История перед глазами: 2017 год

Взрыв на военном складе в украинской Калиновке, уничтоживший тонны боеприпасов. 27 сентября.

Фотограф агентства Reuters Глеб Гаранич с коллегой-оператором провели всю ночь за рулем и миновали несколько полицейских кордонов, чтобы выяснить, насколько близко можно подъехать к месту, откуда разлетаются ракеты по предрассветному небу. Ответ нашелся сам собой, когда "огромный кусок металлической трубы, похожий на корпус ракеты "Ураган", упал в 200 метрах перед машиной. Это был "явный знак, что пора остановиться", говорит Гаранич.

Надев бронежилеты, журналисты поставили камеры на штативы и навели объективы на пылающие склады. Несколько минут спустя горизонт осветился этим огромным взрывом. Фотографу запомнились напуганные лица местных, "которые не могли поверить, что такое может случиться почти за тысячу километров от линии фронта". 

Толпа держит на руках Павла Коновальчика, танцующего в инвалидном кресле, на фестивали "Рок за бобров" под Минском. 22 июля.

Во время выступления группы "Дай дорогу" на музыкальном фестивале "Рок за бобров" Павел Коновальчик пытался проехать поближе к сцене, крича: "Дайте проехать, дайте". Фотограф Александр Кандыбо стоял у сцены и увидел, как посетители, не сговариваясь, взяли кресло Коновальчика и подняли его над головами. 

Фотограф рассказал: "У "Дай дорогу" бодрая и энергичная музыка, звучала песня "Прыгай в коляску", а тут парень в инвалидном кресле радостно взмывает над толпой". Коновальчика держали на руках, пока звучали две песни. "На эту фотографию была огромная реакция, – говорит Кандыбо. – Она вызывает отклик у большинства зрителей". Коновальчик наверняка будет помнить об этом событии всю жизнь. 

70-летний мужчина курит трубку, слушая граммофон в своей разрушенной спальне с района Аль-Шаар в Алеппо. 9 марта. 

Старика зовут Мохаммед Анис. Он был владельцем косметической фабрики и коллекционировал старые автомобили. Большинство из его 24 машин были разрушены, несмотря на всего его старания: ему удалось убедить ополченцев не устанавливать зенитную пушку на "Шевроле" 1958 года. Когда фотограф France-Press Джозеф Эйд познакомился с Анисом, он пригласил его в свой разрушенный бомбардировками дом. Войдя в спальню, Эйд обратил внимание на ручной граммофон и спросил Аниса, работает ли он. "Конечно, – ответил тот. – Но сначала я должен раскурить трубку, я никогда не слушаю музыку без нее".

Эйд считает, что сила снимка в том, что он «передает трагедию войны, не показывая насилие…Он просто рассказывает о воле к жизни». Эйду стало известно, что Анис новь запустил свой бизнес и восстанавливает дом.

Kенди Фримен участвует в антирасистских протестах Black Lives Matter перед небоскребом Trump Tower в Нью-Йорке. 14 января.

Простояв целый день перед Trump Tower в надежде хотя бы мельком увидеть будущего президента, репортеры начали собираться домой. Фотограф Стефани Кит рассказала в разговоре с Радио Свобода: "В тот день я работала по заказу Reuters. Коллега из [Associated Press] сказал мне: "Иди уже домой". Потому что если Reuters уходит, то и нам тоже можно". Однако Стефани знала, что на вечер запланирована акция протеста против расизма, и осталась. Припорошенная снегом Кенди Фримен мгновенно привлекла внимание Стефани: "Она сразу же показалось мне очень яркой и красивой".

Стефани спросила у демонстрантки, можно ли сделать ее портрет, и поставила ее под свет соседнего ювелирного магазина. После публикации фотограф получила письмо от Кенди Фримен с благодарностью за портрет, придающий «уверенность в себе».

Посетители концерта убегают от стрельбы на фестивале кантри Route 91 Harvest в Лас-Вегасе. 1 октября. 

Рассказывая о кровопролитном инциденте со стрельбой по гражданским лицам в истории США, фотограф Дэвид Беккер вспоминает, что поначалу его мозг отказывался адекватно воспринимать происходящее. Услышав трескающие звуки, Беккер вышел из палатки для прессы. Охранник предположил, что это неполадки с оборудованием. Фотограф рассказывает: "Я снимаю бегущих людей и думаю: это просто колонки барахлят. Во всяком случае, так я себе говорю. Люди в панике пытаются спасти свою жизнь, и я понимаю, что должен это снять". Отчасти неразбериха объяснялась темнотой. Беккер снимал камерой Nikon cо светочувствительностью ISO 10 000, благодаря чему мы видим детали, которых сам он во время съемки не видел: "Я видел только силуэты лежащих людей". Лишь просматривая отснятые фотографии, он разглядел кровь жертв и начал понимать весь ужас происходящего.

Иракский военный требует, чтобы мужчина показал, что на нем нет пояса смертника, во время операции по освобождению Мосула от экстремистов из группировки "Исламское государство" (ИГ). 4 марта. 

3 марта фотограф Reuters Горан Томашевич едва не погиб, находясь рядом с иракскими солдатами, которые прочесывали районы, занятые боевиками ИГ. Неожиданно началась стрельба, и стоявший рядом с Томашевичем солдат погиб от пули. Фотограф вместо с другими солдатами забежал в дом, где они оказались под огнем снайпера. Во время разговора с Томашевичем еще один солдат погиб от прямого попадания в голову. Ночью здание, где они находились, атаковал смертник – его застрелили всего в нескольких метрах от входа в дом. На следующий день опытный военный фотограф увидел эту сцену, столь характерную для войны нового типа. Жители Мосула пытались перейти на территории, подконтрольные иракским военным, однако и тем и другим приходилось действовать осторожно.  

Президент России Владимир Путин стоит под дождем во время траурной церемонии в Москве в 76-ю годовщину нападения нацистов на СССР.

Утром 22 июня погода в Москве была переменчивой, вспоминает фотограф Алексей Дружинин. Однако когда он приехал в Вечному огню, небо прояснилось и казалось, что «погода будет солнечной весь день», вспоминает он.

Фотограф, работающий для администрации президента, рассказал: когда делегация подошла к венку, "дождь полил стеной – как из ведра" и продолжался все 15 минут, что длилась церемония с участием президента. Снимок получил известность, однако автор считает, что его роль в этом невелика: "Реакция была не на саму фотографию, а на ситуацию, когда Путин отказался от зонта и в знак траура стоял под проливным дождем". Позднее, когда Путина спросили об отсутствии зонта, тот ответил в духе тщательного поддерживаемого им образа "крутого парня": "Не сахарный, не растаю"

Российский оппозиционный политик Алексей Навальный, облитый зеленкой в Москве. 27 апреля. 

"Выглядит комично, но глаз жжет просто адски", – написал в Twitter'е Алексей Навальный после того, как его облили зеленкой во второй раз за последнее время. Евгений Фельдман, сделавший эту фотографию, когда Навальный вышел из больницы, уже не первый раз снимал оппозиционера после нападения. В интервью Радио Свобода он отметил, что "на протяжении двух предыдущих месяцев в каждой поездке по России на нас нападали: обливали зеленкой и чернилами или забрасывали яйцами".

Сразу после того, как была сделана эта фотография с химическим ожогом правого глаза, Навальный отправился в студию вести программу в прямом эфире на YouTube. 

Больше на Навального не нападали. Фельдман считает, что это связано в тем, что нападавшие поняли, что "насилие непродуктивно: они делают из него жертву и мученика".

Депутат Надежда Савченко показывает непристойный жест во время заседания Верховной Рады. 22 июня.

Находясь в российской тюрьме, украинская военнослужащая Надежда Савченко стала символом непреклонности Украины перед российской агрессией. Широкую известность получил аналогичный ее жест в адрес российского суда. В относительно свободном украинском парламенте она не снискала такой же славы.

Фотограф Владислав Мусиенко снимал в парламенте 22 июня, через год после триумфального возвращения Савченко в Украину. Внезапно услышал шум, рассказал он Азаттыку: "Я обернулся и стал фотографировать, еще не понимая, что происходит. Только потом я понял, что крики и жест были реакцией Савченко на слова спикера, который ставил какой-то вопрос на повторное голосование".

Мусиенко не стал говорить об отношении украинцев к Савченко. Однако он отметил, что лично для него "этот снимок пример того, как нельзя себя вести в парламенте".

Песчаная буря на Поющем бархане в национальном парке Алтын-Эмель в Казахстане. 30 апреля 2017 года. 

Алеся Осадчая приехала из Москвы на знаменитый Поющий бархан в Казахстане, однако попала в песчаную бурю. Фотограф-любитель, преподающая в Московской ветеринарной академии, рассказала Азаттыку по телефону, что ветер "гнал песочные волны с 20-метровой дюны". Порывы ветра в тот день были такой силы, что смотритель парка решил подняться на дюну и оценить, не будет ли восхождение опасным для туристов. Когда он спускался, его окружили песчаные вихри – этот момент и запечатлен на фотографии Осадчей. Как ни странно, смотритель решил, что восхождение безопасно. Через 20 минут ветер чуть не сбил с ног невысокую Осадчую, которая шла по гребню дюны. Погода в тот день была столь необычной, что сразу две фотографии оттуда (вторая тоже сделана туристом) прошли в финал конкурса "Фотография года", объявленного журналом National Geographic.