Азнакаевский сель. Татарстанское село регулярно страдает от наводнений

Ливни превращают овраги, рассекающие склон у села Урманаево Азнакаевского района, в бурные реки. Мощные потоки воды с грязью устремляются вниз —​ к реке Стерля —​ и в результате затапливают улицы и дома. За последние шесть лет наводнения здесь случались уже трижды. Село в это время напоминает горную деревушку, попавшую под селевой поток. От мокрых погребов плесень расползается по стенам, делая дома непригодными для проживания. Но власти проблему не решают.

ПОТОП ЗА ПОТОПОМ

— Для меня главное — чтобы дома не было сырости. Дети болеют. Еще у меня и старший — слабенький. Ему вообще болеть нельзя. Сказали [врачи], чтобы он не болел, [надо], чтобы не простужался, — рассказывает жительница села Урманаево Лена Карамова. У неё трое детей. Младшему — четыре года, старшему — десять лет.

Стены в ленином доме сырые, под обоями — черная плесень.

Плесень в доме Лены Карамовой

Семья Карамовых переехала в дом на улице Гарифа Галиева в 2010 году. Сделали ремонт, в 2012 году — купили новую мебель. Не прошло и месяца, как их затопило.

Это произошло 22 июня во время ливня. Грязный поток, несшийся со склона в сторону Стерли, приостановился у преградившей ему путь дорожной насыпи по улице Галиева и залил все вокруг.

Вода затопила двор и погреб, а потом поднялась еще выше — в дом. Новый диван плавал.

Часть большого, полного заготовок погреба обрушилась. Банки остались погребенными под толщей обломков и нанесенной водой грязи.

Главой сельского поселения в то время был Илгиз Шакирзянов. Лена и соседи рассказывают, что он обошел пострадавших и собрал от них заявления на выделение материальной помощи. По домам прошлись сотрудники МЧС, и матпомощь выделили. Тем, чьи дома затопило, районная администрация дала по десять тысяч рублей. Карамовы заменили на эту сумму прогнивший от сырости пол на кухне — над погребом.

Спустя пять лет дом наконец просох. Лена оклеила комнаты новыми обоями. А летом 2017-го во время ливня погреб вновь затопило.

Выше уровня пола вода на сей раз не поднялась, но стены вновь отсырели. У соседа Фазыла Миннгалиева погреб развалился — пришлось закупать стройматериалы для ремонта.

Фазыл Миннгалиев

Пострадавшие (корреспонденту "Idel.Реалии" точно известно о затоплении трех погребов, число тех, чьи дворы, огороды и теплицы остались под водой — как минимум, вдвое больше) вновь обратились к главе района за материальной помощью. Вместо матпомощи им прислали щебень. Да и тот, подозревает Лена — на средства самообложения. Мол, сельсовет лишь оплатил доставку.

Этим летом, 4 августа, урманаевцев затопило в третий раз. У Карамовых под водой вновь оказался погреб. У Миннгалиевых сгнило купленное за двенадцать тысяч сено.

ОТКУДА ВОДА

Урманаево расположено в долине реки Стерля, у подножия её крутого, левого склона. Склон разрезают два оврага, по которым вода устремляется вниз — к селу.

Устье первого оврага — напротив фермы, принадлежащей, как говорят жители, агрофирме "Азнакай". Для прохода воды, стекающей с него, под автомобильной дорогой, которая разделяет село и крутой склон (назовем её дорогой №1), проложена труба.

Устье второго, разветвленного оврага расположено напротив безымянной улицы, идущей вдоль кладбища и выходящей к дому, где живут Карамовы. Именно эта улица во время ливневых дождей в 2012, 2017 и 2018 годах превращалась в бурный приток Стерли.

Дорожники, видимо, учли, что поток воды с этого оврага больше, поэтому здесь под дорогой (№1) лежат две трубы. Причем, судя по спутниковому снимку на Яндекс-картах, вода из устья первого оврага проложила себе путь ко второму, что, вероятно, увеличивает мощность потока.

Диаметр труб у устьев оврагов довольно велик — в летний зной в них прячутся от солнца и отдыхают барашки.

На пути у воды — еще две автодороги, причем диаметр водопропускных труб под ними существенно меньше, чем у труб под дорогой №1. Вторая дорога (назовем её дорогой №2) проходит перед домом Лены, третья (дорога №3) — почти у самой Стерли.

Преодолев последнее препятствие, вода стекает в реку.

Интересно, что на Яндекс-картах участок пути воды от оврага до Стерли обозначен как водоток, а на "народной карте" поисковой системы — как участок русла реки.

Существующая система водопропускных сооружений в большинстве случаев работает. Во время весеннего снеготаяния и умеренных дождей вода успевает впитываться в землю — подтоплений подворий, как говорят жители, не бывает. По воспоминаниям лениной бабушки до 2012 года их затапливало лишь однажды — в 80-х годах прошлого века.

Однако с потоком воды, превращающимся во время слишком сильных ливней в бурную реку, система не справляется. Эта "река" не успевает проходить по узкой водопропускной трубе под дорогой №2. На снятом жителями видео видно: воды столько, что она перетекает над дорогой — уже после того как затопит округу.

Your browser doesn’t support HTML5

Бурные реки села Урманаево

Причем в потоке не только выпавшие осадки — в ней земля, снесенная со склонов, мусор и ветки, подхваченные по пути. То есть, это самая настоящая сель. Мусор и грязь забивают трубы, создавая дополнительные препятствия на пути воды.

ПАШУТ ДО САМЫХ ВЕРШИН ОВРАГОВ

Корреспондент "Idel.Реалии" обратилась в пресс-службу Азнакаевского района с просьбой указать причину описанных подтоплений, сообщить, какие меры принимали, принимают и планируют принять для их предотвращения, а также — какая помощь оказывается пострадавшим.

Пресс-служба переслала краткий ответ действующего главы Урманаевского сельского поселения Айдара Закирова.

Подтопления, пишет он, происходили после обильных дождей. В 2012 году все пострадавшие, которые обратились в исполком, получили денежные компенсации. В 2015 году для предотвращения подтоплений по улице Галиева около домов №23, 16 (через несколько домов от дома Карамовой) была-де проложена дополнительная водопропускная труба. А в 2017 для пострадавших привезли щебень в объеме 108 кубометров.

Еще на один вопрос Закиров предпочел не отвечать. Корреспондент интересовалась, кому принадлежат и кто обрабатывает сельскохозяйственные поля, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами 16:02:180102:16, 16:02:180102:18 и 16:02:180102:19.

Эти участки находятся на возвышенности, окружающей Урманаево с северо-запада. Судя по фотографиям с высоты птичьего полета, сделанным в начале осени прошлого года, пашут там почти до самых вершин обоих оврагов. Тех самых, откуда во время ливней берет начало бурная река. Защитные лесополосы отсутствуют. Данных ни о собственниках, ни об арендаторах участков во ФГИС ЕГРН нет. По словам бывшего главы и действующего депутата Урманаевского сельского поселения Илгиза Шакирзянова, участки на горе — муниципальные, а арендует их уже лет десять агрофирма "Азнакай".

ООО "Агрофирма "Азнакай" создано в 2009 году. Учредители: Марданов Рифкать Гусманович и Муслимов Ильгиз Рашитович. Предприятие входит в состав холдинга "Агросила".

Что до дополнительной трубы, то, судя по потопам 2017 и 2018 годов, она ситуацию не улучшила.

"ТАКИЕ ЯВЛЕНИЯ НАС ОЖИДАЮТ ПОВСЕМЕСТНО"

Анатолий Байков, учитель географии, биологии и общественный инспектор по охране окружающей среды, много лет занимается изучением оврагообразования в Азнакаевском районе. В частности — на территории государственного природного заказника Чатыр-Тау.

По его мнению, ситуация приобретает угрожающие масштабы:

— Я уже три года исследования провожу со своими школьниками и наблюдаю, что эрозия резко ускорилась. Причину установить не могу, но, прогнозируя глобальное изменение климата, думаю, что проблема будет нарастать.

Байков считает, что ливни становятся более интенсивными и такие явления, как в Урманаево, нас ожидают повсеместно.

По его наблюдениям, скорость роста оврагов в районе достигает полутора-двух метров за сезон. Однако конкретные меры для их остановки власти не принимают. Хотя задача эта, считает инспектор, даже не районного — республиканского уровня.

Проект — это деньги, которые администрация не потянет сама. Слишком большие вложения

— Мы программу "Миллион для Стерли" инициировали, — рассказывает Байков о действующей в течение двух лет программе, которая реализуется при поддержке районной администрации. — Это посадки леса. Сейчас, где мы можем, мы сажаем вдоль русла реки, восстанавливаем прирусловые заросли. А вот сельхозугодья — там уже, конечно, сложнее. Собрать большое количество людей и начинать где-то что-то сажать — это уже нужен проект. А проект — это деньги, которые администрация [района] не потянет сама. Слишком большие вложения.

Для остановки роста оврагов необходим целый комплекс мероприятий, включая затратные гидротехнические, уверен общественник. И следовательно — республиканские программа и финансирование.

Пока ни того, ни другого нет, жители, считает Байков, могут попытаться самостоятельно облегчить свою участь. Например, установить плетневые перегородки поперек русла оврага — так называемые фашинные заграждения, которые сдерживают поток воды и разрушенного материала. Ивовые прутья для этих заграждений можно заготавливать вдоль рек. Мол, такие места возле Урманаево есть.

— Я думаю, что они многое могли бы и сами сделать, — продолжает он. — Посадить [деревья] вдоль оврагов. Поток воды нужно каким-то образом разбить, остановить размывающую способность. И тогда, может быть, попроще станет.

Общественный инспектор уточняет, что в любом случае ситуацию необходимо изучать на месте, и выражает готовность проконсультировать урманаевцев, если те проявят инициативу.

Этой осенью Илгизу Шакирзянову и другому депутату Урманаевского сельского поселения Алмасу Калимуллину удалось привлечь внимание исполкома Азнакаевского района к проблеме. Как сообщил Шакирзянов, комиссия исполкома побывала не месте и пообещала начать с 2019 года высаживать деревья на проблемном склоне.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.