Большой террор и судьбы. Кто и как сфабриковал дело Карима Тинчурина

Одна из последних фотографий Карима Тинчурина

Судьба Карима Тинчурина — трагическая история талантливого и сильного человека, повлиявшего на развитие татарской культуры и сохранившего достоинство, уважение и твердость под пытками в кабинетах НКВД. Репрессии в отношении Тинчурина — тот случай в истории государственного террора в СССР, когда избиваемый следователями НКВД человек никого не оговорил и погиб в результате оговора других. Социолог и колумнист "Idel.Реалии" Искандер Ясавеев рассказывает о деталях следственного дела Карима Тинчурина в 1937–1938 годах, известных по открытым источникам.

Карим Тинчурин — актер, драматург и режиссер, заслуженный артист Татарской АССР, член Союза писателей СССР, основатель Татарского театра драмы и комедии (в настоящее время театр носит его имя). Спектакли по его пьесам занимают заметное место в репертуарах татарских театров, а театр имени Галиаскара Камала ежегодно открывает театральный сезон спектаклем "Голубая шаль".

Карима Тинчурина арестовали в ночь с 16 на 17 сентября 1937 года, через день после того, как ему исполнилось 50 лет. Арест и обыск произошли в квартире Тинчуриных по адресу: Казань, улица Банковская, дом 14, квартира 1 (современный адрес — ул. Мусы Джалиля, д. 16).

Дом, в котором жил Карим Тинчурин, сейчас

В настоящее время это здание на углу улиц Мусы Джалиля и Профсоюзной имеет статус объекта культурного наследия федерального значения, но пустует и затянуто строительной сеткой (на момент написания этого текста — в середине декабря 2023 года — рабочие возводили новую крышу над зданием).

В Национальном музее Республики Татарстан хранится уникальный документ — карандашные записи слов Захиды Тинчуриной-Ахмеровой — татарской актрисы, преподавательницы, жены драматурга — дающие представление о страданиях и неведении членов семей тех, кого объявляли "врагами народа":

"Арестовали в ночь с 16 на 17 сентября 1937 г. Он спал, жена печатала на машинке. Сильный стук в дверь. Вошли следователь и два бойца. Обыск. Кож. чемодан с рукописями забрали. Оделся. Снял кольцо. Передачи с 4-5 часов утра занимали очередь, чтобы передать. Брали только белье, в кассу деньги на его имя принимали. Так 14 месяцев. В ноябре (в Плетеневской тюрьме) пришла — передала. Жду… оказывается, нет его у нас… Сообщили, что сослали на 6 лет, 10 лет… В декабре 1947 года написала письмо с просьбой сообщить, где он. 13 апреля 1948 года вызывали… Начальник тюрьмы Нугуманов… сообщил в беседе, что из Москвы в ноябре 1938 года пришло распоряжение 200 человек расстрелять. В конце 1954 года написала в ЦК, в октябре 55 — реабилитировали. В 56 о дате смерти написала в К-т безопасности. "Он скончался в мае 47 года от рака пищевода". Справку дали в загсе".

(источник: Хайруллина А. Д. "Наследие Карима Тинчурина как отражение судьбы эпохи" (По материалам из собрания Национального музея Республики Татарстан) // Тюркологические исследования. 2019. Том 2. № 3. С. 94–99).

Захида и Карим Тинчурины в 1920 году. Фрагмент снимка из экспозиции музея Театра имени Тинчурина

Карима Тинчурина расстреляли ночью с 14 на 15 ноября 1938 года по приговору "тройки" НКВД ТАССР от 14 ноября. Источник подробных сведений о деле Тинчурина — книга историка Алтера Литвина "Запрет на жизнь", в которой драматургу посвящена отдельная глава.

По сведениям Литвина, в тот день "тройка" приговорила к расстрелу 61 человека. Она состояла из первого секретаря Татарского обкома ВКП(б) Александра Михайловича Алемасова (в дальнейшем первый секретарь Ленинск-Кузнецкого, Томского и Кременчугского горкомов ВКП(б), персональный пенсионер союзного значения, умер в 1972 году), наркома внутренних дел Татарской АССР Василия Ивановича Михайлова (расстрелян в 1940 году, не реабилитирован) и прокурора Татарской АССР Василия Семеновича Перова (в дальнейшем — помощник прокурора РСФСР, прокурор Калужской и Курской областей, города Ярославля, умер в 1965 году). На сайте Генеральной прокуратуры РФ, где Перову посвящено отдельное сообщение, ничего не говорится о его участии в государственном терроре и ответственности за гибель множества граждан.

Основанием для приговора Кариму Тинчурину стало обвинительное заключение, подготовленное сотрудниками НКВД по результатам следствия, которое продолжалось 13 с половиной месяцев. На допросах младший лейтенант госбезопасности Иcхак Гатин избивал Тинчурина, требуя от него признательных показаний. Гатин впоследствии, в годы Второй мировой войны, был первым секретарем Бугульминского и Кайбицкого райкомов ВКП (б), что подтверждается имеющимися в открытом доступе письмами и газетными публикациями, а в 1946 году был снят с райкомовской должности и исключен из рядов ВКП (б) "за аморализм".

Драматурга избивал также начальник четвертого отдела УГБ НКВД Татарской АССР и впоследствии замнаркома внутренних дел Татарской АССР капитан госбезопасности Матвей Шелудченко (расстрелян в 1940 году в один день с Василием Михайловым).

Факт избиений подтверждается материалами судебного процесса над сотрудниками НКВД в 1939–1940 гг., которые цитирует профессор Литвин. Секретарь следственной части НКВД Татарской АССР Бологовская в ходе процесса сообщила об "избиении арестованного Тинчурина, который как ни жестоко бил его Гатин, все же никаких показаний не дал". Бологовская уточнила, что ее комната находилась напротив комнаты Гатина, и она хорошо слышала избиения и стоны арестованных.

Протоколы допросов, которые цитирует Литвин, включая последний из находящихся в следственном деле (составлен 2 ноября 1938 года), также свидетельствуют, что Карим Тинчурин не был сломлен следователем и не оговорил себя под пытками:

"Гатин: Материалами следствия вы изобличены как руководящий участник казанского центра антисоветской буржуазно-националистической организации в Татарии. Дайте показания в вашей антисоветской деятельности как участник этой антисоветской организации.
Тинчурин: Я руководящим участником антисоветской буржуазно-националистической организации в Татарии не являлся и антисоветскую деятельность не проводил.
Гатин: Вы через японского шпиона Хасана Исхакова вели шпионскую деятельность в пользу Японии. Расскажите о вашей шпионской деятельности.
Тинчурин: Связь на почве шпионажа с Хасаном Исхаковым я категорически отрицаю".

(источник: Литвин А. Л. "Запрет на жизнь". Казань: Татарское книжное издательство, 1993. С. 142–143).

Однако несмотря на отказ драматурга дать признательные показания о шпионаже и антисоветской деятельности, Кариму Тинчурину по окончании следствия предъявили обвинительное заключение, согласно которому он:

"а) являлся активным участником антисоветской буржуазно-националистической организации в Татарии и вел активную борьбу за вооруженное свержение Советской власти и реставрацию капитализма в СССР;

б) являясь участником антисоветской организации, в своей практической работе в Союзе советских писателей Татарии проводил подрывную вредительскую деятельность на культурно-идеологическом фронте;

в) в 1917 г. в период существования Временного правительства работал в редакции газеты "Иль" — орган контрреволюционно-националистической буржуазии, редактируемой Гаязом Исхаковым, вел борьбу против коммунистической партии;

г) в 1918 г. в период разгрома в Казани белогвардейской банды — отступал вместе с ними в Тетюши, а оттуда в Самару — к Гаязу Исхакову, Заки Валиди, Ф. Сайфи и др.;

д) имел письменную связь с буржуазно-националистическим деятелем, находящимся в эмиграции в Германии — с Гаязом Исхаковым, и получал от него белогвардейский журнал "Милли юл" и задания по антисоветской деятельности;

е) имел тесную связь с японским шпионом Хасаном Исхаковым и получал через него пьесы от брата его Гаяза Исхакова из Германии;

ж) в 1910 г., будучи арестованным жандармской охранкой в Казани, получал от них задания по провокаторской работе среди татарской интеллигенции".

К сожалению, нельзя не сказать, что обвинительное заключение в отношении Карима Тинчурина опиралось на показания писателей Кави Наджми, Лябиба Гильми, Махмуда Галяу, Галимджана Нигмати, полученные в результате избиений и пыток. Об этом свидетельствуют фрагменты протоколов из следственных дел, опубликованные профессором Литвиным.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Большой террор и судьбы. Как идейный писатель стал "турецким шпионом"

Из протокола допроса Кави Наджми 15 октября 1937 года:

"Карим Тинчурин до Октябрьской революции активно сотрудничал на страницах буржуазно-националистической печати и близко был связан с Ф. Сайфи, Ф. Амирханом и др. В 1918 г. он вступил в занятую белогвардейцами Самару, где в то время собрались эсеры Атнагулов, Сайфи и лидеры татарских белогвардейцев Исхаки, З. Валиди, Г. Терегулов <…> В целом ряде своих произведений Тинчурин протаскивал или националистическое содержание, или извращенно показывал историю и быт татарской деревни".


В 1939 году Кави Наджми и Галимджан Нигмати отказались от своих показаний, заявив, что они были получены в результате давления, но Карима Тинчурина к этому времени уже расстреляли.

Махмуда Галяу и Лябиба Гильми также расстреляли в 1937-м и 1938 году. Галимджан Нигмати умер в декабре 1941 года в Устьвымлаге НКВД. Кави Наджми после двух с половиной лет тюремного заключения освободили в декабре 1939 года, его дело прекратили "за недоказанностью обвинения". В дальнейшем Наджми способствовал освобождению Фатыха Карима, восстановлению доброго имени Мусы Джалиля и реабилитации Карима Тинчурина.

Точное место захоронения Карима Тинчурина неизвестно. Как и множество других расстрелянных, он был захоронен в общей могиле на северо-восточной окраине Архангельского кладбища.

Памятник Кариму Тинчурину в сквере, названном его именем, в Казани

Однако в отличие от памяти о других жертвах государственного террора, память о Кариме Тинчурине и его гибели заметна в Казани. Его имя с 1988 года носит созданный им Татарский государственный театр драмы и комедии. В Казани, кроме улицы Тинчурина, есть сквер, названный его именем. У входа в сквер установлены памятник Тинчурину и информационная доска о драматурге.

В музее Татарского театра драмы и комедии имени Тинчурина жизни и смерти драматурга посвящена отдельная экспозиция с фотографиями, документами и предметами, переданными театру Захидой Тинчуриной-Ахмеровой. Периодически в театральном музее его сотрудники проводят экскурсии, посвященные Кариму Тинчурину.

Кабинетные часы Тинчурина с подставкой выставлены в экспозиции Национального музея Республики Татарстан, в той его части, которая представляет период государственного террора. В фондах Национального музея Татарстана, как следует из процитированной выше статьи Алсу Хайруллиной, старшего научного сотрудника музея, хранится множество предметов, переданных Захидой Тинчуриной-Ахмеровой: чернильный прибор, пресс-папье, зажигалка к чернильному прибору, два подсвечника, мебель из кабинета драматурга: письменный стол, стулья, книжный шкаф, а также рукописи Карима Тинчурина, документы и фотографии (465 единиц хранения).

Часы с подставкой из квартиры Карима и Захиды Тинчуриных в экспозиции Национального музея Республики Татарстан. Рядом — костюм Фатыха Карима

Размеры тинчуринской коллекции в фондах Национального музея Татарстана и сохранившееся здание на улице Мусы Джалиля, в котором драматург жил с 1919-го по 1937 год, указывают на возможность создания квартиры-музея Карима Тинчурина — филиала Национального музея, в котором эта коллекция могла бы быть представлена гражданам. Такой музей может стать уникальным местом памяти, посвященным жизни, творчеству и трагической судьбе выдающегося татарского драматурга.

Дом в Казани, в котором с 1919 по 1937 год жил Карим Тинчурин и в котором он был арестован. Снимок сделан в конце 1990-х — начале 2000-х гг. Источник: okn.tatarstan.ru

А пока лучшей памятью о Кариме Тинчурине являются созданный им театр и спектакли по его пьесам и переводам, которые идут на сценах татарских театров. Один из этих спектаклей имеет отчетливый антивоенный смысл. Написанная сто лет назад после ужасов первой мировой и гражданской войн пьеса Карима Тинчурина "Угасшие звезды" не менее современно звучит и сейчас. Россия снова воюет, вновь погибают люди и снова преобладает отношение к ним как к расходному материалу:

"Шайбак. Бабай, говорят, царь Германии с нашим царем воюет. Получается, эти цари сами воюют?
Сиражи. Цари сами не воюют, их народы воюют.
Шайбак. А почем они сами не воюют?
Сиражи. А зачем… Воевать нелегкое дело.
Шайбак. А почему тогда говорят, что цари воюют?
Сиражи. Цари правят народами. Они народы заставляют воевать.
Шайбак. Бабай, а война из-за чего начинается?
Сиражи. Цари ссорятся между собой, да и гонят людей на войну. А сами в сторонке наблюдают. Кто победит — землю забирают. Медали раздают, в плен забирают, города отбирают.
Шайбак. А эти земли, города кому?
Сиражи. Кому, кому… Царю! Богачам да купцам, генералам.
Шайбак. Как так? Раз воюют люди, пусть им дадут.
Сиражи. Нет такого закона.
Шайбак. А тот царь, который проиграл войну, он свои земли, свои деньги отдает тому царю, который победил?
Сиражи. Как уж свои деньги?! Собирает с людей и отдает. И наших людей с деревни собрали и ведут в такие земли.
Шайбак. А вдруг кто-то не хочет воевать… Что будет, если он не пойдет на войну?
Сиражи. Что будет? В тюрьму кинут. Или застрелят…"

(Карим Тинчурин, отрывок из пьесы "Угасшие звезды", перевод с татарского).

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.