущую судьбу "Аспектов" сложно — сегодня правил четких уже нет, а есть лишь логика развития репрессий, — резюмировал собеседник редакции.

"ВСЕ ЛИБО ЗАМОЛЧАЛИ, ЛИБО ПРИГЛУШИЛИ СВОЙ ГОЛОС, ЛИБО УЕХАЛИ"

Один из российских медиаюристов, также попросивший об анонимности (его имя известно редакции) оценил происходящее с "Аспектами" как элемент "планомерной постепенной зачистки последних свободных СМИ по всей России".

— Во многих крупных регионах, где еще оставались очаги свободной прессы, такая зачистка еще продолжается. Но в других, особенно там, где исстари был высокий уровень административно-полицейского контроля, как в Башкортостане, это уже произошло. На плаву пока остаются региональные издания, входящие в федеральные холдинги — такие, как "UFA1", "МКСЕТ", "Коммерсант"-Башкортостан". Но и такие СМИ испытывают давление со стороны властей, в том числе посредством первичной цензуры, телефонных звонков, рекомендаций не освещать отдельные темы, либо освещать их по минимуму — например, политические процессы над оппозиционерами. Критичность их публикаций по многим другим острым темам также постоянно снижается.

Эксперт в этой связи сравнивает нынешнее положение СМИ в Башкортостане с аналогичной ситуацией во времена президента Муртазы Рахимова, безраздельно правившего республикой около двадцати лет.

— Тогда регион, из-за сложившегося в нем авторитарного политического режима, считался одним из самых неблагополучных в России по критериям соблюдения свободы слова, свободы СМИ. Оппозиционные издания преследовались, насильственно закрывались, выдавливались за пределы региона, причем всё это делалось достаточно открыто и грубо. Остальные СМИ вынуждены были ходить "по струнке", почти как в Туркменистане. Российские правозащитники, московские демократические издания, наблюдавшие эту ситуацию, писавшие о ней, что называется, только "диву давались".

"Сегодня пресса Башкортостана существует в практически бесконфликтном режиме, о чем свидетельствует минимальное количество судебных исков к СМИ, полное отсутствие в местных газетах расследовательских и критических материалов, а также наличие фактов первичной цензуры материалов крупнейших государственных СМИ… У опрошенных участниками миссии журналистов государственных, муниципальных и большинства негосударственных СМИ отсутствует интерес к информированию граждан о реальной политической, экономической и социальной обстановке в республике, они вполне удовлетворены публикацией официальной точки зрения на те или иные вопросы, что фактически является симптомом их профессиональной и социальной деградации…", — отмечала миссия российского "Фонда защиты гласности" в Башкортостане весной 2003 года.

"Местная пресса ничем не отличается от газет сталинских времен: все наперебой хвалят президента Рахимова", — констатировала тогда же руководитель Московской Хельсинской группы, известная российская правозащитница Людмила Алексеева.

— Во время так называемой "хамитовской оттепели" (2010 — 2018 гг. — "Idel.Реалии") в Башкортостане произошло некоторое возрождение гражданского общества и частных СМИ, — продолжает собеседник редакции. — В этот период "взлетели" "Пруфы" (тогда — "Про Уфу"), появилось "Эхо Москвы" в Уфе", куда сильнее заработали "UFA1" и "МКСЕТ", стал выходить Youtube-канал "Открытая политика" — словом, информационное пространство республики стало весьма насыщенным и разнообразным. Была критика и Путина, и республиканской власти. СМИ активно взаимодействовали с независимыми гражданским организациями и транслировали их точку зрения на различные проблемы. При Хабирове же начали всех ломать, а с начала войны по всей России заработала военная цензура, которая сейчас всё больше накрывает уже все сферы, вплоть до экологической и культурной тематик, не говоря уже о тематиках социально-политической и экономической.

Эксперт опасается, что в ближайшем будущем по всем оставшимся относительно независимым СМИ будут нанесены "очередные, достаточно серьезные удары".

— Боюсь, они будут уничтожены в течение ближайшего полугода, — говорит собеседник редакции. — В нынешних условиях они власти уже просто не нужны. Игры с маленькими отдушинами даже для робкого инакомыслия кончились. Постепенно репрессивная машина захватывает всё новые круги: сейчас уже преследуют журналистов, к примеру, освещавших деятельность Навального и его штабов — Антонину Фаворскую и других в Москве, Ольгу Комлеву в Уфе…

Он добавил, что "в таких условиях свободные СМИ просто не выживают, как ни ухитряйся".

— Вообще, картина состояния региональных СМИ в России сейчас печальнее некуда, — соглашается с экспертом уфимский журналист. — Почти все либо замолчали, либо приглушили свой голос, либо уехали; работают пока лишь некоторые независимые региональные телеграм-каналы. Многие из тех, кто уехал, смогли устроиться в эмигрантские СМИ, объективно освещающие события, но они, так сказать, дуют в одну и ту же дуду, говоря о событиях в России в общефедеральном аспекте. А нужны, и очень, именно региональные СМИ, разбирающиеся в местной специфике, как те же "Аспекты". Я согласен с январским замечанием Валиева — у издания возникла очень большая аудитория именно в последнее время. И это далеко не только те либеральные слушатели, которые переключаются с "Дождя" на "Инсайдер". Это новые слушатели, в том числе, из глубинки, которые очень вероятно еще недавно голосовали за Путина и "Единую Россию". Они слушают и читают "Аспекты" потому, что по-прежнему есть очень большой запрос на объективную информацию.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

  • 16x9 Image

    Idel.Реалии

    Мы не разглашаем имя автора этой публикации из-за угрозы уголовного преследования по закону о нежелательных организациях в России. 

XS
SM
MD
LG