Ссылки для упрощенного доступа

Как противница преподавания татарского языка Ольга Зиятдинова за две недели стала фигурантом двух уголовных дел


Ольга Зиятдинова
Ольга Зиятдинова

Прославившаяся благодаря подаче искового заявления о компенсации морального вреда за "принуждение" сына изучать татарский язык Ольга Зиятдинова за последние две недели стала фигурантом сразу двух уголовных дел. Ее обвиняют в развратных действиях и в экстремизме из-за оскорбляющего татар комментария в соцсети. "Idel.Реалии" рассказывают историю 48-летней активистки.

В разгар языкового конфликта в Татарстане на авансцену вышла 48-летняя жительница Казани Ольга Зиятдинова (девичья фамилия — Гавриленко). Еще в августе прошлого года она обратилась в Вахитовский районный суд Казани с иском к казанской кадетской школе-интернату имени Кузнецова. Она требовала выплатить ей компенсацию в размере 30 тысяч рублей за то, что ее сыну Ярославу, который на протяжении почти четырех месяцев находился на домашнем обучении, якобы недодали 60 часов обучения по различным предметам. Кроме того, Ольга Зиятдинова просила суд взыскать со школы миллион рублей в качестве компенсации морального вреда.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Это что за саботаж и дискредитация русского языка? Это недопустимо!"

Через несколько месяцев — в конце октября — Зиятдинова приняла решение увеличить исковые требования. И языковой конфликт пришелся как нельзя кстати. Мать 15-летнего подростка указала, что ее сына "принуждали без моей и его воли изучать татарский язык". Ольга Зиятдинова просила суд взыскать в качестве компенсации морального вреда один миллион рублей, а также 1,75 млн рублей в качестве материального вреда за то, что ее сыну недодали часы обучения по русскому языку. В социальных сетях тогда разгорелось противостояние между защитниками и противниками преподавания татарского языка в школах республики, которое нередко сопровождалось взаимными оскорблениями.

Помимо судебных тяжб в вопросе преподавания госязыка Татарстана, Ольга Зиятдинова долгое время боролась с управляющей компанией "Уютный дом"

Суд в части преподавания татарского языка Зиятдинова тогда проиграла. Верховный суд Татарстана решение Вахитовского райсуда Казани оставил без изменений.

Помимо судебных тяжб в вопросе преподавания госязыка Татарстана, Ольга Зиятдинова долгое время боролась с управляющей компанией "Уютный дом". В паблике "Комитета борьбы с коррупцией в ЖКХ РФ" (Зиятдинова является руководителем проекта) выложен скан постановления о возбуждении уголовного дела в отношении неустановленных лиц по ч.4 ст.159 УК РФ (мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере). Одной из тех, кто сообщил о предполагаемом преступлении, была Ольга Зиятдинова. В постановлении от 13 ноября 2017 года сказано, что с августа 2014-го по конец октября 2016 года "неустановленные лица, действующие от имени ООО "Управляющая компания "Уютный дом", ООО "Расчет", ООО "УК РЦ "Уютный дом Ново-Савиновский" и др., выставили счета-фактуры с заведомо завышенными суммами на оплату тепловой энергии, похитили полученные в качестве оплаты денежные средства в сумме не менее 108 млн рублей".

***

25 января этого года, в день приезда в Казань президента России Владимира Путина, Ольга Зиятдинова и ее соратник Михаил Щеглов были задержаны сотрудниками полиции. Они стояли с плакатом по пути следования кортежа президента. Активистов доставили в отдел полиции "Вишневский", где их продержали два с половиной часа.

В начале года Следственное управление Следственного комитета России по Татарстану возбудило уголовное дело по ч.1 ст.282 УК РФ (возбуждение ненависти или вражды) за комментарии в соцсети "ВКонтакте", оскорбляющие татар. Восьмого февраля следствие обратилось в Советский районный суд Казани с ходатайством о проведении обыска в квартире Ольги Зиятдиновой, с аккаунта которой, в том числе, были написаны якобы оскорбляющие татар комментарии.

21 ноября 2017 года стало известно о том, что в прокуратуру Татарстана обратился юрист Салих Гайнутдинов. Он просил привлечь Зиятдинову к ответственности за то, что она в своих сообщениях и комментариях в соцсетях оскорбляла и унижала татар.

— Я и сам написал заявление в прокуратуру, и еще двум людям помог составить заявление, — сообщил Гайнутдинов. — Она оскорбляла наш народ.

Зиятдинова позднее опубликовала в интернете "открытое письмо", в котором указала, что вечером 9 февраля сотрудники полиции пришли в ее квартиру для проведения обыска "на предмет возможной экстремистской литературы". По словам активистки, сотрудники полиции не дали ей возможность вызвать адвоката.

По словам активистки, сотрудники полиции не дали ей возможность вызвать адвоката

"Ничего не найдя, изъяли мои вещи — планшет, ноутбук, флешки, все мои телефоны, симкарты. Под давлением на моего несовершеннолетнего сына отобрали телефон моего ребенка, который нужен для процесса обучения (электронный дневник). Отказали в возможности сделать копии постановления суда, а также отказались выдать копию протокола об обыске в моей квартире и изъятию вещей", — сообщила Ольга Зиятдинова.

В СУ СКР по РТ тогда уточнили, что уголовное дело возбуждено в отношении неустановленных лиц, а Ольга Зиятдинова лишь является подозреваемой.

​Через несколько дней после проведенного обыска Зиятдинова опубликовала на YouTube видеообращение, в котором просила Владимира Путина и федеральные органы власти "защитить ее от незаконных преследований". Она сообщила, что была вынуждена уехать в Москву.

В условиях преследования и прессинга со стороны государственных органов только федеральный центр сможет меня защитить

— Я считаю, что в условиях преследования и прессинга со стороны государственных органов только федеральный центр сможет меня защитить. Считаю, что все это происходит из-за моей активной деятельности, связанной с управляющей компанией "Уютный дом", которая вывела в офшоры деньги. Я считаю, что руководство республики не могло не знать об этом и все преследование, которое происходит в отношении меня и моей семьи, связано именно с этими финансовыми махинациями, — заявила Ольга Зиятдинова.

На сайте change.org даже появилась петиция, в которой подписавшиеся потребовали "немедленно прекратить неправомерные действия правоохранительных органов, а по сути — грубые репрессии в отношении Зиятдиновой Ольги Михайловны". Петиция не набрала и 200 подписей.

Через какое-то время активистка вернулась в Казань. В конце апреля ее задержали и предъявили обвинение в совершении преступления, предусмотренного ст.135 Уголовного кодекса России — развратные действия.

25 апреля Советский районный суд Казани арестовал Зиятдинову до 8 июня. Источник газеты "КоммерсантЪ-Казань" сообщал, что в ходе проведенного у активистки обыска у нее были изъяты различные мобильные устройства, на которых следователи обнаружили видеозаписи интимных сцен с участием подозреваемой и ее мужа в присутствии несовершеннолетнего сына.

Выяснить позицию самой Ольги Зиятдиновой "Idel.Реалии" не удалось. Назначенный на судебное заседание по избранию меры пресечения адвокат Хамит Саматов отказался разговаривать c журналистом "Idel.Реалии", заявив, что "не хочет слышать ее [Зиятдиновой] фамилию".

В паблике "Комитета борьбы с коррупцией в ЖКХ РФ" через пару дней после ареста Ольги Зиятдиновой появилось следующее сообщение:

"Уважаемые участники группы! В настоящее время через различные анонимные источники активно распространяются порочащие Зиятдинову-Гавриленко О.М. сведения. Просим Вас дождаться официальных выводов следствия и не поддаваться этой истерии. Со своей стороны хотелось напомнить о закрепленной законом презумпции невиновности, а также об истинных целях данной группы — борьбы с коррупцией в сфере ЖКХ. Мы не исключаем возможный факт умышленно созданного негативного фона вокруг нашей организации с целью её дискредитации. Не считаем допустимым обсуждение чьей бы то ни было частной, личной жизни либо каких-то языковых, национальных, религиозных предпочтений. P.S. Убедительно просим проявить терпение и выдержку", — говорится в сообщении.

У нее на разврат нет ни времени, ни сил

Ранее соратник Зиятдиновой, глава Общества русской культуры в Татарстане Михаил Щеглов в беседе с корреспондентом газеты "КоммерсантЪ-Казань" предположил, что дело по ст.135 УК РФ могло быть сфабриковано.

— Зиятдинова активно занимается общественной деятельностью. У нее на разврат нет ни времени, ни сил. Она рассказывала мне, что в последнее время выявила многомиллионные хищения в сфере ЖКХ и факты вывода денег в офшоры. Зиятдинова планировала создать общественную организацию широкого профиля для борьбы с коррупцией и помощи гражданам в разных сферах, — сказал Щеглов. Связаться с ним сегодня "Idel.Реалии" не удалось.

Накануне "Idel.Реалии" выяснили, что Ольге Зиятдиновой также предъявили обвинение в экстремизме (ч.1 ст.282 УК РФ). Старший помощник руководителя СУ СКР по РТ Андрей Шептицкий сообщил, что речь идет о комментарии в соцсети "ВКонтакте", в котором пользователь под именем Ольга Гавриленко (девичья фамилия Зиятдиновой) уничижительно высказался о татарах. Шептицкий уточнил, что лингвистическая экспертиза обнаружила в сообщении активистки межнациональную рознь.

Ранее сама Ольга Зиятдинова рассказывала "Idel.Реалии", что комментарий во "ВКонтакте" опубликовал ее сын.

Это мой ребенок выложил. Я уже извинилась.

— Это мой ребенок выложил. Я уже извинилась. Меня не было с пяти вечера (комментарий был опубликован в 17:09) до 22:15 — я была в магазине. Ребенок сказал, что на меня начали нападать. Планшет был дома, он залез и начал писать. Меня там обзывали и подстилкой, и по-всякому. Нас обзывают, и в интернете сколько грязи о нас пишут — вы об этом лучше расскажите, — резюмировала тогда Ольга Зиятдинова.

С кем сейчас проживает 15-летний сын активистки, не известно.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG