Долина реки Бугалыш. Как марийцы, татары и русские живут в деревнях без границ

В Красноуфимском округе Свердловской области вдоль реки Бугалыш растянулись три деревни. Верхний, Средний и Новый Бугалыш. Плюс неформальная Центральная усадьба. Между поселениями нет пустынных границ, их разделяют дороги. Шел по Верхнему Бугалышу, перешел на другую сторону улицы — ты уже в Среднем. Но при этом деревни отличаются всем: религией, культурой, традициями и праздниками. Дело в том, что в каждом селе живет отдельный народ. В Верхнем Бугалыше — марийцы, в Среднем и Новом — татары, а в Центральной усадьбе — русские.

ТАТАРСКИЙ БУГАЛЫШ

Учитель физкультуры Рифат Габдрахманов каждую весну поднимается на гору с учениками, откуда видно весь Средний Бугалыш. В руках у учителя и ребят — камни. Они тренируются — имитируют лыжный ход с нагрузкой. Еще камни нужны, чтобы поменять ноль на единицу в надписи "420 лет Бугалышу". Двадцать лет назад Рифат понял, что сбрасывать камни вниз небезопасно и придумал сделать поздравление родной деревне.

Надпись на горе: 421 — Бугалыш

— Когда я меняю цифру, кричу "Ура, еще один год прожили!" Каждая буква в высоту — 12 метров. На гору приходится подниматься дважды. Когда сойдет снег, чтобы добавить один год, и летом — чтобы прополоть траву, которая мешает разглядеть слова снизу. Рифат всю жизнь прожил тут, в Среднем Бугалыше. Работал в школе, был депутатом.

Новая мечеть


В деревне есть две мечети: старая и новая. В старую жители села уже не ходят. В советское время из нее сделали больницу и там проводили аборты. Местные сказали, что молиться на месте убийства — нельзя. Поэтому новую мечеть сделали на месте бывшей детской больницы. Старое аварийное здание отремонтировали, но до сих пор в мечети мало людей. По словам Рифата, нынешнего муллу не уважают. Мол, он бывший коммунист и предлагает за отопление мечети платить всем по очереди. Самого Рифата это не устраивает, он в мечети появляется не часто:

— Я работал депутатом 14 лет. Верую, но старики говорят, что пора молиться постоянно. А я еще руками могу многим помочь. Почему я должен сидеть и у Бога просить, не понимаю.

Деревня Средний Бугалыш достаточно вытянутая, приемущественно сосредоточенная около дороги


С депутатством Рифат покончил после того, как на древнем кладбище газовики поставили колонку. Самое первое бугалышское кладбище находилось на окраине деревни. В советское время там построили гараж для тракторов.

Местные жители были против, но снести гараж удалось только через двадцать лет. Несколько лет назад Рифат с жителями посадил там кедры и дубы. Но чтобы продолжить газификацию деревни, нужно было именно в этом месте поставить колонку. Рабочие пообещали активисту, что пилой осторожно вырежут землю, а сами приехали на экскаваторах и разворотили старые могилы.

— Народ мне поверил, когда я обещал, что все будет аккуратно. А там повсюду черепа и кости валялись. Меня называли врагом народа, пришлось уйти.

В деревне Средний Бугалыш иногда можно наблюдать стены, сделанные из старых камней

Разговаривают в Среднем Бугалыше на татарском вперемешку с русским. В садике татарские воспитатели говорят на родном языке, но перед школой родители стараются дома переходить на русский, чтобы детям "было проще жить в дальнейшем". Это привело к тому, что у нового поколения словарный запас сократился. Девочки школе платки не носят, за редким исключением. Молодых людей в деревне мало — в основном живут пенсионеры. Чужаки появляются, разве что когда идут на соседнюю гору искать металлоискателями золото.

Брошенных домов не так много, в основном все ухожены или продаются

Ниже по течению реки находится деревня Новый Бугалыш. Ее основали выходцы из Среднего Бугалыша. Сейчас там живет чуть больше трехста человек. Работает мечеть с восстановленным минаретом.


БУФЕРНЫЙ РУССКИЙ БУГАЛЫШ

Формально Центральная усадьба — это часть Среднего Бугалыша. Она находится ровно между Средним и Верхним Бугалышом. Этот район появился в шестидесятые, когда деревни начали укрупнять и переносить в центр главные учреждения. Там находится местная администрация, детский сад, больница, почта, школа и главные магазины. Живут в этом районе русские. Именно там проходит общий праздник — день поселка. На сабантуй нужно идти на восток — в Средний Бугалыш, а на Ага-Пайрем — на запад, в Верхний.

Главная дорога в марийской деревне Верхний Бугалыш

МАРИЙСКИЙ БУГАЛЫШ

У библиотекаря Тамары Семеновны в углу висит национальный марийский костюм из домотканой ткани. Чешуйки яги — женского нагрудного украшения — сделаны из дореволюционных монет. Женщина говорит, что ценности они не имеют, потому что во всех монетках дырочки.

Музейный уголок посвященный марийской культуре в библиотеке деревни Верхний Бугалыш

— Ягу раньше носили только взрослые замужние женщины. Сейчас — все. Недавно я дала школьницам костюм для концерта, а они все серебряные моменты пообрывали. Думали, они дорогие. А я заметила поздно — уже было претензии не предъявить, — перебирает Тамара украшение. Сейчас ягу надевают только по праздникам, а поколение назад национальную одежду носили каждый день.

Библиотекарь в марийской деревне Верхний Бугалыш рассказывает об истории наслеленного пункта

Деревня Верхний Бугалыш появилась в 1680 году. Сейчас здесь живет полтысячи марийцев. При этом марийскую речь на улице тут не услышать. На национальном языке разговаривают только дома. В школе марийский преподают факультативно — два часа в неделю.

— Мои дети не разговаривают на марийском. Они понимают, могут ответить, если я спрошу что-то. Но на улице говорят только по-русски. Стесняются, — объясняет библиотекарь.

Некоторые марийцы в Верхнем Бугалыше сменили религию. Тамара Семеновна крестилась, чтобы помочь сыну.

— Мой сын пошел не по той дорожке. Я прочитала в журнале, что для новой жизни надо самой креститься, его крестить и дать ему новое имя. — Но она не уверена, что именно новая религия помогла сыну. Когда он стал старше, все наладилось.

— Я не знаю, может, надо было молиться своим богам, — добавляет она и говорит, что всегда хотела сходить на моления.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Уральские марийцы: далекие и близкие

Соседняя дверь рядом с библиотекой — клуб. Раз в неделю там устраивают дискотеки. Там же организовывают концерты и праздники. В клубе проходил и кастинг для фильма Алексея Федорченко "Небесные жены луговых мари". Многие жители Верхнего Бугалыша снимались там в массовке. Тамара Семеновна – тоже. Фильмом она недовольна.

— Это безобразный фильм. В каждой легенде марийки выглядят развратными колдуньями. Если бы я знала содержание, ни за что бы не согласилась. Мне до сих пор стыдно".

Девушки из священных рощ. Марийки о своем народе и связи с природой

Как уверяют во всех Бугалышах, русские, марийцы и татары живут мирно. Говорят на смеси трех языков, ходят друг к другу на праздники и даже блюда дома готовят такие, как у соседей.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.