Большой террор и судьбы. Последний адрес Галимджана Ибрагимова

Галимджан Ибрагимов, Киев, 1913 год.

Больница отдела мест заключения НКВД ТАССР стала местом, в котором арестованный смертельно больной писатель Галимджан Ибрагимов провел последние три месяца жизни и умер 21 января 1938 года. Хотя память писателя увековечена в Казани, этот адрес остается малоизвестным, если не сказать замалчиваемым. Рассказом о последнем адресе Ибрагимова "Idel.Реалии" продолжают серию публикаций о малоизвестных страницах государственного террора в Поволжье. Социолог Искандер Ясавеев обобщает имеющиеся сведения о последних месяцах жизни Галимджана Ибрагимова и тюремной больнице.

Галимджан Ибрагимов — один из самых известных татарских писателей. Его вклад в развитие национальной литературы общепризнан. Произведения Ибрагимова издавались на разных языках и до сих пор издаются. По ним ставят спектакли, один из них — "Адәмнәр" Татарского театра кукол "Экият" по одноименной повести Ибрагимова о голоде в Поволжье 1921–1922 гг. — стал номинантом фестиваля "Золотая маска". Творчеству Ибрагимова посвящено множество литературоведческих работ.

Галимджан Ибрагимов — татарский писатель, публицист и литературовед.

Родился 12 марта 1887 года в деревне Султанмуратово Стерлитамакского уезда Уфимской губернии (ныне село находится в Аургазинском районе Республики Башкортостан). Начальное образование получил в сельском медресе и начальной русской школе. В 1898–1905 годах учился в медресе Вали-муллы в Оренбурге, был изгнан из медресе за выступление против схоластического образования.

В 1906–1908 годах учился в уфимском медресе "Галия". С 1909 по 1912 год жил в Казани, сотрудничал с татарскими периодическими изданиями, печатался в газете "Йолдыз" и журнале "Шура".

В 1912 году уехал в Киев, где принимал участие в заседаниях кружка мусульманских студентов. 17 апреля 1913 года был арестован вместе с участниками кружка за политическую деятельность, около двух месяцев провел в одиночной камере Киевской губернской тюрьмы.

После освобождения из тюрьмы вернулся в Казань, где работал в журнале "Анг". В 1915–1917 годах преподавал татарский язык и литературу в медресе "Галия" в Уфе. После Февральской революции 1917 года стал одним из организаторов и руководителей Партии татаро-башкирских мусульманских левых эсеров, учредителем и редактором газеты "Ирек", органа Уфимского губкома татарских левых эсеров. Депутат Миллэт Меджлиси (1917–1918 годы) и Учредительного собрания.

В 1918 году вместе с Муллануром Вахитовым и Шарифом Манатовым участвовал в организации и входил в состав Комиссариата по делам мусульман Внутренней России (Центрального мусульманского комиссариата) при Народном комиссариате по делам национальностей РСФСР. С 1918-го по 1919 год издавал газету "Чулпан". С апреля по сентябрь 1919 года по заданию штаба 5-й армии Восточного фронта РККА находился на территории, контролируемой войсками Белого движения, собирал сведения о настроениях граждан в Красноуфимске, Екатеринбурге, Тюмени, Ишиме, Петропавловске, Кургане и других городах.

В 1919–1920 годах — член Центральной мусульманской военной коллегии, руководитель редколлегии отдела печати Центрального бюро коммунистических организаций народов Востока при ЦК РКП(б) и сотрудник журнала "Красный Восток". С 1918-го по 1936 год на русском, татарском, азербайджанском, башкирском, ногайском, даргинском, казахском, уйгурском, узбекском языках было опубликовано 54 произведения Ибрагимова. В 1925–1927 годах он был руководителем Научного центра Наркомпроса ТАССР, председателем бюро изучения Татарстанского края, членом ВЦИК и президиума ЦИК ТАССР. В 1928 году решением Президиума ВЦИК награжден званием Герой Труда за "выдающуюся и исключительно полезную деятельность в области социально-культурного развития татарских трудящихся масс, выразившуюся в создании классических произведений татарской художественной литературы, в издании специальных трудов по изучению классовой борьбы и революционного движения среди татар".

Из-за обострения туберкулеза с 1927 года жил в Ялте, где 29 августа 1937 года был арестован, обвинен в участии в "Правотроцкистской антисоветской националистической организации" и этапирован в Казань. 21 января 1938 года писатель умер в больнице ОМЗ (отдела мест заключения) НКВД ТАССР.

Источники: Татарская энциклопедия. Т. 2. 2005; Россовский В. П. Герои труда: Биографический справочник. Калуга, 1999; Жизнь и творчество Галимджана Ибрагимова. Казань: ИЯЛИ, 2017.

В Казани есть несколько мест, увековечивающих память о писателе. На стене дома 33 на улице Муштари, в котором Ибрагимов жил с 1924-го по 1927 год, установлена мемориальная доска. Один из проспектов города назван его именем. Имя Ибрагимова присвоено Институту языка, литературы и искусства Академии наук Татарстана. На улице Восстания перед гимназией №17, носящей имя писателя, установлен его бюст. На Архангельском кладбище, в той его части, где предположительно захоронено тело писателя (точное место неизвестно), поставлен памятник.

Памятник Галимджану Ибрагимову на Архангельском кладбище в Казани

Однако среди казанских мест, связанных с именем Галимджана Ибрагимова, есть еще одно, редко упоминаемое и внешне никак не обозначенное. Это здание тюремной больницы, в которой он провел последние месяцы своей жизни, находясь под следствием, и умер.

В биографических работах сообщается, что писатель был болен туберкулезом с 1910-х годов. Периодически происходили обострения, он лежал в больнице. Серьезным образом его здоровье ухудшилось в 1927 году, врачи рекомендовали сменить климат и поселиться на юге. Ибрагимов с семьей переезжает в Ялту, где живет в течение 10 лет. Именно там писатель был арестован 29 августа 1937 года.

Галимджан Ибрагимов в Ялте, 1932 год.

Профессор Алтер Литвин, изучавший следственное дело Ибрагимова, сообщал, что в деле имеются справки ялтинских врачей о туберкулезе легких, открытом процессе с кровохарканием и выделением туберкулезных палочек. Однако это не повлияло на решение НКВД об аресте писателя и его этапировании в Казань (постановление об аресте подписано младшим лейтенантом госбезопасности Михаилом Каменщиковым). В Ялту с целью обыска и ареста Ибрагимова в августе 1937 года был командирован сержант госбезопасности Сунгатулла Курбанов.

В 1962 году по делу о розыске имущества писателя (документов и рукописей), изъятого при обыске, Курбанов был допрошен и сообщил:

"Г. Ибрагимов во время ареста находился в очень тяжелом болезненном состоянии и находился под постоянным наблюдением медработников. После ареста Г. Ибрагимов был сдан в горотдел и после прибытия в Казань… помещен в тюремную больницу НКВД, где он вскоре умер. В связи с тяжелым болезненным состоянием Г. Ибрагимов допросам не подвергался". (Литвин А. "Запрет на жизнь". Казань: Татарское книжное издательство, 1993. С. 121)

В следственном деле есть акт о смерти писателя:

"Мы, нижеподписавшиеся врач больницы ОМЗ Маврина, лекпом Байкеев и старший надзиратель Петров, составили настоящий акт о том, что л/свободы Ибрагимов Галимзян 50 лет, прибывший из Казанской тюрьмы №1 21/X 37 г., умер 21/I 38 г. от туберкулеза легких и туберкулезного плеврита".

Акт о смерти Галимджана Ибрагимова. Источник: Политические репрессии в Татарской АССР сквозь призму подлинных документов и воспоминаний. Казань: Редакция "Книга Памяти", 2011. С. 196.

В справке о захоронении указано: "Схоронен в общем порядке средствами больницы 27 января 1938 г."

Выражение "общий порядок" означает, что тело Галимджана Ибрагимова, скорее всего, было захоронено вместе с телами других умерших и расстрелянных НКВД на Архангельском кладбище Казани, которое находится примерно в трех километрах от больницы. Точное место неизвестно.

Фрагмент материалов немецкой аэрофотосъемки Казани 1942 года. Зеленым крестом обозначено место, где в настоящее время находится памятник Ибрагимову. Источник: retromap.ru

Предположительное место захоронения, на котором сейчас установлен памятник Ибрагимову, в конце 1930-х годов находилось рядом с кладбищем. Судя по материалам немецкой аэрофотосъемки 1942 года, это был пустырь, к которому проходила дорога, что облегчало захоронение в этом месте умерших под следствием и расстрелянных.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Казанский Сандармох: где покоятся останки расстрелянных НКВД?

Больница ОМЗ (отдела мест заключения) НКВД ТАССР — последний казанский адрес Галимджана Ибрагимова. Здание больницы было построено в 1881 году (по другим данным — в 1875 году) в качестве Земского арестного дома.

История этого учреждения началась в 1837 году. 10 июля 1837 года Николай I утвердил "Положение о Казанской арестантской роте гражданского ведомства". Роту разместили в Плетеневской слободе. По сведениям, опубликованным казанским журналистом Антоном Шабардиным, после революции 1917 года Земский арестный дом был переименован в Центральный дом заключенных (Центрдомзак), рядом находился Исправительный дом. 16 декабря 1931 года эти учреждения были реорганизованы в Фабрично-заводскую трудовую колонию №1 закрытого типа, которая с 1937 года называлась исправительно-трудовой колонией №1 (ИТК-1). Позднее ей был присвоен номер два (ИТК-2).

В XIX и начале XX века улица, на которой находилась арестантская рота, позже Земский арестный дом, называлась Николаевской. В 1924 году она была переименована в улицу имени Мулланура Вахитова, а в 1985 году — в Производственную. Нынешнее название улицы связано с тем, что на ней находятся Казанский арматурный завод (основное производство исправительной колонии №2) и "Нэфис" (в прошлом Казанский химический комбинат имени Вахитова, бывший мыловаренный и свечной завод братьев Крестовниковых).

Современный вид здания тюремной больницы (после реконструкции)

Тюремная больница с начала 1930-х годов размещалась в здании Земского арестного дома (Центрдомзака). Кроме Ибрагимова, в этой же больнице в 1932 году после попытки самоубийства, вызванного пытками в НКВД, умер талантливый языковед и исследователь литературы Джамал Валиди. Дочь Валиди, Амина вспоминала:

"Не знаю уж, что этот следователь [Гарайша Бикчантаев] делал с папой, знаю только, что побои и издевательства продолжались. И вот однажды отец не выдержал и выбросился из окна третьего этажа. Хотел покончить с собой, чтобы положить конец мучениям. Жестоко разбился, сломал руку и ногу, но остался жив. После этого его перевели в тюремную больницу на улице Вахитова — ту самую, где позднее умер Галимджан Ибрагимов". (Мустафин Р. "Поименно вспомним всех". Казань: Татарское книжное издательство, 2014. С. 77)

В настоящее время здание используется в том же качестве: больницы для осужденных УФСИН России по Республике Татарстан. По сообщениям татарстанских СМИ, с 2011 по 2015 годы в здании был проведен капитальный ремонт. В его ходе внешняя часть здания, выходящая на улицы Производственную и Братьев Петряевых, была обшита сайдингом, который скрыл исторический облик. Здание не входит в перечень объектов культурного наследия Республики Татарстан и не защищено законодательством от такой реконструкции. Из деталей интерьера, судя по снимкам, опубликованным журналистами по разрешению УФСИН, сохранилась металлическая лестница. О прежнем внешнем облике здания можно судить по снимку на официальной странице исправительной колонии №2.

Здание тюремной больницы до реконструкции 2011-2015 гг.

Бессмысленно задаваться вопросом, почему смертельно больного Галимджана Ибрагимова арестовали, этапировали в казанскую тюрьму и держали сначала два месяца в тюрьме, а затем в тюремной больнице. Арест писателя, его этапирование в Казань и содержание в тюрьме и больнице НКВД были бесчеловечными действиями. В НКВД знали о тяжелом состоянии писателя, умиравшего от туберкулеза. Но стремление проявить непримиримость и рвение в борьбе с предполагаемыми "врагами народа" было, вероятно, единственным мотивом сотрудников НКВД, принимавших решение об аресте и этапировании. Человеколюбие и милосердие — понятия из другого мира, чуждого им.

В советской риторике 1930-х использовалось понятие гуманизма, но неизменно в словосочетаниях с прилагательными: "пролетарский", "советский" или, напротив, "буржуазный". Истинным гуманизмом признавался только пролетарский гуманизм, который "требует неугасимой ненависти к мещанству, к власти капиталистов, его лакеев, паразитов, фашистов, палачей и предателей рабочего класса"(Горький М. "О культурах" // Правда. 1935. 15 июля).

Именно так: гуманизм — это ненависть. Как раз об этом писал Оруэлл в "1984", описывая насилие тоталитаризма над сознанием: "война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила". К сожалению, и в настоящее время такое насилие — не история и не литературный образ.

Галимджан Ибрагимов после возвращения из тыла Колчака в одежде обозчика, 1919 год

На мой взгляд, в память о Галимджане Ибрагимове, Джамале Валиди и других жертвах государственного террора, умерших в тюремной больнице, на здании необходимо установить мемориальную доску, предварительно вернув ему исторический вид и включив в список объектов культурного наследия.

В базе данных "Мемориала" можно найти имена некоторых жертв советского террора, умерших в больнице ОМЗ НКВД ТАССР:

  1. Ван Хо Шан 1903 года рождения, кустарь-игрушечник, арестован 6 февраля 1938 года, обвинен в шпионаже — разговорах о тяжелой жизни китайцев в СССР, умер 19 сентября 1938 года.
  2. Герн Август Иванович 1880 года рождения, фармацевт в аптеке железнодорожной поликлиники на станции Алатырь, арестован 16 июля 1938 года, обвинен в работе на эстонскую разведку, умер 10 октября 1938 года.
  3. Долгов Порфирий Емельянович 1893 года рождения, бухгалтер топливного склада на станции Юдино, арестован 26 октября 1936 года, обвинен в антисоветской агитации, восхвалении условий жизни за границей, осужден 21 декабря 1936 года на 6 лет лишения свободы, умер 23 июня 1938 года.
  4. Наживин Николай Яковлевич 1881 года рождения, заместитель начальника службы связи и сигнализации в Управлении Казанской железной дороги, арестован 25 марта 1938 года, обвинен во вредительстве с контрреволюционными целями, умер 14 июля 1938 года.
  5. Самитов Закир Камалетдинович 1901 года рождения, журналист, уполномоченный Литфонда при Союзе писателей ТАССР, арестован 4 апреля 1938 года, обвинен в участии в "правотроцкистской военной повстанческой террористической организации", умер 30 октября 1938 года.
  6. Утяганов Кадыр Ахметович 1896 года рождения, экономист-плановик, жил в Тамбове, арестован 15 ноября 1937 года, обвинен в участии в "правотроцкистской, националистической, военной террористической организации", умер 16 октября 1938 года.
  7. Халитов Ибрагим Закирович, 1866 года рождения, мулла, арестован 15 октября 1937 года, обвинен в "религиозной пораженческой агитации", умер 14 декабря 1937 года.
  8. Шарафутдинов Шигабутдин 1862 года рождения, мухтасиб из Чистополя, арестован 25 июня 1938 года, обвинен в участии в "антисоветской буржуазно-националистической организации "Идель-Урал", умер под следствием 6 июля 1938 года, через 10 дней после ареста.
  9. Юмшанов Григорий Степанович 1884 года рождения, помощник дорожного мастера на станции Юдино, арестован 27 января 1937 года, обвинен в участии в контрреволюционной организации и вредительстве, умер 12 мая 1937 года.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Большой террор и судьбы. Как идейный писатель стал "турецким шпионом"

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь