Ссылки для упрощенного доступа

Загадка для Путина: кто проедает зарплату учителя года?


Педагогам в регионах России придется еще туже затянуть пояса

На встрече с педагогами Президент России оказался искренне был удивлен заработной платой "Учителя года – 2016" Александра Шагалова. Она оказалась по неизвестным для Владимира Путина причинам ниже официальных показателей.

Кому-то вообще может показаться смешным (как вице-премьеру Шувалову), но для значительного количества учителей и врачей доход в 20 тыс. и своя жилплощадь в 20 метров – недосягаемый уровень, о котором остается только мечтать.

Тем более средняя заработная плата – показатель сродни средней температуры по больнице. Если вычесть из "среднего" учителей Москвы, северные надбавки, зарплаты директората, то получится, что весомая часть учителей в глубинке не дотянет и до уровня Александра Шагалова из Армавира.

Возможно, я бы уехала, поработала бы там даже официанткой в ресторане. Я, конечно, лишилась бы любимой работы здесь, но получала бы удовлетворение от многих других вещей

При том, что абсолютное большинство педагогов явно перерабатывает – берёт две ставки, тянет классное руководство и кружки, проходит медные трубы и бумажные коридоры всевозможных аттестаций и пр. Участие в избирательных комиссиях – еще один вид приработка. И всё для того, чтобы дотянуть до среднего уровня. Те, кто хочет большего - еще и репетиторствуют. Еще более трудная ситуация складывается в вузовской среде, сегодня преподаватель высшей школы может зарабатывать меньше работника средней школы.

И когда новый министр образования говорит о том, что надо вернуть уважение профессии "учитель" - хотелось бы надеяться, что она имеет в виду и финансовую часть вопроса. Пока же в погоне учителей за небольшими деньгами, естественным образом, начинает хромать качество преподавания и забывается главное – ученик.

Повысить зарплату учителям практически не получится

Однако самое грустное в этой ситуации то, что повысить зарплату учителям практически не получится по вполне объективным причинам. Дело в том, что зарплата учителям и врачам платится из региональных бюджетов, долги и дефициты которых неуклонно растут. Регионы отдают в федеральный центр до ¾ собираемыхналогов, возвращая в форме дотаций, субвенций и трансфертов, федеральных программ лишь небольшую часть. Из остающихся в регионах денег - около 80 % бюджета идет на социальную сферу и заработные платы бюджетникам. Муниципалитетам вообще достаются сущие копейки - а это окружающая нас инфраструктура, дороги, коммунальное хозяйство и прочее. Получаетсяогромная нагрузка для регионов, а федеральный центр продолжал до последнего времени требовать исполнения т.н. майских указов Путина, заставляя отчитываться о повышении заработной платы бюджетникам. Лавры доставались московскому кремлю, а регионы получали дыры в своих бюджетах.

Учитывая, что расходы по федеральному бюджету на 2017 год заморожены, добавить регионам на зарплаты учителям у федерального центра попросту не получится. Удастся лишь тушить локальные пожары и сечь очередной раз нерадивое региональное начальство.

Нынешний кризис - это, прежде всего, кризис региональных бюджетов. В этих условиях увеличивать зарплаты местным бюджетникам - это значит доводить многие регионы до банкротного состояния. Это только внешне у Кремля выглядит всё спокойно: денежный станок вроде не включен, госдолг России остается одним из самых низких в мире. Между тем уже выпущены государственные облигации на сумму в 5 трлн. рублей (!), а регионы закредитованы до крайнего предела.

Еще никому в мире не удавалось при снижении затрат на здравоохранение и образование снизить смертность и увеличить грамотность населения

Ситуация всё больше начинает напоминать перестроечные времена. Тогда Горбачев, зная об огромных финансовых трудностях, долго не решался на непопулярное повышение цен в государственных магазинах (вплоть до 1989 г.). При том, что незадолго до этого средние заработные платы были увеличены, на многих предприятиях шла ускоренная модернизация, требующая валюты, а цены на нефть резко упали. Решение включить денежный станок и взять дорогие кредиты дало только короткую передышку. И в результате государственная машина просто выдохлась.

Что остается регионам? Жестко сокращать количество учреждений (больницы, библиотеки, ДК, кружки для детей, школы и детсады в селах), резать их бюджеты и количество персонала. Еще из арсенала: замораживать уровень заработных плат, подгонять статистику, поощрять создание "школьных фондов" и закрывать глаза на поборы.

В целом, политика оптимизации непременно скажется на уровне развития человеческого капитала. Еще никому в мире не удавалось при снижении затрат на здравоохранение и образование снизить смертность и увеличить грамотность населения. Так что нынешний кризис войдет в историю не только, как кризис регионов, но и как путь к дальнейшей деградации человеческого капитала.

Высказанные в рубрике мнения могут не отражать точку зрения редакции

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.​

XS
SM
MD
LG