Почему столицей марийской автономии сто лет назад стала Йошкар-Ола

Участники Казанской конференции коммунистов мари в июле 1920 года. Из книги Ксенофонта Санукова "Истории Марийской автономии"

В год 100-летия создания национально-государственной автономии марийцев "Idel.Реалии" рассказывают о том, как организовывалась новая территория, какие варианты ее развития были перед местными руководителями, о выборе, который они сделали. Уездный Царевокшайск, переименованный в честь первой годовщины Октябрьской революции в Краснококшайск, не был ни культурным, ни экономическим центром нового края. В этом его превосходил расположенный на Волге Козьмодемьянск. Национальную же культуру мари, как и национальные общественные организации, развивали из Казани, где находились марийские типографии, проходили съезды национальной интеллигенции. Столицей же марийской автономной области стала именно будущая Йошкар-Ола. Как это произошло, как на случившееся отреагировали козьмодемьянские коммунисты, и когда именно Марийская автономия стала таковой не на бумаге, а в действительности — подробнее в нашем очередном материале из цикла статей о 100-летии автономии марийского народа.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Марийская автономия за восемь месяцев. Как это было

ДВА ГОРОДА

Национальную культуру мари, как и национальные общественные организации, развивали из Казани, где находились марийские типографии, проходили съезды национальной интеллигенции

Ко времени принятия в Москве решения об организации Марийской автономной области на ее территории было два города: Козьмодемьянск и Краснококшайск (такое название получил в феврале 1919 года Царевококшайск; смена названия города несмотря на позднее официальное утверждение приурочена к первой годовщине Октябрьской революции, об этом писали местные историки). И тот и другой — уездный центры. Оба — бывшие крепости, построенные для русской колонизации мятежного края в конце XVI века. Экономическое значение двух городов было не одинаковым: купеческий Козьмодемьянск в конце XIX века превосходил Царевококшайск в три раза по количеству населения. По данным 1897 года в этих городах проживали соответственно 5300 и 1700 жителей.

Основу экономики Царевококшайска составляло сельское хозяйство. Единственным промышленным предприятием был открытый в конце XIX века винокуренный завод, на нем работало 70 человек.

В окрестностях уездного Козьмодемьянска в это время работали три предприятия: пиво-медоваренный завод и лесопилки. Население города занималось торговлей, ремеслами, рыболовным промыслом.

Через тридцать лет, в 1926 году, соотношение посчислу жителей двух городов изменилось немного, возможно это произошло из-за столичного статуса Краснококшайска: в административном центре к пятой годовщине автономии насчитывалось 4300 жителей, а в райцентре на берегу Волги — 7700.

Постановление о создании автономии марийцев, подписанное Лениным

КОЗЬМОДЕМЬЯНСКАЯ ГУБЕРНИЯ

Марийская автономия была образована позже, чем национально-территориальные образования ближайших соседей — татар и чувашей. Именно из-за определенной неразберихи, когда часть территорий, населенных марийцами, передавалась от одной губернии к другой (а общие пожелания и притязания на контуры национального региона уже начинали складываться), в Козьмодемьянске возникла инициатива о создании новой губернии. Город должен был стать, по мнению местной власти, административным центром лесных кантонов, тяготеющих к нему "в промышленном отношении" (в Козьмодемьянске проводилась вторая по значимости российская лесная ярмарка).

Your browser doesn’t support HTML5

К 100-летию Татарстана. Как появилась республика

В июне 1920 года, после образования Татарской АССР, Козьмодемьянский уезд был передан из состава Казанской губернии в Нижегородскую. Именно вслед за этим событием члены исполкома Козьмодемянского уезда выступили с инициативой создать собственную губернию. Они решили ходатайствовать о выделении лесных районов: Воскресенского и Васильсурского Нижегородской губернии, Яранского и Уржумского Вятской губернии, Козьмодемьянского и Краснококшайского Казанской губернии — в отдельный регион. С центром в Козьмодемьянске.

Рабочее название, котрое было одобрено: Марийская трудовая область

Главными доводами сторонниками столицы в Козьмодемьянске (и в дальнейшем, когда уже вопрос касался места расположения будущего административного центра Марийской автономной области) были удобное расположение (на берегу Волги, по которой проходил большой транзит пассажирских судов и промышленных грузов) и ожидавшееся строительство железной дороги. К тому же, по мнению сторонников столицы-Козьмодемьянска, этот город был больше готов к приему областных чиновников; для размещения различных учреждений легче было найти административные здания.

КОНФЕРЕНЦИЯ КОММУНИСТОВ МАРИ В КАЗАНИ

Александр Григорьев, руководитель Козьмодемьянского уездного исполкома в 1920 году


В июле 1920-го в Казани состоялась конференция коммунистов мари, на ней довольно подробно обсуждалась проблема будущего административного центра. Участники (52 человека) отвергли идею назвать будущий новый регион Козьмодемьянской или даже Марийской губернией. Рабочее название, котрое было одобрено: Марийская трудовая область. Представители исполкома Козьмодемьянска (Александр Григорьев и Пётр Сапожников) по-прежнему хотели бы видеть столицей свой город. Их оппоненты из Краснококшайска Иван Смирнов и Александр Эшкинин возражали: центром может быть только Краснококшайск — он "находится в центре, в гуще населения мари". По отношению к большей части автономной области марийцев располагающийся на правом берегу Волги Козьмодемьянск будет труднодоступен, считали они: это могло привести к возникновению недовольства жителей. Третий вариант – избрать административным центром МАО город Казань предложил видный деятель марийского национального движения Владимир Мухин. Он аргументировал свое мнение тем, что именно в Казани находились марийские организации, редакции и типография.

Андрей Эшкинин был заместителем руководителя Марийского отдела Наркомнаца

4 ноября, когда был подписан декрет Всероссийского исполнительного комитета и Совета народных комиссаров РСФСР об образовании автономной области марийского народа, ее столица еще не была избрана


Принятое решение было компромиссным: временным центром Марийской автономной области должен был стать Козьмодемьянск, но постоянным (с передачей столичного статуса через определенное время — какое, не оговаривалось) признали Краснококшайск.

Фактическим руководителем среди национальных деятелей, по итогам казанской конференции, стал руководитель Марийского отдела Наркомата национальностей Сергей Черняков. Его заместителями стали Андрей Эшкинин и Николай Бутенин. Изначально (так это выглядело и на казанской конференции) потенциальным автором оформления марийской автономии был Владимир Мухин, полагает известный марийский историк Ксенофонт Сануков. Но Мухина из Казани отправили по партиной мобилизации на Юго-Западный фронт (где он был до начала января 1921 года). Иван Петров, который, вероятно, уже получил приглашение в Марийский отдел Наркомнац, вернулся с конференции в Украину — он был на партработе в Хорольском ревкоме Полтавской губернии.

"КРАСНОКОКШАЙСКАЯ ПАРТИЯ"

Вес сторонников Краснококшайска — столицы будущей автономной области марийцев — был определяющим в выборе столицы. За город на Кокшаге были представители мари в Наркомате национальностей. Историк Ксенофонт Сануков уточняет, что все они были луговыми мари, что многое объясняет: Козьмодемьянск находится на так называемой "горной стороне", правобережье Волги; город является административным центром Горномарийского района, который населяют горные марийцы. Но 4 ноября, когда был подписан декрет Всероссийского исполнительного комитета и Совета народных комиссаров РСФСР об образовании автономной области марийского народа, ее столица еще не была избрана.

Руководители Краснококшайска начали готовить свой город к выполнению функций областного центра сразу после появления декрета. За первую неделю было принято решение образовать областные учреждения на базе уездных. В Казань и Москву были подготовлены делегации, которые должны были ходатайствовать о решении практических вопросов: "постройки железной дороги, установлении телефонной сети, получении авансом необходимых материалов".

Сергей Черняков, руководитель Марийского отдела Наркомата национальностей

В конце ноября участвовавший в заседании правительства РСФСР Сергей Черняков во время доклада о границах и центре Марийской области сообщил, что "административным центром является гор. Краснококшайск", он не стал упоминать о временном столичном статусе Козьмодемьянска. Декрет был подписан Владимиром Лениным в этой редакции. В документе были перечислены территории, включаемые в состав нового национального образования: Краснококшайский и Козьмодемьянский уезды полностью, части Уржумского, Васильсурского и Яранского уездов. Судьба марийской части Чебоксарского уезда должна была решиться позднее, "по согласованию руководящих органов Марийской и Чувашской областей". До созыва первого съезда Советов Маробласти вся полнота власти передавалась революционному комитету. Ревком МАО не был создан сразу, как это было в соседних автономий. Решение этого вопроса сильно затянулось, считает Ксенофонт Сануков.

Власти Козьмодемьянска игнорировали первые несколько обращений из Краснококшайска, связанных с попытками наладить связь с районами

Козьмодемьянские руководители в это время пытались влиять на ситуацию доступным им способом. Председатель уездного комитета РКП (б) Александр Григорьев пытался разузнать позицию Москвы во время своих октябрьской и декабрьской поездок в столицу Советской России. Интересно, что власти Козьмодемьянска игнорировали первые несколько обращений из Краснококшайска, связанных с попытками наладить связь с районами.

Первоначально предполагалось, что торжественное открытие автономной области будет провозглашено 15 декабря. Комиссия, созданная в административном центре, заказала для этого плакаты, лозунги и транспаранты. Довольно быстро стало понятно, что без оформленного органа власти — революционного комитета, торжества проводить не стоит. Было принято дополнительное решение сделать спецзаказ в Козьмодемьянской мастерской, объявить конкурс на марийский гимн и пьесу, посвященную открытию области.

Никакого Марийского областного комитета компартии еще не было, но Иван Петров подписал несколько важных документов как член обкома РКП

Приехавший с Украины Иван Петров форсировал создание реввоенсовета. В конце декабря он объявил себя председателем этого первичного органа власти автономной области. Предполагалось, что в Москве должен быть издан подтверждающий эти полномочия декрет. Очередное, второе по счету официальное учреждение Марийской автономии должно было состояться 22 января 1921 года. В этот момент стало очевидно, что в складывающейся в Советской России системе власти реально действуют указания партийных комитетов. И в уже учрежденной Марийской автономной области, разделенной после создания Татарской АССР и Чувашской АО на несколько губерний, продолжают действовать связи через губернские комитеты партии. Никакого Марийского областного комитета компартии еще не было, но Иван Петров подписал несколько важных документов как член обкома РКП. В январе областной комитет партии был учрежден, в феврале состоялось юридическое оформление передачи-приема уездов и волостей из Нижегородской и Вятской губернии в состав Марийской автономной области.

При создании Марийской автономной области в ее состав вошли территории, на которых проживала примерно половина всех населявших Россию марийцев. В новом национально-территориальном образовании их проживало больше, чем представителей других национальностей, 61,4%.

После этого, 1 марта 1921 года ревком МАО установил новый праздник — день открытия Марийской автономной области. На этот раз торжества состоялись. Они прошли на площади Революции в Краснококшайске (сейчас на этом месте располагается Царевококшайский кремль). В центре площади воздвигли обелиск, соседние дома (бывшие купеческие особняки) украсили гирляндами, красными флагами, транспарантами. С речью перед собравшимися участниками митинга выступил руководитель Марийского отдела Наркомата национальностей Сергей Черняков.

Именно 1 марта в течение последующих десяти лет отмечался ежегодно как народный праздник. Полное же организационное оформление автономии заняло еще несколько месяцев, оно завершилось на первом съезде Советов МАО, прошедшем 21-24 июня 1921 года. В 1931-1959 годах образование автономии отмечали в ближайшее к этим дням воскресенье.

Торжества в честь учреждения Марийской автономии 1 марта 1921 года. Площадь Революции

При создании Марийской автономной области в ее состав вошли территории, на которых проживала примерно половина всех населявших Россию марийцев. В новом национально-территориальном образовании их проживало больше, чем представителей других национальностей, 61,4%.

Первыми руководителями Марийской автономной области стали практически исключительно представители мари.

Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.