Ссылки для упрощенного доступа

ЛГБТК+ люди из Поволжья боятся совершать каминг-аут в семье. Правозащитники опубликовали доклад о положении квир-сообщества в России


Иллюстративное фото
Иллюстративное фото

Одна из крупнейших российских правозащитных ЛГБТК+ организаций — "Выход" — опубликовала ежегодный доклад о положении представителей сообщества в России в 2023 году. Согласно результатам исследования, Приволжский федеральный округ оказался в числе территорий с наименьшим уровнем рисков для ЛГБТК+ — на третьем месте после Северо-Западного и Центрального округов. Вместе с тем ПФО — лидер по числу опрошенных, которые не сообщают никому в семье о принадлежности к ЛГБТК+. "Idel.Реалии" изучили доклад "Выхода" и поговорили с экспертами организации об особенностях отношения к квир-сообществу в Поволжье.

17 мая — в День борьбы с гомофобией и трансфобией — ЛГБТК+ группа "Выход" опубликовала ежегодное исследование о положении ЛГБТ+ людей в России в 2023 году. Доклад подготовлен совместно с фондом "Сфера".

Правозащитники исследовали степень открытости представителей квир-сообщества, их экономическое положение, дискриминацию в сферах медицины, услуг и жилья, вопрос родительских прав, а также насилие и нападения на почве гомофобии и трансфобии.

ЛГБТК+ группа "Выход" и Фонд "Сфера" собрали через интернет 4 701 анкету. Подавляющее большинство — 61% — поступило от жителей крупных городов. Более половины респондентов идентифицируют себя как мужчины, треть — как женщины, и 13% — как небинарные персоны.

За последний год количество ЛГБТ-людей, столкнувшихся с насилием или давлением из-за своей идентичности, возросло почти в полтора раза — до 43,5%. Также увеличилось число тех, кто сообщил об угрозах — с 20% до 25%. При этом пострадавшие стали реже обращаться в полицию.

Каждый пятый опрошенный столкнулся с дискриминацией или насилием в медицине, среди трансгендерных людей эта цифра еще выше — треть. Около 20% респондентов рассказали об отказах в медицинской помощи, они связывают это с законом о запрете трансгендерного перехода.

Из-за этого закона также увеличилось число отказов трансгендерным людям в предоставлении государственных услуг. Им отказывали не только в смене гендерного маркера, но и в смене имени на гендерно-нейтральное или в получении документов с обновленным маркером в паспорте.

Примерно треть респондентов сталкивалась с давлением на работе или учёбе из-за своей идентичности. Количество таких случаев увеличилось на 4%. 87% опрошенных отметили рост гомофобных и трансфобных настроений в обществе.

В докладе сказано, что репрессии и дискриминация усиливают тревожность, депрессию, суицидальные мысли и зависимости среди ЛГБТ-людей в России. Многие отказались от выражения своей идентичности через внешний вид ради безопасности.

30 ноября прошлого года Верховный суд РФ признал "экстремистским" так называемое "Международное движение ЛГБТ". На практике такой организации не существует. Как поясняла "Idel.Реалии" юрист ЛГБТК+ группы "Выход" Ксения Михайлова, даже с точки зрения законодательства РФ, у движения должен быть некий устав, учредительная конференция, единая цель функционирования, руководители, структура и так далее. Ничего из этого у "движения ЛГБТ" нет.

С 24 июля того же года в России стало невозможно совершить трансгендерный переход. С этого момента люди, нуждающиеся в гормональной терапии, больше не могут её получать, операция по хирургической коррекции невозможна, также нельзя сменить гендерный маркер. Новый закон поставил под угрозу здоровье транс-персон, уже принимающих гормональную терапию, резкое прекращение которой опасно, а также создал критические проблемы для тех, чья внешность уже не соответствует гендерному маркеру от рождения.

После 24 февраля 2022 года в КоАП РФ появилась статья 6.21.2, запрещающая демонстрацию среди несовершеннолетних материалов, содержащих изображение однополых отношений.

СИТУАЦИЯ В ПОВОЛЖЬЕ

В исследовании, в частности, представлены данные по Приволжскому федеральному округу. Из них следует, что в ПФО самый низкий процент дискриминации при поиске работы и на учебе — 19%. Для сравнения — в Дальневосточном федеральном округе дискриминации в этой сфере подвергаются 31% ЛГБТК+ людей. А на Северном Кавказе эта цифра составляет 42%.

Респондентка из Башкортостана, гомосексуальная цисгендерная женщина, рассказывает о случае такой дискриминации: "Работала в салоне, и там директор "предупреждала" клиентов, видимо, на всякий случай о моей ориентации. Типа, если им это не нравится, чтобы не записывались ко мне".

С дискриминацией сталкиваются и асексуальные люди: жительница того же Башкортостана подчеркивает, что гинеколог неоднократно пыталась вести с ней беседы о необходимости половой жизни. "Теперь я вру ей, что у меня есть партнёр", — говорит она.

"Выход" рассказывает об ущемлении ЛГБТК+ людей в родительских правах. Так, 31-летней бисексуальной трансгендерной женщине после перехода и смены документов постоянно приходится доказывать, что она является родителем: в свидетельстве о рождении указаны старые имя и гендерный маркер, а в паспорте — новые. "Чтобы доказать, что я являюсь родителем детей, мне приходится показывать дополнительно справку из ЗАГСа о смене данных, которую мне показывать неприятно, это вызывает у меня чувство гендерной дисфории (форма болезненно-пониженного настроения, характеризующаяся мрачной раздражительностью, чувством неприязни к окружающим"Idel.Реалии") и тревожность", — говорит она.

Семь процентов опрошенных ЛГБТК+ людей в Поволжье сталкивались с физическим насилием. Это самый низкий показатель по России наряду с аналогичными семью процентами в Центральном федеральном округе. С насилием столкнулся гетеросексуальный трансгендерный мужчина из Саратовской области: его избили на улице, когда он ещё не сменил гендерный маркер в паспорте. В отделении полиции нападавший узнал, что избил де-юре девушку и очень долго извинялся.

Куда выше в ПФО, по данным "Выхода", количество случаев угроз и преследования: 26% против 22% в ЦФО. 10% представителей сообщества из Поволжья сообщили о сексуализированном насилии в отношении себя (в ЦФО — 6%, на Северном Кавказе — 9%), 13% — 0 семейно-бытовом насилии.

Отдельный раздел исследования правозащитников посвящен репрессиям и влиянию войны в Украине на жизнь ЛГБТК+ людей. В разделе не представлена разбивка по регионам, однако в целом абсолютное большинство (87%) от всех респондентов отмечают усиление гомофобных и трансфобных настроений в российском обществе после 24 февраля 2022 года. 47% трансгендерных людей столкнулись с ограничениями в доступе к лекарствам. 83% видят для себя риски в признании "международного движения ЛГБТ" "экстремистским". "Стало страшно даже лайкать посты в интернете. Об ориентации молчу. Те, кто знал раньше, знают, новым знакомым не сообщаю", — говорит бисексуальная женщина из Нижегородской области.

Социолог ЛГБТК+ группы "Выход" Нина Павлова в беседе с "Idel.Реалии" поясняет, что наиболее гомофобные и трансфобные округа — Северный Кавказ (с большим отрывом), далее — Дальневосточный федеральный округ и южные регионы.

— А есть, наоборот, регионы с самыми низкими показателями насилия и дискриминации, — это в первую очередь Северо-Запад, а если точнее — Санкт-Петербург, который вытягивает на себе весь округ. Следом за ним — Центральная Россия во главе с Москвой. Поволжье занимает срединное положение и географически, и по показателям, которые мы оцениваем, но тяготеет, скорее, к наименее гомофобным и трансфобным. По ряду показателей Приволжский федеральный округ близок к Петербургу и Москве — например, доля респондентов из Поволжья, столкнувшихся с физическим насилием, угрозами, порчей имущества на почве ненависти — одна из самых низких по стране наравне с Северо-Западом и Центром России, — говорит социолог.

Таким образом, если составлять "рейтинг" федеральных округов, Поволжье твёрдо занимает третье место по наименьшим рискам для ЛГБТК+ людей — "с большой-большой долей условности и поправкой на то, что гомофобные и трансфобные настроения сейчас растут по всей стране, и даже самые низкие показатели в нашем исследовании — это все еще свидетельство трудного положения ЛГБТК+ сообщества", говорит Павлова.

Вместе с тем ПФО входит в лидеры по числу людей, не готовых совершать каминг-аут в семье. Эксперт полагает, что именно с такой закрытостью может быть связан относительно низкий уровень дискриминации и насилия, а не с тем, что люди там намного дружелюбнее настроены к ЛГБТК+.

— Нужно еще сделать оговорку, что Приволжский федеральный округ у нас — один из самых недопредставленных, после Северного Кавказа и Дальнего Востока, а большинство респондентов оттуда — это жители городов-миллионников: Казань, Нижний Новгород, Самара. Обычно чем меньше населенный пункт, в котором живет ЛГБТК+ человек, тем ему или ей сложнее, — отмечает Павлова.

Она также говорит, что среди респондентов мало жителей Мордовии, Чувашии, Марий Эл — буквально от десяти до 20 человек в каждой республике. Поэтому судить о ситуации в этих регионах сложно. В то же время значительное число опрошенных из Поволжья проживают в Татарстане и Башкортостане, так что все тенденции ПФО, описанные в докладе, по большей части характерны в первую очередь для этих республик, резюмирует Нина Павлова.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

  • 16x9 Image

    Idel.Реалии

    Мы не разглашаем имя автора этой публикации из-за угрозы уголовного преследования по закону о нежелательных организациях в России. 

XS
SM
MD
LG